Основные направления реформирования системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:59, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике, обновление экономических отношений требуют осуществления институциональных преобразований, создания соответствующей структуры управления. В прошлом в советский период общественного развития республики господствовала чрезмерно централизованная, административно-бюрократическая система управления развитием народного хозяйства. Эта система на определенном этапе развития страны оказала положительное воздействие на экономику, позволив мобилизовать материальные и людские ресурсы для организации производства в первые годы Советской власти, предвоенные, военные и послевоенные годы. Но к 80-тым годам начали исчерпываться потенциальные возможности этой системы.

Содержание

1.Несостоятельность командно-административной системы и необходимость реформирования существующей системы управления.
2.Преобразование министерств и ведомств в новые организационные структуры: концерны, холдинги, ассоциации.
3.Совершенствование форм управления на предприятиях и внедрение здесь современных форм менеджмента.
4.Управление персоналом, новые формы стимулирования и поощрения работников.

Работа содержит 1 файл

Тема 11.docx

— 36.96 Кб (Скачать)

Отраслевые  ассоциации создавались путем преобразования бывших отраслевых министерств в соответствии с решениями правительства. Теми же решениями  утверждались организационная структура и структура управления, устанавливались функции и задачи ассоциаций, численность аппарата, полный перечень предприятий, включаемых в их состав.

Ассоциациям поручалось осуществлять доверительное  управление государственными активами входящих в них предприятий.

Упразднены  органы, составлявшие стержень административно-командной, бюрократической системы, олицетворявшие собой незыблемость и непоколебимость  централизованной плановой системы  — Госплан, Госснаб, Госкомцен, Госагропром и другие им подобные государственные комитеты и министерства с огромным чиновничьим аппаратом. В противовес им созданы новые структуры, которые должны быть инициаторами и проводниками новых рыночных экономических отношений. Так, вместо пресловутого Госплана создан Государственный комитет по прогнозированию и статистике, на который, исходя из выработанных принципов и приоритетов реформирования экономики, механизма их реализации, возложены: оценка хода экономических реформ и подготовка предложений по их дальнейшему углублению; анализ на основе балансовых расчетов макроэкономических пропорций, тенденций отраслевых и структурных территориальных изменений; осуществление многовариантных прогнозов социально-экономического развития республики, отраслей и секторовэкономики, а также регионов исходя из необходимости обеспечения экономической независимости Узбекистана.

Вместо монополизированного распределительного монстра Госснаба и его преемника  Узконтрактторга была созданановая рыночная структура — Республиканская акционерная ассоциация оптовой и биржевой торговли,призванная создать необходимую инфраструктуру для свободного и равноправного участия на рынке товарныхресурсов товаропроизводителей, потребителей и предпринимателей. В ее состав вошли Республиканскаяакционерная товарно-сырьевая биржа, акционерный биржевой банк, территориальные акционерные коммерческо-посреднические компании. Они призваны оказывать на контрактно-договорной основе коммерческо-посреднические, торговые, маркетинговые и другие услуги предприятиям, организациям и физическим лицамнезависимо от их форм собственности, создавать им равноправные условия участия в биржевых торгах.

Госкомцен в условиях либерализации цен был полностью ликвидирован, а в структуре Министерства финансовсоздано специальное главное управление по демонополизации и контролю за монопольно высокими ценами. Его главнаязадача — противостоять образованию монопольных структур, содействовать формированию вреспублике конкурентной среды.

В условиях перехода к рынку кардинально  поменялась роль финансовых и банковских структур. Центр тяжести всейработы по государственному регулированию рыночных отношений сместился именно на эти ключевые структуры.

Они были призваны вырабатывать и проводить слаженную  фискальную и монетарную политику, по реализации,которых будет определяться и общее состояние экономики.

В силу этого  за последние годы существенно изменены функции и структура Министерства финансов иЦентрального банка республики. Наряду с формированием республиканского бюджета на Минфин возложена разработка основных направлений и принципов  государственной налоговой политики, проведениескоординированной финансовой политики и валютного регулирования.

В целях совершенствования  банковской системы, повышения самостоятельности  и ответственности банков засостояние  денежного обращения, упорядочения денежно-кредитных отношений был  принят ряд решений поукреплению банковских структур. Становлению независимой  и самостоятельной банковской системысодействовало принятие Закона «О банках и банковской деятельности».

