Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:59, реферат
Переход к рыночной экономике, обновление экономических отношений требуют осуществления институциональных преобразований, создания соответствующей структуры управления. В прошлом в советский период общественного развития республики господствовала чрезмерно централизованная, административно-бюрократическая система управления развитием народного хозяйства. Эта система на определенном этапе развития страны оказала положительное воздействие на экономику, позволив мобилизовать материальные и людские ресурсы для организации производства в первые годы Советской власти, предвоенные, военные и послевоенные годы. Но к 80-тым годам начали исчерпываться потенциальные возможности этой системы.
1.Несостоятельность командно-административной системы и необходимость реформирования существующей системы управления.
2.Преобразование министерств и ведомств в новые организационные структуры: концерны, холдинги, ассоциации.
3.Совершенствование форм управления на предприятиях и внедрение здесь современных форм менеджмента.
4.Управление персоналом, новые формы стимулирования и поощрения работников.
Отраслевые
ассоциации создавались путем
Ассоциациям поручалось осуществлять доверительное управление государственными активами входящих в них предприятий.
Упразднены органы, составлявшие стержень административно-командной, бюрократической системы, олицетворявшие собой незыблемость и непоколебимость централизованной плановой системы — Госплан, Госснаб, Госкомцен, Госагропром и другие им подобные государственные комитеты и министерства с огромным чиновничьим аппаратом. В противовес им созданы новые структуры, которые должны быть инициаторами и проводниками новых рыночных экономических отношений. Так, вместо пресловутого Госплана создан Государственный комитет по прогнозированию и статистике, на который, исходя из выработанных принципов и приоритетов реформирования экономики, механизма их реализации, возложены: оценка хода экономических реформ и подготовка предложений по их дальнейшему углублению; анализ на основе балансовых расчетов макроэкономических пропорций, тенденций отраслевых и структурных территориальных изменений; осуществление многовариантных прогнозов социально-экономического развития республики, отраслей и секторовэкономики, а также регионов исходя из необходимости обеспечения экономической независимости Узбекистана.
Вместо монополизированного
Госкомцен в условиях либерализации цен был полностью ликвидирован, а в структуре Министерства финансовсоздано специальное главное управление по демонополизации и контролю за монопольно высокими ценами. Его главнаязадача — противостоять образованию монопольных структур, содействовать формированию вреспублике конкурентной среды.
В условиях перехода к рынку кардинально поменялась роль финансовых и банковских структур. Центр тяжести всейработы по государственному регулированию рыночных отношений сместился именно на эти ключевые структуры.
Они были призваны
вырабатывать и проводить слаженную
фискальную и монетарную политику,
по реализации,которых будет
В силу этого
за последние годы существенно изменены
функции и структура
В целях совершенствования
банковской системы, повышения самостоятельности
и ответственности банков засостояние
денежного обращения, упорядочения
денежно-кредитных отношений
В республике
реально была начата формироваться
двухуровневая банковская система.
Бывшего Государственногобанка
республики, как структурного подразделения
Госбанка СССР, одновременно выполнявшего
функциикредитного и расчетно-
Наряду с ними возникла сеть новых
коммерческих и частных банков, призванных
обслуживать
Были созданы
Биринчи босқичда иқтисодий ислохотларни, янги бозор муносабатларни фаол шакллантириш, давлат тасарруфидан чиқариш ва хусусийлаштириш жараёнларини амалга ошириш, ташқи савдони эркинлаштириш ва ташқи иқтисодий алоқаларни ривожланиши янги институтсион структурани яратиш, хаддан ортиқ бошқариладиган идораларни ва административ чекловларни йўқотиш заруриятини юзага келтирди.
Бошқариладиган идоралар фаолиятини яхшилаш мақсадида, ягона давлат солиқ ва божхона сиёсатини ўтказиш, Ўзбекистон иқтисодий қизиқишларини химоя қилиш учун Давлат солиқ комитети ташкил этилди.Давлат божхона комитети Асосий божхона бошқармасига айлантирилди ва Давлат солиқ комитетига қарашли бўлди. Ички Ишлар Вазирлиги тизимидаги иқтисодиёт сохасидги жиноятларга қарши кураш бўйича Бошқарма ёпилди.
Давлат назорати тизимини келажакдаги такомиллашиши фойдасига уни бозор муносабатлари талабига мослаб ўрнатиш, бошқариладиган идоралар ишларидаги параллелизм бартараф қилиш учун Президент қошидаги Давлат назорат қўмитаси ва унинг жойлардаги идоралари йўқотилди ва Президент аппаратида назорат инспексияси ташкил этилди ва мос холда хокимят аппаратлари таркибида назорат инспексиялари ташкил этилди.
На первом
этапе, как уже отмечалось, ведущей
приоритетной задачей было реальное
формированиемногоукладной
Важнейшим направлением
институциональных
Во всех министерствах и ведомствах, предприятиях республики были созданы специальные отделы, организации и фирмы по внешнеэкономической деятельности. В республике сложилась целостная система, обеспечивающая ее внешние связи.
Наиболее глубокие структурные изменения произошли в системе управления отраслями и отдельными сферами экономики республики.
С развалом Союза, ликвидацией общесоюзных министерств, национализацией предприятий союзного и союзно-республиканского подчинения, расположенных на территории Узбекистана, встала проблема организации их управления. В зависимости от профиля своей деятельности они были добровольно объединены в государственные отраслевые концерны. Это позволило не только сохранить производственный потенциал, но придать ему новый импульс для развития.
С расширением
экономической
В течение первого этапа реформ полностью демонтированы отраслевые министерства путем преобразования их в ассоциации, концерны, корпорации, союзы и другие хозяйственные объединения. Перестроены структуры на автотранспорте, в строительстве, сельском хозяйстве.
В состав концернов, ассоциаций и корпораций добровольно входят предприятия и организации на основе общности их экономических интересов, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Они организуют свою деятельность на основе паевых и вступительных взносов, приобретения участниками пакетов акций.
В отраслях и сферах деятельности, имеющих общенациональное значение, -туризм, транспорт, культура, система кинофикации и др. — были созданы национальные компании. Отличительной особенностью компаний является их полная экономическая самостоятельность. Они работают в условиях самофинансирования, самостоятельно решают вопросы производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. В переходный период основными задачами ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений стало обеспечение народного хозяйства республики конкретными видами производимой продукции, проведение единой научно-технической и инвестиционной политики, изучение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, развитие рыночных отношений в отрасли, организация работ по преобразованию государственных предприятий и организаций в негосударственные формы собственности, оказание всемерной поддержки развитию предпринимательства. Помимо этого хозяйственные объединения обеспечивают правовую защиту и представление законных интересов своих учредителей в государственных и местных органах власти и управления, определяют стратегию развития отрасли.
В 1994 году началась работа по их превращению в холдинговые компании и другие организации корпоративного управления. При этом предприятия, входящие в их состав, сами должны были определять формы и способы объединения.
Предоставив
экономическую свободу
Характерной
чертой становления рыночных отношений
является перенос центра тяжести
всей работы в части формирования
многоукладной экономики, приватизации
государственного имущества, ускоренного
развития производительных сил и
решения проблем роста
В соответствии с законом «О реорганизации местных органов власти Республики Узбекистан» с января 1992 года на областном, районном и городском уровнях учрежден институт хокимов, возглавляющих представительскую и исполнительно-распорядительную власть на местах. Они призваны решать все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов проживающих на территории хокимията граждан. Для решения поставленных задач при хокимах сформирован исполнительный аппарат, который вобрал в себя исполнение обязанностей, ранее осуществлявшихся местными Советами народных депутатов иисполнительными комитетами.
Опыт проведения
институциональных
Во-первых, на начальном этапе крайне важно было не допустить серьезных разрушений в системеуправляемости, не потерять реальные рычаги управления экономикой, как это произошло в ряде стран СНГ,поскольку вновь формируемые органы не имели еще ни опыта, ни самого механизма саморегулирования врыночных условиях.
Во-вторых, в переходный период, когда еще окончательно не сформировались зрелые рыночные отношения имеханизмы, не могут работать лишь одни экономические методы, без определенных административных рычагов.
Информация о работе Основные направления реформирования системы управления