Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа
Необходим мониторинг социально-трудовой сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа, происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а так же для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга социально-трудовой сферы является мониторинг доходов и уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.
Введение
1. Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии
1.1. Показатели качества жизни
1.2. Критерии качества жизни
Уровень и качество жизни в Красноярском крае
2.1. Тенденции в социально – экономическом развитии города
2.2. Уровень жизни населения г. Минусинска
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Позитивные функции определяются участием в нем значительной части населения, что позволило компенсировать снижение или полную утрату доходов по сравнению с уровнем дореформенного периода. Занятость в теневой экономике способствовала смягчению социальной напряженности, вызванной реформированием экономики. Кроме того, этот сектор внес существенный вклад в насыщение потребительского рынка товаров и услуг в натуральном выражении и оказал воздействие не уровень потребительских в сторону его понижения.
Негативные социально – экономические функции теневой экономики концентрируются по 2-м основным направлениям: формирование расширенной экономической базы организованной преступности и сохранении доходов государственного бюджета.
Что касается отдельных социально – экономических последствий функционирования теневой экономики, то вот наиболее важные из них:
1. Снижение реальных доходов и уровня жизни населения. Свыше 33% населения получает доходы ниже прожиточного минимума, который сильно занижен. Это делает значительную часть населения потенциальным источником трудовых ресурсов криминальной среды, следовательно, снижение уровня жизни части населения, практически исключенного из участия в реальных экономических процессах.
2.
Инвестиционный спад, отсутствие
внутренних источников
3.
Кризис в сфере социально –
экономического управления. Отказавшись
от методов централизованного
управления, государство практически
устранилось от участия в
Предпринимателям
выгодно нанимать дешевых «нелегалов»,
так как не приходится делать отчисления
в страховые и социальные фонды.
Нелегальным рабочим такое
Государство не получает при этом налогов ни от кампаний, нанявших нелегальных рабочих, ни соответственно от самих нелегальных рабочих.
Разработать
единый рецепт борьбы с теневой экономикой
невозможно. Для выработки рекомендаций
необходимо произвести обще – экономический
анализ её правовой и налоговой политики,
учитывающий этническую специфику страны,
особенности её исторического и экономического
развития. При этом зачастую возможен
разумный экономический компромисс с
теневой экономической деятельностью,
так как полностью её учесть не возможно
и лишь соответствующие изменения
в налоговом законодательстве могут стимулировать
её легализацию.
Программой социально-экономического развития г. Минска на 2006-2010 годы определена главная стратегическая цель – превращение белорусской столицы в современный европейский город.
Деятельность городских органов власти сосредоточена на повышении уровня и качества жизни населения, создании условий для комфортного проживания людей.
Развитие
социально-бытовой сферы
2.1
Тенденции в социально
– экономическом
развитии города
По сравнению с переписью населения 1989 г. численность населения сократилась на 72,6 тыс. человек. Число проживающих в городских поселениях увеличилось на 29,7 тыс. человек, число сельских жителей сократилось на 102,3 тыс. человек.
№ п/п | Все население | 2006 | 2007 |
1 | Все население
в том числе, тыс.чел. |
2906,2 | 2893,4 |
2 | городское | 2197,3 | 2181,9 |
3 | сельское | 708,9 | 711,5 |
Изменение
численности населения
Естественная убыль населения начинает снижаться (от -5,9 до -3,9 чел на 1000 чел. населения) за счет роста рождаемости (на 2,2 чел. на 1000 чел. населения).
Население проживало в 71 городском поселении (городах и поселках городского типа) и 1649 сельских населенных пунктах.
Преобладающая часть населения - 52,9% - женщины и 47,1% – мужчины.
На каждую 1000 женщин приходилось 1125 мужчин, в 1989 году – 1059.
За 1989 – 2002 гг. увеличилась доля лиц пенсионного возраста с 13,8% до 17,1%. В то же время сократилась доля детей и подростков (0 – 15 лет) с 27,0% до 19,6%. Резкое снижение (на 45,8%) произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившиеся в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю края). В результате снизился коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население. Причем это снижение произошло, только за счет уменьшения показателя нагрузки детьми.
Особенно неблагополучное
соотношение сложилось в
Переписью населения 2002 года учтено 54 человека в возрасте 100 лет и более из них 51 женщина и лишь трое мужчин.
Численность населения – 2925,4 тыс.чел. (2004г.), из них занято в экономике – 1422 тыс.чел, плотность населения края – 1,3 чел на кмІ.
Национальный
состав населения г. Минска: (по итогам
переписи населения 2002 г)
Русские – 2.6 %
Украинцы – 2,3 %
Татары – 1,5 %
Азербайджанцы – 1,7 %
Белорусы – 88,9 %
Армяне – 0,4 %
Красноярский край относится к числу наименее заселенных районов страны. Хотя численность жителей возросла с 2516 тыс.чел. в 1970г. до 3105 тыс.чел. в 1996г., процесс этот идет медленно, так как наблюдается значительный выезд в западные районы страны. Это движение особенно увеличилось в период с 1993 по 1997гг, так как спад производства вызвал заметную безработицу в крае и люди вынуждены в поисках работы переезжать в районы с более благоприятными условиями занятости.
За период с 1999 по 2004г наблюдается снижение уровня безработицы на 5% при снижении числа безработных на 36,5%.
К сожалению, наблюдается увеличение численности незанятых трудовой деятельностью с 56,6 до 71,6 тыс. чел., что составляет прирост на 26,5%, из них признано действительно безработными в 2004г. 95,9%.
Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что помимо социальной бедности с традиционными категориями населения – многодетными семьями, неполными семьями, неполными семьями с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами – является высокой экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из – за низкого уровня доходов населения.
Наиболее распространенной
формой адресной социальной поддержки
населения являются пособия семьям,
имеющим детей. С августа 1999 года выплата
ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного
федеральным законом «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей», производится
адресно, то есть указанное пособие
предоставляется семьям со среднедушевым
доходом, не превышающим величины прожиточного
минимума в субъекте Российской Федерации.
2.2
Уровень жизни
населения г. Минусинска
На 1 января 2008 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 804 безработных из числа городских жителей и 518 сельских жителей, что составило 67,3% к числу безработных на 1 января 2007 г. по городу и 94,4% соответственно по району. Из них пособие по безработице получали - 764 городских и 454 сельских жителя.
Число граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, в городе сократилось за год на 617 человек (или на 13,8%) и составило на 1 января 2008 года 3845 человек; в районе - на 180 сельчан или на 10,4% и составило 1544 человека.
Снято
с учета за 2007 год – 2735 горожан
и 1229 сельчан, из них 73,5% в городе и 64,1%
в районе – нашли работу; 7,3% в городе и
5,0% в районе - направлены на профессиональное
обучение; 75 человек в городе (2,7% от общего
числа снятых с учета) и 13 человек в районе
(1,1%) – досрочно оформлены на пенсию.
Таблица 2.2.1
Численность безработных по категориям на 1 января 2008 г
(
в процентах к
общей численности
безработных)
|
Кроме того, предприятиями в городе намечено к высвобождению 32 человека, в районе – 1 человек.
На конец 2007г. потребность в работниках, заявленная 74 работодателями в городе и 17 в районе составила 220 и 120 человек соответственно. Из них – 161 вакансия (73,2%) в городе для замещения рабочих профессий и 92 (76,7%) в районе. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в службе занятости на одну заявленную вакансию на 01.01.2008г.– 3,7 человека в городе и 4,3 - в районе. На 1 января 2007г. нагрузка составляла 7,1 человека в городе и 11,9 - в районе.
Уровень безработицы на конец 2007г. составил по городу – 1,9%, по району – 3,74%.
В
2007г. некоторые крупные и средние
предприятия продолжали работать в
режиме неполной занятости. Неполную рабочую
неделю или неполный рабочий день работало
75 работников, из них 43 - в городе (41 – в
2006г.) и 32 (11 в 2006г.) – в районе. В вынужденных
отпусках по инициативе администрации
в городе находилось 280 человек. Продолжительность
административных отпусков составила
47,5 тыс. человеко-дней, том числе по
городу 20,7 тыс. человеко-дней или 8,3 дня
в среднем на одного работника, направленного
в отпуск, по району – 26,8 тыс. человеко-дней
или 12,5 дней соответственно.
Использование режима неполной занятости
по
видам экономической
деятельности за 2007г.
Информация о работе Основные направления регулирования уровня жизни населения РБ