Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

В ХХ веке появилась и росла смешанная экономика. Данное определение предполагает, что это и есть комбинация различных инструментов размещения редких ресурсов между конкурирующими между собой альтернативными целями. С одной стороны, имеется такой общественный инструмент как рынок, который через «невидимую» движущую силу конкуренции использует цены для размещения земли, труда, капитала и фирм в производстве конечных потребительских товаров. С другой стороны, наряду с рыночными силами существуют и другие механизмы размещения ресурсов, которые в целом можно охарактеризовать как нерыночные.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Общественный сектор экономики
1.1 Структура и механизм организации…………………………………….4
1.2 Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой………………………………………………………………………8
1.3. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий……………………………………………………………………….11
2. Естественные монополии в России
2.1. Причины возникновения дисбаланса на рынке естественных монополий………………………………………………………………………14
2.2. Причины возникновения дисбаланса на рынке………………………15
2.3. Субъективный состав отношений на рынках естественных монополий………………………………………………………………………19
2.4. Роль естественных монополий в национальной экономики…………20
2.5. Влияние государственного регулирования на естественные монополии в России………………………………………………………………………….23
2.6. Определение цели и постановка задач исследования………………..24
3. Заключение……………………………………………………………………30
4.Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Экономика общего сектора.docx

— 52.22 Кб (Скачать)

 

Министерство науки и образования  Российской Федерации


Национальный исследовательский 

Иркутский государственный  технический университет

Институт экономики, управления и права

Кафедра экономической теории и финасов

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Экономика общественного сектора»

на тему: « Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ЭУбзс-11-3

Шаданова И.С

Проверил:

 

 

Иркутск 2012


Содержание

    Введение……………………………………………………………………….3

1. Общественный сектор экономики

1.1 Структура и механизм организации…………………………………….4

    1.2 Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной            экономикой………………………………………………………………………8

    1.3. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий……………………………………………………………………….11

2. Естественные монополии  в России

2.1. Причины возникновения  дисбаланса на рынке естественных  монополий………………………………………………………………………14

2.2. Причины возникновения  дисбаланса на рынке………………………15

2.3. Субъективный состав отношений на рынках естественных монополий………………………………………………………………………19

2.4. Роль естественных монополий в национальной экономики…………20

2.5. Влияние государственного  регулирования на естественные  монополии в России………………………………………………………………………….23

2.6. Определение цели и  постановка задач исследования………………..24

3. Заключение……………………………………………………………………30

4.Список литературы……………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В ХХ веке появилась и  росла смешанная экономика. Данное определение предполагает, что это  и есть комбинация различных инструментов размещения редких ресурсов между конкурирующими между собой альтернативными  целями. С одной стороны, имеется  такой общественный инструмент как  рынок, который через «невидимую»  движущую силу конкуренции использует цены для размещения земли, труда, капитала и фирм в производстве конечных потребительских  товаров. С другой стороны, наряду с  рыночными силами существуют и другие механизмы размещения ресурсов, которые  в целом можно охарактеризовать как нерыночные.

Важнейшим среди них является деятельность общественного сектора, представленного государством.

Государство как специфический  сектор экономики характеризуется  определенным ресурсным потенциалом, разнообразными технологиями, взаимосвязями  между населением и организациями, механизмами подготовки, принятия и  реализации решений.

Целью работы является проанализирование общественного сектора экономики и его ресурсов.

В соответствие с поставленной целью определим следующие задачи:

1) Рассмотреть структуру  и механизм организации общественного  сектора.

2) Разобрать масштабы  и динамику общественного сектора  в странах со смешанной экономикой.

3) Описать общественные  сектора экономик разных стран.

 

 

 

 

 

 

1. Общественный сектор  экономики

1.1 Структура и механизм  организации общественного сектора

 

Совокупность ресурсов, находящихся  в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики - это  сфера деятельности, ориентированная  на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные  учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся  в собственности государства, ориентированы  на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному  сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых  является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к общественному сектору в  широком смысле слова относятся  негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих  зарубежных странах, является важным элементом  гражданского общества. Эти структуры  осуществляют свою деятельность в сфере  провалов рынка и не ориентированы  на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут  получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Общественный сектор- это  не только совокупность государственных  предприятий и организаций, находящихся  в собственности государства, но и денежные средства. В связи с  этим ключевую роль среди компонентов  общественного сектора играют государственные  финансы: государственный бюджет, его  доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики  или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:




 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Масштабы общественного  сектора характеризуется как  размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом  государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых  средств). Общественный сектор традиционно  занимает прочные позиции в таких  сферах деятельности, как оборона, фундаментальные  научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного  сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще  в конце Х I Х века) доля общественного  сектора в экономике постоянно  увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту  закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.

В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает  как один из субъектов рынка, а  в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает  необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между  объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения.

В первом случае речь идет о  спросе на общественные блага, во втором случае об их предложении. Реальное существование  этих по природе рыночных явлений  в нерыночном общественном секторе  обуславливает необходимость установления равновесия между ними. Другими словами  необходим нерыночный механизм балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную иную конструкцию и специфику, обусловленную  особенностями спора и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

1.2 Масштабы и динамика  общественного сектора в странах  со смешанной экономикой

 

Существуют различные  способы оценки масштабов общественного  сектора и степени его воздействия  на экономику. Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемых национальной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и расходов государственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом - ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей.

Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае  доходы консолидированного бюджета  не превышают 8% от ВВП, то в таких  странах, как Швеция, Франция и  Италия этот показатель находится в  районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

Масштабы государственной  собственности в различных отраслях экономики также существенно  отличаются. Например, для таких  стран, как Великобритания, Франция  и Германии, характерен в среднем  достаточно высокий удельный вес  предприятий государственной собственности  в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий  почти во всех отраслях промышленного  производства не превышает 25%.

В разных странах время  от времени предпринимаются попытки  сокращения масштабов государственного регулирования экономики. Характерным  примером подобной политики могут служить  рыночные реформы, проводимые в постсоциалистических странах и заключающиеся в масштабном сокращении государственного сектора, замещении государства рынком при помощи приватизации. В период проведения рыночных преобразований в 90-х годах XX века государственные расходы в бывших социалистических странах сокращались как в абсолютном, так и в относительном выражении. Если в 1995 г. расходы консолидированного бюджета Российской Федерации составляли 31,6% от ВВП, то в 2006 г. этот показатель сократился до 26,8%.

Размер общественного  сектора в экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которые связаны с его функционированием. К числу получаемых обществом  выгод относятся: компенсация “провалов” рынка, сглаживание циклического развития экономики, достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов  граждан и др. Издержки- это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.

В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:

1. наличие и масштабы  провалов рынка. С развитием  экономики возникают новые виды  деятельности, в которых рынок  сам по себе не может функционировать  эффективно (например, защита прав  интеллектуальной собственности). Как  следствие, появляются новые задачи  и функции государственного регулирования,  что вызывает расширение общественного  сектора;

Информация о работе Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий