Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

В ХХ веке появилась и росла смешанная экономика. Данное определение предполагает, что это и есть комбинация различных инструментов размещения редких ресурсов между конкурирующими между собой альтернативными целями. С одной стороны, имеется такой общественный инструмент как рынок, который через «невидимую» движущую силу конкуренции использует цены для размещения земли, труда, капитала и фирм в производстве конечных потребительских товаров. С другой стороны, наряду с рыночными силами существуют и другие механизмы размещения ресурсов, которые в целом можно охарактеризовать как нерыночные.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Общественный сектор экономики
1.1 Структура и механизм организации…………………………………….4
1.2 Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой………………………………………………………………………8
1.3. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий……………………………………………………………………….11
2. Естественные монополии в России
2.1. Причины возникновения дисбаланса на рынке естественных монополий………………………………………………………………………14
2.2. Причины возникновения дисбаланса на рынке………………………15
2.3. Субъективный состав отношений на рынках естественных монополий………………………………………………………………………19
2.4. Роль естественных монополий в национальной экономики…………20
2.5. Влияние государственного регулирования на естественные монополии в России………………………………………………………………………….23
2.6. Определение цели и постановка задач исследования………………..24
3. Заключение……………………………………………………………………30
4.Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Экономика общего сектора.docx

— 52.22 Кб (Скачать)

2. циклы политической  конъюнктуры. Динамика общественного  сектора связана с процессом  подготовки к очередным выборам  в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих  избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;

3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению

4. интересы бюрократии. В  теории показывается, что любая  бюрократическая организация стремится  к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений  заключаются в повышении объема  подконтрольных им ресурсов (в  том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую  связаны с ростом общественного  сектора.

Позитивные и негативные последствия расширения общественного  сектора проявляются по-разному. Если позитивные результаты возникают  достаточно быстро и вполне четко  персонифицированы, но негативные тенденции  менее очевидны и накапливаются  в течение длительного периода  времени. В итоге, если государство  не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению.

 

 

 

 

 

1.3. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий

 

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что  позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую  составляющую в качестве причины  этого несовершенства. Рынки, в которых  либо покупатели, либо продавцы принимают  в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Отсутствие или слабая конкуренция ведут к внутренним проблемам рынка, которые сказываются  на конечных его показателях.

Для удобства описания проблемы следует дать определение понятия  естественная монополия, чтобы в  дальнейшем можно было от него исходить. Предпочтительнее следующее определение: естественная монополия - состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении  другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения удельных (на единицу  продукции) издержек по мере увеличения объемов производства. Именно это  определяет эффективность сосредоточения выпуска продукции у единственного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы, воплощенные в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п., исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Продать такие активы будет практически невозможно, а потенциальная выручка от реализации в случае демонтажа не покроет издержек.

Вышеприведенное определение  показывает всю сложность регулирования  естественных монополий на современном  рынке России. Актуальность данной проблемы характеризуется тем фактом, что данный вид монополий очень  сильно влияет на состояние рыночных отношений внутри страны. Так как  данная проблема относится к проблемам  управления социальным развитием региона (Федерального округа, экономического района, субъекта Р.Ф.) она имеет ключевое значение для большинства слоев населения. Проблемы государственного регулирования социально-экономических процессов напрямую связаны с вопросом регулирования естественных монополий так, как социальная сфера неразрывно связана с экономической составляющей.

Актуальность связана  так - же с тем фактором, что значительное влияние на экономическое состояние  России в кризисный период 2008-2009 оказали участники естественных монополий. Сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия - монополисты  и естественные монополии практически  всегда имели и имеют потенциальную  возможность своими анти - рыночными  действиями не только создавать кризисные  явления в экономике, но и всячески дискредитировать саму политику проведения рыночных реформ. В странах с развитой рыночной экономикой такие действия хозяйствующих субъектов давно  уже подвергаются ограничительному и регулирующему воздействию  со стороны государства. В таких  странах правительству в некоторых  случаях приходится принуждать монополиста  принять встречные условия для  того, чтобы избежать общественных волнений и беспорядков.

Таким образом, можно говорить о возможном полном контроле государства  над естественными монополиями. В кризисных ситуациях экономика  любой страны нуждается в инвестициях  и государственном регулировании, но если мы говорим о естественных монополиях, то мерами государственного регулирования можно предупредить развития на внутреннем рынке страны кризисных ситуаций. А, как известно, страна с прочными внутриэкономическими связями и слаженным механизмом взаимодействием меньше подвержена влиянию неизбежного мирового экономического кризиса.

Как известно, наиболее эффективной  организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.

Повышение эффективности  государственного регулирования цен  в отраслях, которые принадлежат  естественным монополиям - одна из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее  время перед руководством Российской Федерации.

В данной работе будет проведено  исследование на тему монополизации  рынков вообще и проблем монополизации  в частности. Для следующего исследования использую два метода исследования: экспертный опрос и анализ документов. Данные методы показались мне наиболее удобными и подходящими в связи  со своей актуальностью, в первом случае, и достоверностью, во втором. Использование данных методов так - же обусловлено условием актуальностью  и научным подходом к формированию информации, которая будет получена от экспертов по вопросам экономической  и социологической составляющей общественных процессов.

 

2. Естественные монополии в России.

2.1. Причины возникновения дисбаланса на рынке естественных монополий

 

Естественные монополии  появились в России практически  одновременно с европейскими аналогами, однако их развитие не было столь значительным. Интенсивное развитие естественных монополий началось после окончания Первой мировой войны. Оно происходило уже в рамках административно - командной системы, т.е. в условиях беспрецедентно высокого вмешательства со стороны государства в их деятельность, что обусловило целый ряд уникальных, по сравнению с рыночной моделью, отличий. По мере развития рыночных элементов хозяйствования в России в 80-90 гг. XIX века и начала реформирования в начале XX века многие из этих особенностей российских естественных монополий сохранились до сих пор по технологическим и другим причинам. Исследование этих особенностей является крайне важным на современном этапе развития рыночной экономики.

Проанализируем более  подробно историю формирования естественных монополий в нашей стране. Первые естественные монополии возникли в  начале 80-гг. XIX века. Среди них особое место занимал «Союз рельсовых  фабрикантов», образованный в 1882 году при непосредственном участии государства. К началу 90-гг. XIX их насчитывалось  более 50. Это были различные союзы  и соглашения в промышленности и  на водном транспорте, роль которых  в экономике до начала XX века была не велика.

Дальнейшее развитие естественные монополии получили в новом тысячелетие. Значительное увеличение числа монополистических объединений, таких, как «Продамет», «Медь», «Продуголь», «Продвагон» и т.д., стало своеобразным ответом экономики России на промышленный кризис 1900-1903 гг. Сокращение промышленности в этот период составило 5-6%, что позволило В.И. Ленину сделать вывод о начале новой фазы развития капитализма, т.е. констатировать перерастание домонополистического капитализма в империализм, к характерным чертам которого он относил развитый монополизм. В этот период в результате слияния финансовых институтов и промышленности появляются первые финансово - промышленные монополистические группы.

В годы первой мировой войны  увеличилась мощь монополий, особенно связанных с военными нуждами, общее  число которых составило около 200 компаний. Однако естественные монополии  ещё не вышли на первый план, и  крупнейшими монополиями были такие  компании, как «Металлургический  комбинат», «Джутовый синдикат», «Организация Ванкова», «Организация Ипатьева» и  др.

 

2.2.Причины возникновения дисбаланса на рынке

 

В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации  в России на этапе 1992-1994 гг. не только достаточно конкретно определился  круг естественных монополий, но и был  разработан проект Федерального закона «О естественных монополиях». Первоначально  в этот законопроект были также включены нормы, связанные с государственной  монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако в последствии стало очевидно, что государственные монополии - предмет особого законодательства. Таким образом, в России произошел перелом во властных структурах, который привел к возникновению большого числа рабочей силы и развитию промышленного производства. Стали активно развиваться фабрики и заводы, начала расти экономика страны. Рост экономики был обусловлен формирование на рынке страны относительно свободной внутренней среды такого отраслевого производства как промышленности. Власти страны начинают полностью контролировать такие монопольные отрасли как: производство и передача электроэнергии; крупное промышленное производство, машиностроительное и приборостроительное производство; добыча, переработка и транспортировка углеводородов; железнодорожные, авиа и автотранспортные перевозки, а так же отдельные подотрасли связи. Вопросы функционирования, реорганизации и повышения эффективности деятельности естественных монополий в России в последнее время находится в центе внимания политиков, экономистов, ученых. Особые условия функционирования естественных монополий предопределили необходимость выделения их в особую сферу государственного регулирования.

В 1994-1995 гг. цены российских предприятий в отраслях естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Сложившаяся на рынке ценовой  дисбаланс, непредсказуемость поведения  и действий субъектов естественных монополий активизировали усилия по принятию закона, регулирующего деятельность Е.М, и ФЗ «О естественных монополиях»  был принят Государственной Думой 19 июля 1995 г. Законопроект о Е.М. преодолевал  два президентских вето. Один из краеугольных камней проекта - включение  в него Е.М., относящихся к ведению  субъектов РФ. Поэтому принятый Закон  распространяется только на субъекты Е.М., регулируемы на федеральном  уровне:

1. Транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2. Транспортировку газа по трубопроводам;

3. Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

4. Железнодорожные перевозки;

5. Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

6. Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось  специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике  обусловил необходимость применения определенных методов регулирования  естественных монополий. Эта необходимость  вызвана рядом причин.

Отсутствие отработанных механизмов контроля над деятельностью  этих отраслей в 1992-1994 гг. привело к  взрыву инфляции, а с 1995 г., когда  монетарными мерами обращения инфляция стала подавляться, - к быстрому росту  неплатежей и сокращению производства в перерабатывающих отраслях. Несмотря на постоянную законотворческую деятельность государственных органов, направленную на создание системы регулирования  деятельности естественных монополий, последние до настоящего времени  вынуждают своих потребителей оплачивать продукцию по неоправданно высоким  ценам и тем самым продолжают удерживать Россию в состоянии глубокого  экономического кризиса. Поэтому очевидно, что задача совершенствования механизмов формирования тарифов на продукцию  естественных монополий требует  немедленного решения.

Классическими примерами  естественных монополий на федеральном  уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные  перевозки, а также отдельные  подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Таким образом, данные отрасли являются стратегически важными для государства и внутреннего рынка страны.

Информация о работе Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий