Основные направления реформирования системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе расходов на образование по бюджету г. Кургана.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Охарактеризовать современное состояние системы профессионального и общего образования РФ.
2. Выявить основные проблемы образовательных учреждений и попытаться найти пути их решения.
3. Выделить основные направления развития профессионального образования.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Социально-экономическое значение расходов бюджетов на
образование 4
1.1 Общая характеристика системы образования и её
социальное значение 4
1.2 Роль местного бюджета в финансировании социально-
культурных мероприятий 12
1.3 Организация планирования и финансирования расходов
на образование 15
Глава 2 Анализ расходов бюджета на образование 24
2.1 Анализ состава и структуры расходов бюджета на
образования 24
2.2 Анализ исполнения бюджета в части расходов на
образования 33
Глава 3 Основные направления реформирования системы образования 41
3.1 Общие направления реформирования государственных
и муниципальных образовательных учреждений 41
3.2 Повышение эффективности использования бюджетных
средств на финансирование образовательных
учреждений 46 Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 1.59 Мб (Скачать)

      расширение практики приема выпускников средних специальных учебных заведений на старшие курсы высших учебных заведений (при соответствующем сопряжении учебных программ); сокращение на 1-2 года сроков обучения в вузах для выпускников ССУЗов;

      проведение инвентаризации по месторасположению и специальностям обучения. Оптимизация структуры учебных заведений. Объединение, ликвидация (в необходимых случаях), включение в состав вузов образовательных учреждений других уровней;

      разработка механизма возврата студентами средств на обучение в случае их отчисления по неуважительным причинам (в том числе - по неуспеваемости, в связи с выездом за рубеж и др.);

      расширение практики соучредительства (привлечение в состав учредителей региональных органов управления и др.).

7. Послевузовское образование:

      введение государственного минимального социального стандарта, характеризующего объем предоставляемых образовательных услуг, необходимых и достаточных для получения необходимой квалификации, и финансируемых в полном объеме за счет бюджетных средств;

      укрупнение научных специальностей, расширение количества специальностей в работе диссертационных советов (уменьшение количества советов);

      создание системы стимулирования сокращения сроков обучения;

      создание механизма оценки итогов работы аспирантуры.

8. Повышение квалификации:

      введение государственного минимального социального стандарта, характеризующего объем предоставляемых образовательных услуг, необходимых и достаточных для повышения квалификации, и финансируемых в полном объеме за счет бюджетных средств. Определение категорий работников, повышение квалификации которых финансируется из бюджетов различного уровня;

      упорядочение плана повышения квалификации (по часам).

Структура комплексной программы

Комплексная программа состоит из трех основных разделов:

      правовой;

      экономический;

      организационный.

Правовой раздел охватывает все уровни бюджетного финансирования, все уровни образования и обеспечивает создание нормативно-правовой базы совершенствования и развития системы образования на основе экономии и рационального использования бюджетных средств.

Экономический раздел учитывает специфику финансирования образовательных учреждений из бюджетов различного уровня и подразделяется на следующие направления, в соответствии с уровнями бюджетов:

      федеральное;

      региональное;

      муниципальное.

Экономический раздел раскрывает основные экономические механизмы совершенствования и развития системы образования на основе экономии и рационального использования бюджетных средств.

Организационный раздел программы содержит девять подразделов в соответствии с уровнями бюджетов и группами образовательных учреждений и образовательных программ, которые могут быть объединены в следующие блоки:

детское дошкольное, школьное и дополнительное образование детей;

начальное и среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное и послевузовское образование.

3.2 Повышение эффективности использования бюджетных средств на финансирование образовательных учреждений

 

 

Ведущими направлениями оптимизации сети государственных образовательных организаций является поиск для них наиболее эффективных организационно-правовых форм, степени участия органов государственной власти в управлении, с учетом состояния и тенденций распределения государственных полномочий в сфере образования, особенностей целевых групп потребителей, на которые ориентированы образовательные организации, качества подготовки выпускников, финансовых результатов деятельности, состояния имущественного комплекса и других факторов.

Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально - экономической политики Правительства Российской Федерации, должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества и  доступности образовательных услуг населению, в соответствии с установленным Конституцией и законодательством Российской Федерации правом граждан на образование. 

Средством повышения эффективности бюджетного финансирования может стать использование принципов  «подушевого» нормативного планирования и распределения бюджетных ресурсов в сфере образования.

Суть нормативного подушевого финансирования - принцип "деньги следуют за учеником". Этот принцип означает переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию результатов их деятельности, стандартной образовательной услуги, гарантированной Конституцией Российской Федерации, для каждого учащегося.

Основа реализации нормативного подхода в финансировании общеобразовательных учреждений - региональные законы о минимальных социальных стандартах, а также утвержденные законами субъектов Российской Федерации или постановлениями региональных органов исполнительной власти методики расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных общеобразовательных программ.

Внедрение механизма подушевого финансирования возможно при выполнении трех условий

 

1.      Реализация образовательными учреждениями предусмотренного Законом об образовании права на юридическую и финансовую самостоятельность, включая открытие банковских счетов.

2.      Выделение бюджетных средств не постатейно, а общей суммой, при государственном контроле за соблюдением минимальных нормативов по социально значимым выплатам.

3.      Формировании общественно – государственных органов (попечительских советов образовательных учреждений), осуществляющих контроль за расходованием средств, включая полученные из внебюджетных источников.

Нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений осуществляется в три этапа:

- формирование субвенций на нормативной основе;

- выделение этих средств муниципалитетам;

- доведение средств по подушевому нормативу до образовательного учреждения.

Передовая региональная практика свидетельствует о значительном позитивном влиянии механизма нормативного подушевого финансирования на решение ряда важнейших задач обеспечения качественного образования:

- появление конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их качества и разнообразия;

- развитие региональной и муниципальной сети образовательных учреждений, включая совершенствование организации предоставления образования через формирование центров образования, ресурсных центров, сетевых моделей;

- повышение прозрачности бюджетного процесса и финансовой деятельности образовательных учреждений;

- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий;

- повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых в образование,

- оптимизация, концентрация образовательных ресурсов, укрепление и модернизация материально-технической базы и организационной структуры качественного образования.

Необходимо предусмотреть меры финансовой поддержки малокомплектных школ в населенных пунктах в тех случаях, когда одна такая школа остается единственной в пределах транспортной досягаемости для определенного контингента учащихся.

С целью закрепления педагогических кадров, усиления социальной поддержки работников образования целесообразно ввести норматив социальных выплат, устанавливающий предельное соотношение объема допустимых (за счет средств бюджета), социальных выплат, к объему планируемых бюджетных ассигнований.

Общеобразовательные организации независимо от формы собственности должны иметь доступ к подушевому финансированию при условии соблюдения ими требований государственных образовательных стандартов. Реализация этого права должна быть достигнута через систему государственной аккредитации общеобразовательных организаций.

Вместе с тем, особый порядок финансирования может быть предусмотрен для сельских школ, детских домов и интернатов, спецшкол и специальных профтехучилищ для детей с противоправным поведением, для учреждений системы специального образования для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, а также для системы дошкольного и дополнительного внешкольного образования.

Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств.

Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу должно сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.

Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:

- создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;

- создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;

- обеспечить введение новых принципов финансирования учреждений профессионального образования и школ;

- обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

- создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями.

Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что безусловно позитивно повлияет на качество образовательного процесса.

Таким образом, рассмотрев вопросы финансирования расходов на образование, необходимо отметить, что предложенные меры должны быть с необходимостью дополнены стимулированием создания фондов поддержки учреждений образования (фондов социально-экономического развития) на государственном уровне, которые будут аккумулировать спонсорские и родительские средства и направлять их на повышение качества учебного процесса (педагогические инновации), поддержание и развитие материально-технической базы школ, реализацию мер социальной защиты. Порядок и направления расходования средств указанных фонда определяется и контролируется общественными органами управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенное исследование позволило сформулировать основные выводы по данной выпускной квалификационной работе.

Изучив сущность и понятие расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что новый этап экономических и социальных реформ в г. Кургане предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.

В состав расходов на образование по бюджету г. Кургана  включается: дошкольное образование, общее образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, молодежная политика и оздоровление детей, другие вопросы в области образования.

В 2008 году решением Курганской районной Думы были предусмотрены расходы бюджета на образование в размере 1600627 тыс. руб., что составляет  39,7% от общей суммы расходов местного бюджета. Наибольшая доля расходов бюджета на образование в 2008 г. приходится на общее образование (59,9%) и дошкольное образование (32,7%). Оставшиеся виды расходов занимают незначительную долю в общей сумме расходов.

В 2009 году решением Курганской районной Думы были предусмотрены расходы бюджета на образование в размере 1781364 тыс. руб., что составляет  48,8% от общей суммы расходов.

В 2010 г. из бюджета г.Кургана на образование выделено 1865940 тыс. руб. это составляет 43,4% от общей суммы расходов.

Расходы бюджета г. Кургана за анализируемый период увеличились на 16,6%. Это произошло за счет увеличения суммы финансирования по всем показателям расходов на образование. Основная причина – увеличения общего уровня расходов, это увеличение минимальной оплаты труда работникам бюджетной сферы на 4430 тыс. руб., увеличение расходов на программы по образованию, рост коммунальных платежей.

Информация о работе Основные направления реформирования системы образования