Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

В ХХ веке появилась и росла смешанная экономика. Данное определение предполагает, что это и есть комбинация различных инструментов размещения редких ресурсов между конкурирующими между собой альтернативными целями. С одной стороны, имеется такой общественный инструмент как рынок, который через «невидимую» движущую силу конкуренции использует цены для размещения земли, труда, капитала и фирм в производстве конечных потребительских товаров. С другой стороны, наряду с рыночными силами существуют и другие механизмы размещения ресурсов, которые в целом можно охарактеризовать как нерыночные.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Общественный сектор экономики
1.1 Структура и механизм организации…………………………………….4
1.2 Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой………………………………………………………………………8
1.3. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий……………………………………………………………………….11
2. Естественные монополии в России
2.1. Причины возникновения дисбаланса на рынке естественных монополий………………………………………………………………………14
2.2. Причины возникновения дисбаланса на рынке………………………15
2.3. Субъективный состав отношений на рынках естественных монополий………………………………………………………………………19
2.4. Роль естественных монополий в национальной экономики…………20
2.5. Влияние государственного регулирования на естественные монополии в России………………………………………………………………………….23
2.6. Определение цели и постановка задач исследования………………..24
3. Заключение……………………………………………………………………30
4.Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Экономика общего сектора.docx

— 52.22 Кб (Скачать)

 

Естественные монополии  регулируемы на федеральном уровне:

1.Транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2. Транспортировку газа по трубопроводам;

3. Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

4. Железнодорожные перевозки;

5. Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

6. Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 

Объектом исследования выступает  с одной стороны государство, с другой рынок естественных монополий. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участие или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителя, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях», либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Государство в этой связи  выступает субъектом, а равно  сказать и участником процесса функционирования и регулирования естественных монополий. Органы регулирования которого осуществляют контроль за:

- любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях», если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Данный текст был приведен в с ст. 7 «Государственный контроль в сферах естественной монополии», Федерального закона «О естественных монополиях». Из этой статьи следует, что  государственное регулирование  охватывает такие стороны функционирование естественных монополий, как: любые  сделки по естественным монополия, инвестиции субъекта естественной монополии в производство, продажей или сдачей в аренду.

Следовательно государство  в соответствии с законом должно полностью контролировать процессы происходящие внутри и во круг естественных монополий, но на деле это не всегда получается делать. Последующие разделы работы будут направлены на изучение причин такого взаимодействия.

 

Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий  остается прерогативой Правительства  РФ. Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность  в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться  индивидуально для каждого конкретного  субъекта, а не для определенного  вида деятельности. Таким образом, не происходит объективного регулирования  цен, что приводит к увеличению тарифов  и проблемам в регулировании  отдельной отрасли.

Для того, чтобы естественные монополии могли существовать самостоятельно, значительно увеличить качество услуг предоставляемых обществу, необходима коммерциализация данной сферы, т. к. мировой опыт показывает, что те сферы доля участия государства в которых стремится к минимуму значительно преуспевают в своей деятельности. В таком случае монополист будет самостоятельно решать, какую прибыль должна приносить ему деятельность и назначать цены за свой товар (услугу) исходя из субъективных и объективных требований.

С другой стороны государственное  регулирование естественных монополий  за счет выдачи лицензий, установление верхнего предела прибыли при  максимальных издержках, налоговое  регулирование деятельности считается  абсолютно необходимым инструментом на товарном рынке. Данные процесс необходим  хотя бы по той причине, что без  государственного регулирования не возможно использования природных  ресурсов страны.

В данном случае удобно было бы выдвинуть следующие гипотезы:

1. Государственное регулирование  естественных монополий необходимо  в рамках внутреннего рынка  страны.

2. Коммерциализация сферы  естественных монополий поможет  снизить цены за услуги, предоставляемые  естественными монополистами.

Для оптимального решения  по данной проблеме удобнее всего  будет использовать метод «анализа документов». Данный метод поможет  получить нужную информацию из письменных источников для того чтобы выделить основной материал по данной проблеме. Использование метода анализа документов ток - же обусловлено тем, что информация по проблеме регулирования естественных монополий в своей основе имеет  некий фактологический материал, связанный с научной разработанность проблемы и степень её эмпирической интерпретации.

