Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:11, курсовая работа
Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB – условие поставки, при котором в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке до границы страны-экспортера; учет импортных поставок – в ценах CIF – условие продажи товаров, при котором в цену включается его стоимость, расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера.
Первые два года функционирования НАФТА не оправдали надежд в отношении создания дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. Кроме того, положительное торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995 г. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 г.
Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке. В свое время (начало 60-х гг.) был образован Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). Однако политический и экономический кризис не позволяет реализовать планы интеграции в рамках ЦАОР. К середине 90-х гг. интеграционные процессы активизировались посредством заключения в 1991 г. торгового пакта МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. За годы своего существования Общий рынок стран Южного конуса – МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира. Уже в 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьма участниками объединения не облагаются пошлинами, а оставшиеся товары к началу 21 в. будут отменены. Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше втянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как ассоциированные члены). В плане МЕРКОСУР – создание в недалекой перспективе южноамериканской зоны свободной торговли – САФТА, простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива.
Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе. Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на политическую стабильность в регионе. В отличие от западноевропейской интеграции это южноамериканское объединение свидетельствует, что разные по своему уровню государства могут не только сосуществовать в единой организации, но и успешно сотрудничать. Для этого требуется тщательная подготовка всех звеньев таких объединений, высококвалифицированное руководство их деятельностью, умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия, желание и умение идти на компромиссы.
Интеграционные процессы в своем регионе стремятся развивать и африканские государства. В 1989 г. в северной части Африканского континента был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных границах, обособленных друг от друга рынков. Стремление других африканских стран к экономической интеграции означает попытку отсталых, практически не имеющих между собой экономических связей государств создать в отдельных субрегионах Африки подходящие условия для развития промышленности, ориентированной на удовлетворение основных потребностей внутреннего рынка. Вступая в экономические и таможенные союзы, африканские страны планировали на основе скоординированной политики развивать взаимные экономические связи, создать в отдельных регионах относительно емкие внутренние рынки как базу для модернизации экономики. Интеграция рассматривалась как альтернативный путь развития, во многом как способ достижения прогресса при «опоре на собственные силы». Концепция «опоры на собственные силы» предполагает, что структурная перестройка экономики может быть достигнута за счет использования прежде всего местных ресурсов, всемерной мобилизации внутренних факторов развития. Эта идея присутствует и в планах Организации Африканского Единства по созданию к 2005 г. африканского экономического сообщества. Практика интеграционных процессов в Африке, реализуемость провозглашаемых руководителями африканских государств направлений углубленного сотрудничества показывают, что в основном все эти цели и задачи остаются лишь благими пожеланиями. Экономическое сотрудничество бедных и отставших стран в традиционных формах не ведет к выходу из «порочного круга бедности», не обеспечивает сколько-нибудь ощутимый прогресс. Вместе с тем идея африканского общего рынка, несмотря на все неудачи его создания, по-прежнему популярна на континенте.
Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО), которая, по замыслу учредителей, должна стать прообразом будущего Центральноазиатского общего рынка, который должен включать и мусульманские республики СНГ – среднеазиатские, Казахстан, Азербайджан.
Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к интеграции, следует иметь в виду, что реальные интеграционные процессы еще весьма слабы и различаются между собой по характеру, движущим факторам, темпам развития.
Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоакеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоакеанское сотрудничество (АТЭС) – это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа – Новая Гвинея, а в 1998 г. – Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следующие:
• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества.
• во-вторых,
процесс интеграции охватывает страны
с существенно разными уровнями
экономического развития, разными культурами
и социально-политическими
Быстрый
устойчивый экономический рост многих
стран АТР способствовал
Европейский союз (ЕС) образовался как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций:
• Европейское объединение угля и стали (ЕОУС, 1951 г.);
• Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС;
• Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.)
С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. Интеграционный процесс в ЕС идет в двух направлениях – вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Интеграция вглубь означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий:
Указанные
цели ЕЭС реализовывались постепенно
по мере ее эволюции. Механизм функционирования
ЕС основывается прежде всего на политико-правовой
системе управления, в которую
входят как общие или
В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Правовые документы, принимаемые межгосударственными органами ЕС, подразделяются на две категории:
В финансовом аспекте ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в нее стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и ежегодно утверждается последним[1, с.378-394].
В настоящее время ЕС включает 27 стран.
Это единственное интеграционное объединение,
последовательно прошедшее за полвека
все стадии развития интеграционного
процесса.
Заключение
В данной курсовой работе были
рассмотрены основные формы
Цель данной курсовой – изучить основные формы международных экономических отношений, понять значимость внешнеэкономических связей – была достигнута.
Международные отношения очень
важны. На основе
Для всего мира в целом характерно международное производственное сотрудничество. Оно необходимо для того, что порой невозможно изготовить продукцию своими усилиями, на одном предприятии. Таким образом, можно заметить, что сегодня для всех стран международные экономические отношения играют большую роль. Установление и развитие таких связей способствует интеграции стран в мировое хозяйство, с тем, чтобы каждая страна ощутила значимость своего потенциала, смогла развивать свои базовые хозяйственные направления и обеспечивать ресурсные потребности национальной экономики.
Информация о работе Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции