Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:59, реферат
Переход к рыночной экономике, обновление экономических отношений требуют осуществления институциональных преобразований, создания соответствующей структуры управления. В прошлом в советский период общественного развития республики господствовала чрезмерно централизованная, административно-бюрократическая система управления развитием народного хозяйства. Эта система на определенном этапе развития страны оказала положительное воздействие на экономику, позволив мобилизовать материальные и людские ресурсы для организации производства в первые годы Советской власти, предвоенные, военные и послевоенные годы. Но к 80-тым годам начали исчерпываться потенциальные возможности этой системы.
1.Несостоятельность командно-административной системы и необходимость реформирования существующей системы управления.
2.Преобразование министерств и ведомств в новые организационные структуры: концерны, холдинги, ассоциации.
3.Совершенствование форм управления на предприятиях и внедрение здесь современных форм менеджмента.
4.Управление персоналом, новые формы стимулирования и поощрения работников.
Тема 11. Основные направления реформирования системы управления.
1.Несостоятельность командно-
2.Преобразование министерств
3.Совершенствование форм
4.Управление персоналом, новые
формы стимулирования и
Переход к
рыночной экономике, обновление экономических
отношений требуют
Во-первых, преодолеть
административно-
Во-вторых, не
полностью исключается
На протяжении
первого этапа был осуществлен
непростой, порой болезненный переход
от тоталитарной системы к демократической,
от централизованного
Изучая различные
системы организации управления
в странах с уже сложившимися
рыночными отношениями и в
тех странах, которые делают в
этом направлении лишь первые шаги,
были выработаны наиболее приемлемые
и отвечающие современным условиям
структуры управления народным хозяйством
в целом, отраслями и территориями.
Принятые подходы во многом носили
экспериментальный, поисковый характер.
Уже в ходе институциональных
преобразований оттачивались механизмы
управления, вырабатывались такие организационно-правовые
формы управления отраслями и
сферами экономики, которые в
наибольшей степени соответствовали
их специфике, содействовали предоставлению
хозяйствующим субъектам
В системе мер по совершенствованию управления производством была принята последовательная, поэтапная модель организации управления. В своем развитии процесс реформ системы управления прошел несколько стадий и в настоящее время продолжает совершенствоваться.
Меры по совершенствованию системы управления осуществлялись в следующих направлениях:
В результате
структурных изменений в сфере
управления изменились функции многих
управленческих структур, созданы новые
органы. Ликвидированы остатки
Ядром административной реформы является совершенствование системы управления на государственном уровне. В ряде указов и правительственных решений, принятых в последнее время, разграничены функции государственных органов управления и хозяйственных объединений, конкретизированы их классификация, права и задачи. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по упорядочению численности и оптимизации расходов содержание управленческого персонала» от 22 августа 2003 года установлен порядок, при котором утверждалась предельная общая численность республиканских и территориальных органов государственного и хозяйственного управления, финансируемых как за счет бюджетных ассигнований, так и отчислений от хозяйственной деятельности.
Руководителям
министерств, комитетов, ассоциаций, концернов,
корпораций, компаний и других органов
управления было предоставлено право,
в установленных пределах самостоятельно
определять соотношение управленческого,
обслуживающего и технического персонала.
Средства, сэкономленные органами управления,
финансируемыми из государственного бюджета,
в результате уменьшения общей численности
персонала, изъятию не подлежало
и направлялось на материальное стимулирование
работников этих органов. Это послужило
сокращению штатов управленческого
аппарата. В целом последний, как
было указано Президентом
Одним из принципов
современного государственного управления
является отделение функций
В настоящее
время основой формирования и
функционирования органов исполнительной
власти является Закон «О Кабинете
Министров Республики Узбекистан».
Закон дифференцирует органы государственного
и хозяйственного управления. К первым
относятся министерства, государственные
комитеты и ведомства. Ведомства
существуют в различных формах: главные
управления, службы, государственные
инспекции, агентства, центры, комитеты.