По данной проблеме предполагается анализ узкоспециальной литературы, т. к. естественные монополии являются отдельной частью монополий как  рыночного явления и требуют  изучение специальной литературы. Для  фактических данных используется специальная  экономическая литература в которой проблема естественных монополий рассматривается в комплексе экономических, социально - экономических и политических показателей. Для аналитических данных предполагается использование данных Таблицы 1 «Крупнейшие естественные монополии в России и их влияние на национальную экономику». А также для наиболее полноценной картины по проблеме естественных монополий будет использованы данные периодической системы информации и интернет ресурсы.

В качестве экспертного опроса были использованы интернет публикации специалистов по вопросам естественных монополий. В качестве критерия выступали: экономическая специализация источника (интернет ресурса), ученая степень  эксперта, принадлежность к Министерству по антимонопольной политики, публикации по вопросу государственного регулирования  естественных монополий.

 

Заключение

 

В результате изменения материально - технической базы производства в  конце XX столетия и широкого распространения  информационных технологий произошла  эволюция представлений о сущности естественной монополии в направлении  сужения её содержания. В настоящее  время такие характеристики естественной монополии, как отсутствие товаров - субститутов и невозможность  конкуренции, в большинстве случаев  могут быть исключены из перечня  основных её характеристик.

В этих условиях не могут не меняется традиционные формы и методы регулирования естественных монополий. Сужение традиционных представлений о сущности естественных монополий находит свое непосредственное выражение в перераспределении функций государственного регулирования, ограничении прямого контроля со стороны государства, отказе от ценового регулирования, в смешение акцентов в сторону преимущественного применения косвенных методов, внедрении элементов частного государственного партнерства в деятельности естественных монополий.

В конце XX века в большинстве  развитых стран была осуществлена реформа  естественных монополий. Необходимость  реформирования во многом была обусловлена  следующими причинами: низкой эффективностью предприятий естественных монополий; слабой их чувствительностью к нововведениям; высоким уровнем цен при снижении качества предоставляемых населении  товаров и услуг; неудовлетворительной работой регулирующих органов; коррупцией в отраслях естественных монополий. Такая ситуация привела к невозможности  применения старых методов регулирования  и систему управления естественными  монополиями, вызывая необходимость  синхронной перестройки механизмов государственного регулирования и  реформы естественных монополий.

В большинстве стран реформирование естественных монополий пошло по пути стимулирования конкурентных начал  в естественно монопольных отраслях. По такому же примеру пошло реформирование естественных монополий и в России и в начале XXI века.

Реформирование естественных монополий не должно ограничиваться только либерализацией рынка. Оно должно сопровождаться изменением форм государственного регулирования естественных монополий. Причем эти формы должны быть разными  на естественно монопольном сегменте и на конкурентном.

Монополии в России переживали разные стадии в своем развитии, несколько войн, экономические кризисы, смену власти и.т.д. В Российской истории был длительный период капиталистического управления ЦКПСС, который так - же имел свои особенности. Советские монополии  насаждались «сверху» как итог решения  задачи планирования народного хозяйства, полученный за счет положительного эффекта  масштаба. Иными словами, все сферы  советской экономики рассматривались  как естественные монополии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1) «Естественные монополии  в России: история и перспективы  развития системы регулирования», Вильсон Д., Ковачич В. Вопросы экономики. М. - 1999 г.;

2) «Антимонопольная политика  в России», Князев И.В., М. - 2007 г.;

3) «Государственное регулирование  естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы», под редакцией Коломийченко  О.В., Спб. - 2002 г.

4) «Регулирование естественных  монополий в России: пути совершенствования», А. Трачук, Спб. - 2009 г.

5) ФЗ от 19 июля 1995 года  «О естественных монополиях».

6) Интернет источник «Информационный  портал http://dni.ru/»


Информация о работе Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий