Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:38, контрольная работа
Теория и 2 задачи.
Общественые
блага — это неконкурентные товары,
услуги, доступные практически каждому.
Общественые блага бесплатны
для потребителя, но не бесплатны
для общества. Производство «бесплатных»
благ связано с издержками, которые не
способен нести рынок.
Рынок не может решить проблему производства
благ для общественого пользования, ибо
нельзя ограничить их потребление, согласовать
издержки с «полезностью», устранить неизбежные
колизии (например, проблему «безбилетника»,
определение категорий пользователей).
Удовлетворение нужд общества, не связаных
непосредствено с бизнесом, предполагает
создание соответствующей институциональной
структуры, непосредственое участие государства.
3.
Рыночный механизм непригоден
для устранения внешних (
4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по природе игнорирует социальные, этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов, доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженость.
«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественые явления.
5. Рыночный механизм порождает неполную, недостаточно совершеную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах, перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные даные о положении дел. Информация стоит денег, экономические агенты — производители, потребители — обладают ею в различной степени. Отсутствие совершеной информации, неполнота, неравномерность ее распределения создают преимущества для одних, подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы, покупатели, предприниматели, рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественым товаром. Наиболее полную, надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственые институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Функционирование
рыночной экономики осуществляется
в рамках определенного правового
пространства, где нормы права
создают поле экономической свободы,
конкуренции, инициативной хозяйственной
деятельности и т.д., а вместе с тем юридически
опосредуют все многообразие форм — производственного,
коммерческого, финансового предпринимательства.
Институт предпринимательства закреплен
законодательно в качестве абсолютного
частного права лица. Для развития единого
рынка предусматривается, что продукция,
товары, услуги, финансовые средства обращаются
на территории свободно, без установления
каких-либо препятствий, пошлин и сборов,
независимо от существующих границ между
субъектами государства, за исключением
тех случаев, когда это предусмотрено
законом в интересах общественной безопасности,
защиты здоровья людей, охраны культурных
ценностей и природы. Несмотря на принятие
множества законов, при вступлении Украины
в рынок не сложилась эффективная правовая
система, которая обеспечивала бы разумное
сочетание свободы предпринимательства
и конкуренции с ограничением неблагоприятных
тенденций в развитии бизнеса. Во многом
именно вследствие несовершенства законодательной
базы сохраняются такие негативные явления,
как фискальный характер налогообложения,
монополизм, уклонение от уплаты налогов,
криминализация предпринимательской
деятельности. Законодательство рыночной
экономики в силу затянувшегося поиска
новых подходов, его недостаточной проработанности,
сложности и противоречивости общественно-политической
обстановки не отличалось стабильностью,
единством и последовательностью, а тем
самым оно не стало прочной правовой основой
развития предпринимательства, не говоря
уже об утрате управляемости народным
хозяйством в целом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
ЗАДАЧА
1
Функция спроса населения на данный товар Qd = 45 – 9*P. Функция предложения данного товара Qs = - 15 + 6*P. Предположим, что данный товар дотируется из бюджета в размере 2 ден. ед. Определить:
а) выгоды покупателя и выгоды продавца до и после введения дотации;
б)
общую сумму расходов бюджета на дотирование
товара.
РЕШЕНИЕ
Имеющуюся систему уравнений
Qd = 45 – 9*P
Qs = - 15 + 6*P
преобразуем в одно уравнение вида
45 – 9*P= - 15 + 6*P
60 = 15*P
находим равновесную цену Р1, она равна 4. Подставив это значение в одно из уравнений системы, получим и значение равновесного объема:
Q1
= 45 – 9*4 = 9
Рассмотрим
рис. 1, Линии D и S1 – линии спроса и предложения
до введения дотаций соответственно. При
этом Равновесный объем продаж составляет
Q1 а равновесная цена – Р1.
Ситуация,
когда правительство ввело дотации
из госбюджета производителям данного
товара размером 2 ден. ед. в расчете на
единицу продукции, приведет к сдвигу
линии предложения на 2 ден. ед. вниз. Если
ранее производители согласны были предложить
на рынке количество товара Q1 при цене
Р1 то теперь они согласятся предложить
на рынке то же количество товара, если
цена без дотации будет на 2 ден. ед. ниже
Р1. В результате объем продаж увеличивается
до Q2, цена для покупателей снижается до
Р-, цена, фактически получаемая производителями,
повышается до Р+.
