Основные математические модели, применяемые при исследовании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Наличие моделей и механизмов управления привлекательно как с точки зрения управляющего органа – так как позволяет предсказать поведение управляемых субъектов, так и с точки зрения управляемых субъектов – так как делает предсказуемым поведение управляющих органов. То есть, снижение неопределенности за счет использования механизмов управления является одним из существенных свойств организации как социального института.

Содержание

Введение
Вопрос№1 Бостонская модель стратегического менеджмента
Вопрос№2 Понятия факторного и корреляционного анализа
Вопрос№3 Разновидности прогнозирования как метода исследования систем управления
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач(твой).docx

— 49.36 Кб (Скачать)


РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(РГОТУПС)

 

 

 

Факультет – «Экономический»

Кафедра – «Экономическая теория»

 

 

 

Контрольная работа

 

Предмет: «Исследование систем управления»

Тема: «Основные математические модели, применяемые при исследовании систем управления »

 

 

 

 

 

Студент:

Шифр:

 

Проверила:

 

 

 

КАНАШ – 2007

Содержание

Введение

Вопрос№1 Бостонская модель стратегического менеджмента

Вопрос№2 Понятия факторного и корреляционного анализа

Вопрос№3 Разновидности прогнозирования как метода исследования систем управления

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Система управления – это  совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) и субподсистем управляющей подсистемы, взаимодействующих  между собой и участвующих  в том или ином виде в процессе воздействия на объекты управления (управляемую подсистему) для достижения главной, основных и других целей системы. Система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления.

Системы управления по своему предназначению направлены на обеспечение  высокой эффективности, достижение целей и решение конкретных задач  организации. По вопросам определения  и оценки эффективности, как исследования системного управления, так и производства известны различные методические подходы. При этом все они на первом этапе  учитывали, в основном, только экономические  последствия управленческих решений  и их результатов. На таком подходе  базировались практически все традиционные методики (их условно можно отнести  к первому поколению).

Однако, начиная примерно с пятидесятых - шестидесятых годов, ученые и практики пришли к выводу о необходимости учета, помимо экономического эффекта, сначала социальных, а затем  и экологических последствий. На устранение их воздействий в расчетах стали учитывать дополнительные затраты. При невозможности полностью  ликвидировать последствия в  расчеты закладывали затраты  на их компенсацию. Именно этот подход суммирования всех затрат и компенсаций  на социальные и экологические последствия  был положен в модернизированные  методики определения эффективности (второго поколения).

«Система управления организации» - одно из ключевых понятий теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.

Система – это целое, созданное  из частей и элементов, взаимодействующих  между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков  следует назвать: множественность  элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем  система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов

Наличие моделей и механизмов управления привлекательно как с точки зрения управляющего органа – так как  позволяет предсказать поведение  управляемых субъектов, так и  с точки зрения управляемых субъектов  – так как делает предсказуемым  поведение управляющих органов. То есть, снижение неопределенности за счет использования механизмов управления является одним из существенных свойств  организации как социального  института.

 

Вопрос№1

Бостонская  модель стратегического планирования

 

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля, ориентировано на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления организацией.

Примерно три десятилетия назад  стратегическое планирование заняло основное место в планирующей деятельности фирмы, придя на смену долгосрочному  планированию. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений о внешней и внутренней среде фирмы. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного — его вариативность, разработка альтернативных версий развития будущего фирмы.

В процессе развития стратегического  планирования создано большое число  методов и моделей стратегического  анализа, формальных способов решения  задач. Так популярность формального  стратегического планирования пришлась на конец 70-х—начало 80-х годов, когда  оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем  фирмы.

Однако в 80-х годах формальные методы стратегического планирования показали свою ограниченность в новых  условиях. Основными причинами этого стали:

— усиление неопределенности деловой  среды. Это выразилось как в возросшем  количестве изменений хозяйственной жизни, так и в уменьшении предсказуемости этих изменений. Стратегические схемы во многих случаях перестали соответствовать новому состоянию бизнеса;

— в восьмидесятые годы в теории и практике деловой жизни усилилось  значение гуманитарного, человеческого фактора — получила развитие концепция корпоративной культуры, позднее приобрел популярность подход, называемый «внутрифирменной демократией», и т.п. Обезличенные методы стратегического планирования вступили в противоречие с новыми течениями в менеджменте.

В настоящее время стратегическое планирование заняло своё место в  ряду функций управления предприятием. Во многом оно приобрело новое  содержание, обогатилось за счет синтеза  с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными  методами, стратегическое планирование использует творческий интуитивный  подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

Стратегическое планирование состоит  из ряда взаимосвязанных этапов. Сначала  проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы, на следующей ступени, в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второе этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию, на последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок, предложений нижестоящих уровней.

