Основные проблемы переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:12, лекция

Описание работы

Поступательное социально-экономическое развитие предполагает переход от достигнутого уровня к более высокому, от одной системы к другой, качественно новой. Современный период для стран бывшего СССР характеризуется переходом от централизованно-планируемой экономике к экономике рыночного типа. В данной теме раскрывается сущность переходной экономики, ее особенности, структурные преобразования, трансформация собственности и роль государственного регулирования в ее становлении.

Работа содержит 1 файл

Основные проблемы переходной экономики.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

    Процесс, противоположный приватизации, называется национализацией. Она представляет собой передачу частной собственности в распоряжение государства. В XX веке наиболее масштабная национализация была проведена в СССР. Государство получило подавляющую часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдельных государствах осуществляется реприватизация - возврат национализированной собственности прежним владельцам.

    В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих  принципов:

    - сочетание  платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а остальная часть продается;

    - право  каждого гражданина на часть  безвозмездно передаваемой государственной собственности;

    - дифференциация  методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Например, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные - преобразованы в акционерные общества и т.д.;

    - предоставление  социальных гарантий членам трудовых  коллективов приватизируемых предприятий.  Трудовой коллектив может выступать  инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;

    Формы и методы приватизации. В большинстве стран с переходной экономикой существует два основных подхода /формы/ приватизации:

      бесплатная передача государственного имущества трудовым коллективам и населению и продажа  этого имущества. Бесплатная приватизация обычно осуществляется путем выдачи приватизационных ваучеров. Продажа имущества государственных предприятии проводится в форме аукциона, или конкурса. Может осуществляться передача или льготная продажа государственного имущества -работникам приватизируемых предприятий /в форме выкупа арендуемого имущества

    или преобразования государственных предприятий в акционерные общества/. Преимуществом акционирования является возможность использовать для выкупа акций приватизационные чеки граждан, привлекать отечественных и иностранных инвесторов, контролировать деятельность предприятия со стороны государства, когда последнее владеет его акциями.

    Пути  становления конкуренции. Важнейшим условием эффективного функционирования рыночной экономики, ее главной движущей силой является конкуренция - экономическое соперничество хозяйствующих субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Именно конкуренция позволяет обеспечить наиболее эффективное распределение экономических ресурсов. Конкуренция стимулирует деятельность действующих субъектов, побуждая их к уменьшению издержек производства; улучшению качества продукции, снижению цен. Таким образом, конкуренция представляет собой присущий товарному производству стихийный метод выбора оптимального хозяйственного решения.

    Формирование  слоя экономически самостоятельных  субъектов хозяйствования возможно двумя основными способами. Во-первых, это реформирование государственного сектора, реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых, создание совершенно новых предприятий путем образования акционерных обществ или учреждения малых предприятий. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицирует институциональные изменения в экономике и ускоряет процесс создания конкурентно-образующей среда в переходный период.

    Степень развития конкуренции находится  в обратной зависимости от уровня монополизации рынка. Ведь рынок представляет собой сочетание нескольких начал - стихийного и организованного, конкурентного и монопольного. С одной стороны, на рынке конкурируют между собой множество самостоятельных субъектов хозяйствования, преследующих свои экономические интересы, с другой - на каждом конкретном рынке предложение и спрос представлены отнюдь не бесконечным, а вполне определенным и совсем не обязательно большим числом субъектов хозяйствования. В этих условиях, последние манипулируя объемом производства, имеют возможность влиять на формирование рыночных цен. И они зачастую пользуются этим, выступая на рынке как предпринимательские монополии.

    Антимонопольное регулирование в  переходной экономике. С целью предотвращения чрезмерной монополизации экономики, антиконкурентных слияний, сговора о ценах, других ограничений торговли и конкуренции государство осуществляет антимонопольное регулирование - реализует комплекс мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, перестройку производства, исключение злоупотреблений монопольной властью.

    Высокий уровень монополизации производства в начале трансформационного периода  и преобладание крупных чистых монополий  обусловливает необходимость демонополизации  экономики. Ведь в условиях формирования рыночной экономика с присущей ей рыночной конкуренцией гипертрофированно высокий уровень концентрации и специализации производства, порожденный спецификой плановой экономики, перестает быть оправданным. Поэтому демонополизация экономики предполагает как проведение деконцентрации /разукрупнения/ сложившихся предпринимательских монополий /в тех случаях, когда это экономически оправданно/,так и содействие конкуренции в монополизированных производствах.

    Антимонопольная политика не должна преследовать цель ликвидации монополизации как таковой. Ведь существуют сферы, где монополия неизбежна и эффективна. Прежде всего это относится к так называемым естественным монополиям. Они возникают тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок, выпуская необходимый объем блага с меньшими издержками, чем в случае его производства двумя и более фирмами в силу большого эффекта масштабе. В подобной ситуации разделение производства между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштаб производства каждого из них будет неэффективно мал. Естественные монополии характерны для большинства отраслей инфраструктуры: железные дороги, трубопроводы, система водо- и газоснабжения и др. В отраслях, где господствуют естественные монополии, отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов регулирования их деятельности. Поэтому государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование. Оно устанавливает для таких предприятий уровень цен и тарифов, определяет основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

    Другие  принципы лежат в основе регулирования  предпринимательских монополий, действующих  на конкурентных рынках. Государственное регулирование здесь призвано не заменить, а защитить конкурентный механизм. Поэтому при оценке поведения фирм, обладающих монопольной властью, в качестве основного критерия выступает величина ущерба, наносимого их деятельностью процессу конкуренции между экономическими субъектами. В связи с этим антимонопольное законодательство запрещает действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, которые направлены на ограничение конкуренции. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определяется обычно как его исключительное положение, которое дает ему возможность самостоятельно или, действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами, диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или другим образом ограничивать конкуренцию. Основным признаком доминирующего положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, превышающая предельную величину, предусмотренную антимонопольным законодательством.

    Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке, являются объектом государственного антимонопольного регулирования, предусматривающего ряд запретов на деятельность, ограничивающую рыночную конкуренцию. В частности, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на снижение или ограничение объемов поставок товаров на рынок с целью получения односторонних выгод при продаже, ограничения доступа на рынок других фирм и пр. В условиях переходной экономики в качестве инструмента антимонопольного регулирования также используется регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов. Оно может осуществляться как посредством установления твердых фиксированных цен, так и путем установления предельных цен. Для предприятия-монополиста нередко регламентируется предельный норматив рентабельности /доходности/. Однако установление такого норматива имеет существенный недостаток: стремясь максимизировать прибыль , предприятие-монополист повышает издержки производства продукции.

    Роль  государственного регулирования. Необходимость и  особенности госу-дарственного регулирования экономики  в переходный период.

    В переходной экономике роль государства  принципиально отличается как от централизованно-плановой, так и от рыночной экономики. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий плановой экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления, и следовательно, его регулирующие возможности еще низки. Поэтому неверно представление о том, что государство в переходный период должно в значительной степени уступить свои функции рынку. Во всяком случае, на первых этапах реформирования роль государства должна быть достаточно активной, для того чтобы предотвратить анархию и криминальный характер экономики, придать реформам необратимый характер. Государство также должно обеспечить социальные гарантия малоимущим слоям населения, защищать их от негативных последствий рынка, инфляции, безработицы.

    Кроме того ,только государство может сохранять от развала производственный потенциал страны. Только государство способно противостоять монополиям, оказывающим мощное противодействие рыночным преобразованиям. Там, где

    существует  монопольная власть, цены не могут обеспечить эффективное использование ресурсов, не действует рыночная конкуренция. Противостоять монополиям и преодолеть монополизм способна лишь государственная власть, проводящая разгосударствление и приватизацию предприятий-монополистов, принимающая антимонопольное законодательство. Следовательно, роль госудавственного регулирования на первоначальном этапе переходного периода является решающей.

    Государство в трансформирующейся экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, поддержки малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразивтостью товарно-денежных отношений, берет на себя функции, которые в зрелой рыночной экономике выполняют другие рыночные субъекты, например, в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.

    Механизм  регулирования. Государство влияет на экономику через механизм

    регулирования - систему организации целенаправленного воздействия на функционирование хозяйствующих субъектов. Этот механизм включает:

    - цели  государственного регулирования;

    - методы  регулирования /административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские. налоговые. ценовые/;

    - формы  реализации /индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы/;

    - субъектов  регулирования /банки, фирмы, домашние хозяйства/;

    - объектов регулирования /сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др./.

    Регулирующие  функции государства в переходный период обеспечивают:

    - общественную  эффективность - создание условий  для экономического роста на  основе инвестиций, внедрения достижений научно-технического прогресса;

    - общественную  стабильность - переход к устойчивому  развитию, проведение антиинфляционной, антикризисной политики;

    - общественную  справедливость - перераспределение  доходов, защиту нетрудоспособных и безработных, регулирование отношений на рынке труда, социальные гарантии.

    Государство в формирующейся рыночной экономике  выступает как партнер, один из участников хозяйственной деятельности и как  арбитр, устанавливающий "правила игры". В роли партнера оно, например, обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества, - оборона, государственное управление, охрана общественного порядка и т.д. Их не могут предоставлять отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ /образование, здравоохранение/ потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ занимается государство.

Информация о работе Основные проблемы переходной экономики