В республике реально была начата формироваться  двухуровневая банковская система. Бывшего Государственногобанка  республики, как структурного подразделения  Госбанка СССР, одновременно выполнявшего функциикредитного и расчетно-операционного  учреждения, уже не существует. На Центральный  банк возложены функции,характерные  для федеральной резервной системы. Параллельно государство способствовало развитиюкоммерческих банков. Образованы новые структуры, чтобы низовые звенья банковской системы носилисамостоятельный характер. Бывшие отраслевые государственные банки были ликвидированы. Агропромбанк иПромстройбанк были преобразованы в акционерно-коммерческие специализированные банки. ОбразованНациональный банк внешнеэкономической деятельности.Узсбербанку  был предоставлен статус кредитно-финансового учреждения и право использовать кредитные ресурсына кредитование физических и юридических лиц, а также реализации кредитных ресурсов через аукционы намежбанковском рынке денег. Значительно расширилась сфера предоставления банком ссуды — на создание иразвитие малых предприятий, под приватизацию государственного имущества гражданами, на строительство иремонт жилых зданий и для удовлетворения других потребностей населения.

Наряду с ними возникла сеть новых  коммерческих и частных банков, призванных обслуживать хозяйствующиесубъекты  независимо от их формы собственности, оказывать финансовое содействие нарождающимсянегосударственным предприятиям и фермерским хозяйствам.

Были созданы специализированные акционерно-коммерческие банки - «Галла-банк», «Мевасабзавотбанк»,«Тадбиркорбанк», «Савдогар» и другие, которые обслуживали предпринимательские структуры,инвестировали малый и средний бизнес, насыщали потребительский рынок товарамипервой необходимости.

Биринчи босқичда иқтисодий ислохотларни, янги бозор муносабатларни фаол шакллантириш, давлат тасарруфидан чиқариш ва хусусийлаштириш жараёнларини амалга ошириш, ташқи савдони эркинлаштириш ва ташқи иқтисодий алоқаларни ривожланиши янги институтсион структурани яратиш, хаддан ортиқ бошқариладиган идораларни ва административ чекловларни йўқотиш заруриятини юзага келтирди.

Бошқариладиган  идоралар фаолиятини яхшилаш мақсадида, ягона давлат солиқ ва божхона сиёсатини ўтказиш, Ўзбекистон иқтисодий қизиқишларини химоя қилиш учун Давлат солиқ комитети ташкил этилди.Давлат божхона комитети Асосий божхона бошқармасига айлантирилди ва Давлат солиқ комитетига қарашли бўлди. Ички Ишлар Вазирлиги тизимидаги иқтисодиёт сохасидги жиноятларга қарши кураш бўйича Бошқарма ёпилди.

Давлат назорати тизимини келажакдаги такомиллашиши фойдасига уни бозор муносабатлари талабига мослаб ўрнатиш, бошқариладиган идоралар ишларидаги параллелизм бартараф қилиш учун Президент қошидаги Давлат назорат қўмитаси  ва унинг жойлардаги идоралари йўқотилди ва Президент аппаратида назорат инспексияси ташкил этилди ва мос холда хокимят аппаратлари таркибида назорат инспексиялари ташкил этилди.

 

На первом этапе, как уже отмечалось, ведущей  приоритетной задачей было реальное формированиемногоукладной экономики, возрождение ее частного, негосударственного сектора. Для выполнения этой задачибыл  образован Государственный комитет  Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом иподдержке предпринимательства. На него были возложены  функции по проведению единой политики в формировании многоукладной экономики  и поддержке предпринимательства, определению приоритетов в разгосударствлении и по разработке программ приватизации, а также оказанию содействия развитию частного бизнеса. При Государственном  комитете был создан специальный  фонд, в рамках которого были мобилизованы средства, поступающие от преобразования объектов государственной собственности  в другие формы собственности, с  последующим направлением их на решение  задач структурных преобразований в экономике и поддержку предприятий  в постприватизационный период. Госкомимущество содействует и непосредственно принимает участие в создании инвестиционных фондов, консалтинговых и аудиторских служб, холдингов, фондовых бирж и бирж недвижимости и других рыночных структур.

Важнейшим направлением институциональных преобразований на первом этапе стало создание управленческих структур, обеспечивающих развитие и  укрепление внешних связей. В этой связи в республике впервые за ее историю было создано Министерство внешнеэкономических связей. На него было возложено проведение анализа  международных рынков товаров и  услуг, выработка стратегии в  области внешнеэкономической деятельности, осуществление централизованных экспортно-импортных  поставок продукции, координация деятельности всех внешнеэкономических организаций  республики.

Во всех министерствах  и ведомствах, предприятиях республики были созданы специальные отделы, организации и фирмы по внешнеэкономической  деятельности. В республике сложилась  целостная система, обеспечивающая ее внешние связи.

Наиболее  глубокие структурные изменения  произошли в системе управления отраслями и отдельными сферами  экономики республики.

С развалом Союза, ликвидацией общесоюзных  министерств, национализацией предприятий  союзного и союзно-республиканского подчинения, расположенных на территории Узбекистана, встала проблема организации  их управления. В зависимости от профиля своей деятельности они  были добровольно объединены в государственные  отраслевые концерны. Это позволило  не только сохранить производственный потенциал, но придать ему новый  импульс для развития.

С расширением  экономической самостоятельности  предприятий государственные концерны были преобразованы в отраслевые ассоциации, а финансирование их управленческих аппаратов осуществляется за счет добровольных отчислений объединений и предприятий, в них входящих.

В течение  первого этапа реформ полностью  демонтированы отраслевые министерства путем преобразования их в ассоциации, концерны, корпорации, союзы и другие хозяйственные объединения. Перестроены  структуры на автотранспорте, в строительстве, сельском хозяйстве.

В состав концернов, ассоциаций и корпораций добровольно  входят предприятия и организации  на основе общности их экономических  интересов, независимо от ведомственной  подчиненности и форм собственности. Они организуют свою деятельность на основе паевых и вступительных взносов, приобретения участниками пакетов  акций.

В отраслях и сферах деятельности, имеющих общенациональное значение, -туризм, транспорт, культура, система кинофикации и др. — были созданы национальные компании. Отличительной особенностью компаний является их полная экономическая самостоятельность. Они работают в условиях самофинансирования, самостоятельно решают вопросы производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. В переходный период основными задачами ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений стало обеспечение народного хозяйства республики конкретными видами производимой продукции, проведение единой научно-технической и инвестиционной политики, изучение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, развитие рыночных отношений в отрасли, организация работ по преобразованию государственных предприятий и организаций в негосударственные формы собственности, оказание всемерной поддержки развитию предпринимательства. Помимо этого хозяйственные объединения обеспечивают правовую защиту и представление законных интересов своих учредителей в государственных и местных органах власти и управления, определяют стратегию развития отрасли.

В 1994 году началась работа по их превращению в холдинговые  компании и другие организации корпоративного управления. При этом предприятия, входящие в их состав, сами должны были определять формы и способы объединения.

Предоставив экономическую свободу организациям и предприятиям нижнего звена, освободив  их от государственного диктата, осуществился переход на новый стиль работы. Предприятия получили право самостоятельно организовывать производство, осуществлять сбыт своей продукции. При этом не только в правовом отношении, но и  фактически обеспечивалась реализация принципа равенства условий хозяйствования для предприятий различных форм собственности.

Характерной чертой становления рыночных отношений  является перенос центра тяжести  всей работы в части формирования многоукладной экономики, приватизации государственного имущества, ускоренного  развития производительных сил и  решения проблем роста благосостояния людей — непосредственно на места. Усиливаются территориальные аспекты  рыночных преобразований. В этих условиях повышается роль и ответственность  местных органов управления в  решении стоящих перед ними задач, принципиально изменена их структура.

В соответствии с законом «О реорганизации местных  органов власти Республики Узбекистан»  с января 1992 года на областном, районном и городском уровнях учрежден институт хокимов, возглавляющих представительскую и исполнительно-распорядительную власть на местах. Они призваны решать все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов проживающих на территории хокимията граждан. Для решения поставленных задач при хокимах сформирован исполнительный аппарат, который вобрал в себя исполнение обязанностей, ранее осуществлявшихся местными Советами народных депутатов иисполнительными комитетами.

Опыт проведения институциональных преобразований и реформирования системы управления на начальномэтапе перехода к рыночным отношениям позволяет сделать следующие  выводы.

Во-первых, на начальном этапе крайне важно было не допустить серьезных разрушений в системеуправляемости, не потерять реальные рычаги управления экономикой, как это произошло в ряде стран СНГ,поскольку вновь формируемые органы не имели еще ни опыта, ни самого механизма саморегулирования врыночных условиях.

Во-вторых, в переходный период, когда еще окончательно не сформировались зрелые рыночные отношения имеханизмы, не могут работать лишь одни экономические методы, без определенных административных рычагов.

Информация о работе Основные направления реформирования системы управления