Матрица Бостонской консультативной  группы (БКГ)

Она позволяет классифицировать каждый вид продукции по его доле или удельному весу на рынке относительно основных конкурентов или в общем объеме производства данного стратегического хозяйственного подразделения.

Используя матрицу БКГ, предприятие  может определить, какой вид продукции или какое подразделение играет ведущую роль по сравнению с конкурентами, а также как должно развиваться ее производство в данное время и как будут расти или сокращаться в дальнейшем объемы выпуска и сбыта товаров.

Матрица БКГ строится на том экономическом  предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль. В матрице выделяются четыре основных вида продукции или типа стратегических подразделений: звезда, дойная корова, трудный ребенок (кошка) и собака. Для каждой из них предусматривается своя стратегия развития, которая должна наиболее полно учитываться при планировании.

1. Звезда занимает лидирующее  положение на рынке (высокая  доля и быстрый рост). Она дает значительную прибыль, но требует больших объемов различных ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Высокую долю на рынке можно поддерживать различными способами. По мере замедления развития производства звезда превращается в дойную корову.

2. Дойная корова сохраняет ведущее  положение на рынке в относительно

Зрелом или сокращающемся производстве. При этом положении обеспечивается стабильный сбыт продукции, который без больших издержек поддерживается на рынке.

3. Трудный ребенок, или вопросительный  знак, незначительно действует на рынок (малая доля) в развивающемся производстве (быстрый рост). Для поддержания доли на рынке в условиях сильной! конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара и улучшение его характеристик или снизить цены, и т.д.

4. Собака имеет на рынке малую  долю при сокращающемся ил  медленном росте. Для этого положения характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста.

Таким образом, прогнозирование конкурентоспособной  продукции — это процесс разработки новых товаров, планирования и управления растущими и зрелыми продуктами на протяжении всего их жизненного цикла и прекращения выпуска нежелательных товаров. Процесс перспективного планирования новой конкурентоспособной продукции включает семь основных этапов: от генерации идеи до ее коммерческой реализации. Среди достоинств матрицы БКГ, прежде всего, стоит отметить ее простоту. Матрица весьма полезна при выборе стратегических позиций и при распределении ресурсов на ближайшую перспективу. Однако, из-за простоты, матрица БКГ обладает двумя существенными недостатками:

- все СЗХ, положение в которых компании анализируется с помощью матрицы БКГ должны находится в одинаковой фазе развития жизненного цикла;

- внутри СЗХ конкуренция должна идти таким образом, чтобы используемых показателей было достаточно для определения прочности конкурентных позиций компании.

Если первый недостаток является фатальным, т.е. СЗХ, находящиеся на разных стадиях  жизненного цикла, не могут быть проанализированы с помощью данной матрицы, то второй недостаток вполне может быть устранен. В процессе совершенствования матрицы  БКГ авторами предлагались совершенно различные показатели. Основные представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Показатели оценки стратегического положения с  помощью матрицы БКГ.

объект оценки

показатель

1

отрасль

темпы роста спроса

2

темпы роста рынка

3

оценка привлекательности СЗХ

4

компания

доля компании на рынке по отношению  к доле ведущего конкурента

5

относительная доля компании на рынке

6

будущая конкурентная позиция компании на рынке


 

Показатель будущей конкурентоспособности  компании на рынке определяется отношением ожидаемого дохода на капитал и оптимального (или базового) дохода на капитал. Фактически это прогнозируемая рентабельность капитала компании или же анализ тенденции  изменения этого показателя в  последние годы. В общем случае привлекательность СЗХ может быть рассчитана, исходя из соотношения:

Привлекательность

 

СЗХ = aG + bP + cO – dT,

 

где a, b, c и d – коэффициенты относительного вклада каждого фактора (в сумме  составляют 1,0),

G – перспективы роста рынка,

P – перспективы рентабельности  на рынке,

O – положительные воздействия  со стороны окружающей среды,

T – отрицательные воздействия  со стороны окружающей среды.

 

Вопрос№2

Понятия факторного и корреляционного анализа

 

В экономических исследованиях  часто решают задачу выявления факторов, определяющих уровень и динамику экономического процесса. Такая задача чаще всего решается методами корреляционного, регрессионного, факторного и компонентного  анализа.

Все многообразие факторов, которые  воздействуют на изучаемый процесс, можно разделить на две группы: главные (определяющие уровень изучаемого процесса) и второстепенные. Последние  часто имеют случайный характер, определяя специфические и индивидуальные особенности каждого объекта  исследования.

Информация о работе Основные математические модели, применяемые при исследовании систем управления