Рассчитаем равновесный объем и равновесную цену после введения дотации
Функция предложения примет следующий вид:
Qs = - 15 + 8*(P+2)
Функция спроса остается неизменной:
Qs
= - 15 + 6*P
Имеющуюся систему уравнений
Qs = - 15 + 6*(P+2)
Qs = - 15 + 6*P
преобразуем в
одно уравнение вида:
45 – 9*P=- 15 + 6*(P+2)
60-12=15*P
48=15*P
P = 3,2
Найдя новую равновесную цену Р-, она равна 3.2, находим значение нового равновесного объема:
Q2 = -15+6 (3,2+2)
=16,2
Рис.
1. Воздействие на
рыночное равновесие
потоварной дотации,
получаемой производителем
Рис.
2. Влияние потоварных
дотаций на излишки
(ренту) потребителей
и производителей
Найдем цену, которую фактически получат производители (AР-), она равна
цене-нетто, уплаченной покупателем (Р-) + сумме дотации (V)
AР- = 3.2+2 = 5.2
Выгода потребителя
от введения дотации (в расчете на единицу
товара)
Поскольку после
введения дотации покупатель вместо цены
P1 платит более низкую цену Р- , то
выгода потребителя (P1Р-)
будет равна P1–Р- =4-3,2 = 0,8
Выгода производителя
от введения дотации (в расчете на единицу
товара)
Поскольку после
введения дотации произодитель вместо
цены P1 получает более высокую цену-брутто
P+, включающую в себя дотацию, то
выгода производителя (АP1) будет равна:
Цена-брутто (AР-) - цена P1 = 5,2-4 = 1,2
Из
рис. 2 наглядно видно, что после введения
потоварной дотации,
Выгоды (излишки) потребителей увеличились с площади треугольника AE1P1 до площади треугольника АЕ2Р-.
SΔ AE1P1 = AP1*P1E1/2 = 1.2*9/2 = 5,4
SΔ AE2P- = AP-* P-E2/2 = 2*16,2/2 = 16,2
ΔS = 10,8
Или излишек потребителей возрос на величину площади трапеции Р1E1Е2Р-
S= (P1E1+ Р-Е2)*Р1Р-
/2 = (9+16,2)*0,8/2 = 10,08
Выгоды (излишки) производителей выросли с величины ME1P1 до МКР+.
SΔ ME1P1 = Р-P1*P1E1/2 =0,8*9/2 = 3,6
SΔ MKP+ = Р-P+*P+K/2 = 2*16,2/2 = 16,2
ΔS = 12,6
Или излишек производителей возрос на величину площади трапеции Р1E1KP+
S= (P1E1+ Р+K)*Р1Р+
/2 = (9+16,2)*1,2/2 = 15,12
Общая сумма дотации равна площади прямоугольника Р+КЕ2Р-.
S□Р+КЕ2Р-.
= Р+Р-*Р-Е2 = 2*16,2 = 32,4
Суммарный
излишек вырос на величину площади неправильной
фигуры P+KE1E2P- = 10,08+16,2 = 26,28
Чистые потери общества равны площади треугольника E1E2K, эти потери вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.
SΔ
Е1Е2K = 2* (16,2-9)/2 = 7,2
Вывод:
Таким образом, введение потоварной дотации приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то, что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.
Поскольку
произошло расширение рынка и снижение
цен на нем, это привело к увеличению излишков
потребителей и производителей.
ЗАДАЧА
2
В регионе 1 функция спроса на некоторый товар Qd1 = 150 – 1,5*P1 , функция предложения Qs1 = - 30 + 3*P1 , где Qd1 , Qs1 – объем спроса и объем предложения в регионе 1; P1 – рыночная цена в регионе 1.
Для региона 2 функция спроса на тот же товар Qd2 = 360 – 3*P2 , функция предложения Qs2 = - 60 + 3*P2 .
1.
Предположим, что перевозки
а) Определить рыночные цены, объем продаж в каждом регионе.
б) Определить выгоды потребителей и производителей для каждого региона.
в) Определить суммарные выгоды для каждого региона.
г)
Определить выгоды для двух регионов.
2.
Допустим, перевозки разрешены.
а) Определить объем перевозок между двумя регионами.
б) Кому выгодно снятие запрета на перевозки? Кому оно не выгодно?
в)
Увеличивается ли общая выгода от
снятия запрета или нет?
3.
Перевозки разрешены.
РЕШЕНИЕ
1) В случае запрета на перевозки каждый регион рассматриваем обособленно.
а)
Определить рыночные
цены, объем продаж
в каждом регионе.
Равновесная цена и равновесный объем продаж в каждом регионе определяются на основании действия законов спроса и предложения.
Информация о работе Основные принципы и анализ функционирования рыночной экономики