Основные проблемы краткосрочной финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение краткосрочной политики предприятия и ее влияние на финансовый результат. В связи с этим необходимо выделить объект исследования. Объектом курсовой работы является краткосрочная финансовая политика предприятия, рассмотренная, исходя из ее структуры.
Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
1.изучение общей системы финансовой политики и места и роли в ней краткосрочной;
2.раскрытие проблемных вопросов в краткосрочной финансовой политике

Содержание

Введение
1. Общие понятия финансовой политики
1.1. Понятие о краткосрочной финансовой политике и ее задачи
1.2. Цели краткосрочной финансовой политики предприятия
1.3. Основные направления разработки краткосрочной финансовой политики предприятия
1.4. Организация системы краткосрочного финансового планирования деятельности предприятия
1.5. Амортизационная политика - часть финансовой политики предприятия
1.6. Финансовое планирование как элемент управления издержками и активами
2. Проблемы и пути совершенствования краткосрочной финансовой политики на предприятии
2.1. Проблемы краткосрочной политики предприятия
2.2. Пути совершенствования краткосрочной финансовой политики предприятия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Краткосрочная финансовая политика.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

данные о текущих остатках на счетах.

В первую очередь имеет смысл занести в календарь регулярные выплаты и поступления. Как правило, это такие платежи, как авансы, расчеты по кредитам и займам, оплата процентов, штрафов и пени.

С остальными суммами разумно поступить так. Можно разработать форму заявки на платеж, которую будут подписывать, например, руководители подразделений организации. Эти документы должны поступать в финансовую службу. Задача ее работников - убедиться, что фирма не заплатит больше денег, чем может себе позволить. В противном случае баланс доходов и расходов будет нарушен. Если все в порядке, финотдел может включить заявку в проект платежного календаря. Если нет - ее нужно передать финансовому директору. И уже он решает, будет ли фирма проводить данный платеж.

Поэтому необходимость перечисления денег по "сверхлимитным" или незапланированным заявкам должна быть документально обоснована.

Календарь обычно формируют на определенный период - месяц, декаду, неделю. Чтобы его составить, необходимо все доходы и расходы компании разделить на группы по видам денежных средств (наличные, на расчетном счете, векселя, облигации и т.д.). Затем надо упорядочить платежи и поступления в зависимости от их сроков.

Далее работники финансовой службы должны определить, какими суммами (по видам денежных средств) компания будет располагать на начало планового периода. Для этого текущие остатки корректируют на суммы, которые должны поступить на фирму. После этого рассчитывают остаток для каждого дня планового периода. Формула расчета выглядит так:

Остаток на дату = Остаток предыдущего дня + Сумма поступлений за день - Сумма платежей за день.

Итак, календарь сформирован. Если все значения в нем положительные, финансовое состояние компании можно считать удовлетворительным. Отрицательные цифры означают, что в какой-то конкретный день фирме может не хватить денег.

Первоначальный вариант документа, как правило, "несбалансирован". Например, в таблице 1 в марте платежи фирмы превышают суммы поступлений. Причина проста. Компании выгодно как можно раньше оплатить счета. А к сумме денег, которые должны поступить на фирму, нужно относиться осмотрительно. Ведь нельзя быть полностью уверенным в том, что контрагенты вовремя оплатят счета. В результате может сложиться ситуация, о которой мы упоминали выше: в начале месяца денег на фирме может просто не оказаться.

Из календаря нужно исключить даты, денежные остатки на которые получились отрицательными. Сделать это можно так:

"передвинуть" расходы на более поздние сроки, а поступления - на более ранние;

разделить платеж на несколько частей с разными датами исполнения;

рассчитаться с контрагентом альтернативным способом. Например, заплатить ему товарным векселем вместо денежного;

конвертировать одно платежное средство в другое. Так, фирма может продать банковский вексель и получить наличные денежные средства;

договориться о кредитовании компании. При этом нужно учитывать грядущие выплаты по процентам за пользование заемными средствами.

Проиллюстрируем сказанное на примере. "Оптимизируем" платежный календарь, который приведен в таблице 1. Для этого перенесем с марта на апрель 1 миллион рублей, которым фирма рассчиталась за сырье. В результате будет сформирован новый график. Суммы поступлений в нем будут больше платежей (табл. 2).

Как правило, после окончания "оптимизации" календарь подписывает генеральный директор. Так документ вступает в силу.

Для того чтобы оперативно контролировать расходы компании, финансовому работнику необходимо ежедневно уточнять перечень и суммы планируемых на очередную дату платежей. При этом он не должен забывать учитывать остатки денежных средств на предыдущий день.

Если на фирме недостаточно денег для оплаты всех счетов, часть запланированных платежей можно перенести на другие дни. В соответствии с этими изменениями пересчитывают и платежный календарь. Финансовая служба должна уточнить остатки на текущий день, а также отметить проведенные платежи и поступления. Затем неисполненные обязательства переносят на будущие даты.

Далее нужно пересчитать остатки денег на следующие дни планового периода. Для этого к остатку текущего дня прибавляют ожидаемые поступления и отнимают скорректированные платежи. Расчет проводят для каждого дня планового периода.

Сформированный таким образом новый вариант платежного календаря, как и первоначальный, может оказаться несбалансированным - в нем могут появиться дни с отрицательными остатками. В этом случае календарь также необходимо "оптимизировать" по описанной выше схеме.

Чтобы финансовая служба могла оперативно управлять платежами, ей необходимо каждый день получать информацию об остатках денег на счетах фирмы. Эти сведения не обязательно должны быть подтверждены документами - финансовым работникам компании гораздо важнее вовремя узнавать достоверные суммы остатков.

В зависимости от способа расчетов оперативный учет можно организовать по-разному. Несколько методов его ведения описаны в таблице 3.

Полученные данные о движении денег сотрудники финотдела обрабатывают при помощи таких способов:

- корректируют текущие остатки;

- вносят изменения в план расходов;

- фактические платежи распределяют по плановым, которые затем отмечают как осуществленные;

- разносят платежи и поступления по конкретным договорам, суммам налогов в бюджет, социальные фонды и т.д. При этом состояние взаиморасчетов с контрагентами корректируют на уже уплаченные суммы.

Таким образом, в отличие от других разновидностей финансовых планов, не существует раз и навсегда утвержденного варианта платежного календаря. Это постоянно корректируемый прогноз поступлений и расходов на каждый день планового периода. Организации он помогает поддерживать ликвидность, а финансовым работникам - эффективно контролировать денежные потоки фирмы.

 

Таблица 1. Платежный календарь по месяцам на I полугодие (в тыс. руб.)

 

Таблица 2. "Оптимизированный" платежный календарь по месяцам (в тыс. руб.)

 

Таблица 3. Методы ведения оперативного учета


2. Проблемы и пути совершенствования краткосрочной финансовой политики на предприятии

 

2.1. Проблемы краткосрочной политики предприятия

 

Проблема финансовой политики в краткосрочном периоде включает в себя рассмотрение следующих вопросов: принципы принятия ценовых решений и оперативное комплексное управление текущими активами и текущими пассивами.

Первая из указанных проблем рассматривается под углом определения такого объема производства, при котором прибыль фирмы максимизируется. При этом уровень цены задается кривой спроса. Такой подход несколько упрощает саму проблему маркетинговых решений (с точки зрения финансового менеджмента). Фирма, в рамках этой непростой проблемы, решает две взаимосвязанные задачи:

1)                 определение базового уровня цены (здесь принципиальным становится определение цены на продукцию фирмы с учетом потребительского спроса),

2)                 определение предельного уровня скидки с базовой цены, наценки к базовой цене.

Определение же предельного размера скидки (наценки) самым непосредственным образом связано с эластичностью (неэластичностью) спроса по цене. Если существует сильная связь, то имеет смысл задуматься о скидках к базовым ценам. В противоположном случае ставить эту проблему вряд ли целесообразно, так как конкретные финансовые выгоды от этого могут быть незначительными или просто отсутствовать. Другая сторона данной проблемы -определение наценки (накидки к цене). Этот вопрос также изучается маркетингом. Таким образом, в самом широком смысле (абстрагируясь от очень многих обстоятельств) ценовые проблемы, будучи маркетинговыми по своей сути, самым непосредственным образом связаны и с принятием финансовых решений (вопросами финансового менеджмента). Для финансовых менеджеров эта проблема (проблемы) становится практически значимой в связи с определением функциональной зависимости между ценой и объемом производства данного товара (в зависимости от фазы жизненного цикла товара и его типа), между ценой и увеличением выручки при стимулировании спроса с помощью скидок и наценок (связь: размер скидки (накидки) -величина спроса -выручка -прибыль).

Сила (слабость) отмеченных связей определяется с помощью аппарата эластичности -неэластичности. Финансовым менеджерам очень полезно делать соответствующие расчеты для собственной фирмы по каждой товарной группе. Такая информация позволит оптимизировать финансовые поступления в краткосрочном периоде.

Другая проблема финансового планирования в краткосрочном временном интервале -комплексное управление текущими активами и текущими пассивами -более значимая и непосредственно связана с определением положение законодательства, которое регулирует данные сферы.

 

2.2. Пути совершенствования краткосрочной финансовой политики предприятия

 

Различают агрессивную, консервативную и умеренную политики управления текущими активами, а также агрессивную, консервативную и умеренную политики управления текущими пассивами.

Основным этапом совершенствования является выработка компромиссной политики для конкретного вида деятельности предприятия и особенностей конкурентной среды.

Агрессивная политика управления текущими активами — характеризуется высокой долей текущих активов в совокупных (общих) активах фирмы (предприятия) и невысокой скоростью их оборота. При этом предприятие наращивает запасы сырья, материалов, нереализованной продукции, размеры дебиторской задолженности. Кроме того, возрастают финансово-эксплуатационные потребности предприятия. Экономическая рентабельность активов снижается, но при этом снижается и риск технической неплатежеспособности. Данная политика применяется в условиях высокой неопределенности и инфляционности экономики.

Консервативная политика управления текущими активами — характеризуется снижением доли текущих активов в общих активах предприятия и высокой скоростью их оборота. При этом предприятие сводит размер запасов к рациональной величине, снижает размер дебиторской задолженности. Происходит сдерживание финансово-эксплуатационных потребностей предприятия. Растет экономическая рентабельность активов, но при этом резко повышается риск технической неплатежеспособности. Данная политика применяется в случае, когда точно известны все сроки поставок, имеет место высокая дисциплина платежей, или в случае, когда предприятие должно экономить абсолютно на всем.

Умеренная политика управления текущими активами — характеризуется средними значениями (параметрами) доли текущих активов в общих активах предприятия и средней скоростью их оборота. Экономическая рентабельность активов, риск технической неплатежеспособности находятся на неком среднем уровне.

Что же касается текущих пассивов предприятия (фирмы), то агрессивная политика управления текущими пассивами предприятия характеризуется преобладанием краткосрочных кредитов в общих пассивах. Увеличивается сила эффекта финансового рычага. Растут постоянные затраты за счет увеличения процентов по кредитам, что неизбежно приводит к росту силы операционного рычага. Используется в условиях неопределенности и высокой инфляции. Правда, при этом возрастает совокупный риск, связанный с предприятием.

Консервативная политика управления текущими пассивами предприятия — характеризуется низкой долей краткосрочных кредитов в пассиве предприятия. Источником финансирования активов в основном служат долгосрочные кредиты и займы, а также собственные средства. В краткосрочном периоде снижается сила воздействия финансового рычага. Однако сила воздействия производственного рычага возрастает (прежде всего за счет выплат процентов по долгосрочным кредитам). В этой ситуации имеет место довольно высокая предсказуемость риска, связанного с предприятием. Чаще всего пользуются такой политикой в условиях достаточной стабильности общехозяйственной конъюнктуры.

Умеренная политика управления текущими пассивами предприятия — характеризуется средним (по сравнению с агрессивной и консервативной политиками) уровнем доли краткосрочного кредита в общих пассивах предприятия. Сила воздействия финансового и операционного рычагов находится в пределах средних значений (то же самое относится и к уровню риска, связанного с предприятием).


Заключение

 

Хотя система управления финансами ориентирована на решение краткосрочных и текущих задач, решаемых предприятием, разработка стратегии его развития позволяет не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач работниками различных служб предприятия, устранить ограничения на взаимодействие между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, стимулировать информационный обмен между структурными подразделениями предприятия.

При сужении внутреннего рынка, недостатке инвестиций собственных средств и высоком риске долгосрочных банковских кредитов предприятия стоят перед необходимостью:

добиться сокращения издержек производства;

повысить качество выпускаемой продукции;

реализовать агрессивную политику продвижения товаров на внутренний и внешний рынки (в сегментах традиционных и новых потребителей).

Создание надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, позволит существенно ускорить реорганизацию деятельности предприятия. Функционирование такой системы требует тесного взаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других служб предприятия. Новая система финансового планирования должна быть нацелена на:

Информация о работе Основные проблемы краткосрочной финансовой политики