Поскольку суть каждой организационной
формы не определены законодательством,
преобразования из одной формы в
другую часто происходили без
существенного изменения
Одним из примеров может служить история создания агентств. При этом по механизму деятельности новообразованные агентства почти не отличаются от предшественников. Например, сейчас Узбекское агентство связи и информатизации осуществляет те же функции, что и их предшественник – Министерство связи. В качестве органа государственного управления оно выполняет регулятивные и контрольные функции в системе почты и телекоммуникаций (принятие нормативных актов, лицензирование и т.д.), а в качестве органа хозяйственного управления руководит входящими в его состав предприятиями почты, телекоммуникаций, в том числе совместными, а также созданными с участием государства. В результате преобразования Министерства внешних экономических связей у последнего функции по сравнению с предшественником расширились.
Таблица № 31. Виды органов исполнительной власти в зависимости от типа выполняемых функций.
Вид органа исполнительной власти |
Выполняемые функции |
Характер финансирования |
Дополнительные особенности |
Министерство |
Политические Международные Правоустанав- ливающие |
Исключительно бюджетное финансирование |
|
Агентство |
Исполнительно-распорядительные Оказание государственных услуг Управление государственным Обеспечивающие |
Сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования |
Создаются в случаях, когда соответствующие
функции являются монопольно-государственными
либо по каким-то причинам не могут
быть переданы государственным учреждениям
или негосударственным |
Инспекция (надзор) |
Контрольные Надзорные |
Исключительно бюджетное финансирование |
|
Служба |
Исполнительно-распорядительные Оказание государственных услуг Контрольные Надзорные |
Исключительно бюджетное финансирование |
Силовой компонент функций: государственными служащими (военная и правоохранительная служба) являются работники не только органа, но и подведомственных организаций. |
Политические органы (министерства) сосредоточивают в себе исполнение политических, правоустанавливающих и большей части международных функций, максимально освобождаясь от всех остальных.
Инспекции или надзоры придерживаются пообъектной специализации. Чтобы избежать множественных проверок хозяйствующих субъектов разнообразными контролирующими инстанциями.
Агентства – соответствующие услуги их носят монопольный государственный, обязательный характер и направлены на неопределенный круг лиц, либо недостаточным развитием соответствующих сегментов рынка, их монополизацией.
По своим функциям службы совпадают с агентствами и надзорами (инспекциями), но отличаются тем, что их функции имеют силовой компонент (обеспечение общественной и государственной безопасности, охрана государственной границы и т.д.). Это подразумевает наличие особого статуса государственных служащих (как правило, военнослужащих или служащих правоохранительной системы) не только у сотрудников органа управления, но и сотрудников подведомственных структур (линейного персонала). Служба финансируется исключительно из бюджета.
Министерства, являясь по своей сути органами политического руководства и правоустановления, в ряде случаев до сих пор сохраняют функции прямого хозяйственного управления. Это, прежде всего, относится к Министерству сельского и водного хозяйства. Согласно положению об этом министерстве, оно осуществляет координацию деятельности 24 бюджетных и 18 хозрасчетных организаций, включая 10 ассоциацией, одну компанию, два акционерных общества, одно объединение и 4 другие хозрасчетные организации. При этом источниками финансирования министерства и его подразделений являются как бюджетные ассигнования, так и часть доходов от хозрасчетной деятельности подведомственных предприятий.
Существовавшие до 2004 года государственные корпорации по своему законодательному статусу и условиям финансирования должны были быть подконтрольны свои членам, среди которых имелись негосударственные предприятия. При этом государственные корпорации были подотчетны Кабинету Министров, а их деятельность осуществлялась на основании правительственных решений, в результате чего ущемлялись негосударственных участников.
По логике
вещей, корпорации не должны выполнять
государственных функций, поскольку
это ведет к конфликту
Информация о работе Основные направления реформирования системы управления