Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB – условие поставки, при котором в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке до границы страны-экспортера; учет импортных поставок – в ценах CIF – условие продажи товаров, при котором в цену включается его стоимость, расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 164.25 Кб (Скачать)

  Ноу-хау – это предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. В экономическом общении ноу-хау воспринимаются как совокупность технических, коммерческих и других знаний, еще не используемых или проходящих апробацию в серийном производстве. С конца 80-х гг. 20 в. начала быстро развиваться такая форма международного научно-технического сотрудничества, как НИОКР (научно исследовательские и опытно конструкторские разработки). Это связано с резким удорожанием научно-исследовательских разработок. Фирмам  и консорциумам стало экономически выгодно производить обмен между результатами научных исследований. Сотрудничество в сфере НИОКР диктуется сокращением сроков обновления фондов и продолжительности жизненных циклов наукоемких товаров.

  Под технологией понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Описанная технология и оформленная в форме письменного документа приобретает форму товара, которым очень многие желают воспользоваться. Неслучайно в конце 20 в. торговля технологиями сложилась в виде своеобразного мирового технологического рынка. Объектами рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности, материализованные в виде определенной ценности и описанные в виде документа. Наличие описания обязательно для технологий, в противном случае ценность или благо будут являться обычным товаром. Чтобы закрепить за собой право пользоваться полученным новшеством, нужно его запатентовать, т.е. закрепить за собой в качестве интеллектуальной собственности. Патент представляет собой документ, выдаваемый специальным государственным органом, удостоверяющий новаторство изделия и закрепляющий это изделие в качестве интеллектуальной собственности определенного типа.

  Лизинг – долгосрочная аренда машин, оборудования и т.п. Речь идет о разнообразных машинах, оборудовании, транспортных средствах, производственных сооружениях и т.д. Передача подобного оборудования осуществляется через лизинговый контракт, представленный  как соглашение между производителем и арендатором по поводу предоставления во временное пользование движимого и недвижимого имущества[9, с.93-99].

  Наряду  с законными формами передачи научно-технических знаний набирают силу криминальные формы передачи технологии:

• промышленный шпионаж – передача, похищение  или сбор с целью передачи иностранному государству или компании сведений в научно-технической и производственной сферах, составляющих государственную  или коммерческую тайну;

• техническое  пиратство – массовый выпуск и  продажа технологий-имитаций теневыми структурами.

  Промышленный  шпионаж и пиратство выгодны  тем, что заказчик, не тратя больших  усилий, получает новые разработки, на которые были затрачены огромные средства и годы работы [1, с.267].  

 

      3.Региональные интеграционные объединения 
 

  Развитие  интеграционных процессов стало  закономерным результатом роста

международного  движения товаров и факторов их производства, что потребовало создания более надежных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних политических соглашений. Закономерным результатом развития международной торговли и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция – она является особым этапом интернационализации хозяйственной жизни.

  Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Региональная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, который, охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, ведет к тесному переплетению национальных хозяйств и созданию единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе [4, с.86-87].

  Предпосылки интеграции:

- близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития.

- географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке.

- общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами.

-демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

- «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие  латиноамериканские поспешили заключить с ней соглашения о торговле.

  В целом, опираясь на указанные предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели:

-использование  преимуществ экономики масштабов,  которое обеспечивает расширение  размеров рынка, сокращение трансакционных  издержек, прилив прямых иностранных  инвестиций.

- создание  благоприятной внешнеполитической  среды. Такая цель особенно  характерна для стран ЮВА и  Ближнего Востока. Здесь важно  укрепление взаимопонимания и сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических областях.

- решение  задач торговой политики. Региональная  интеграция рассматривается как  способ укрепить переговорные  позиции участвующих стран, а  также позволяет создать более стабильную основу для взаимной торговли.

- содействие  структурной перестройке экономики.  Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков.

- поддержка  молодых отраслей национальной  промышленности, так как возникает более широкий региональный рынок.

  Объективное содержание интеграции составляет переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов, что обеспечивает более эффективное взаимодействие между странами.

  Наибольшее  развитие интеграционные объединения  получили во второй половине 20в [7, с.360-364].

  Развитие  экономической интеграции проявляется  в нескольких типах и формах. Выделяются два типа региональной экономической  интеграции – межгосударственная экономическая интеграция и интеграция на микроуровне, или интеграция, ведомая частными зарубежными прямыми капиталовложениями. Межгосударственные интеграционные объединения проявляются в формах: когда страны делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. Далее страны переходят к созданию  зон свободной торговли, которые ставят целью ликвидировать препятствия во взаимной торговле. Зона свободной торговли предусматривает не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. На следующем уровне интеграции образуется таможенный союз – согласованная отмена группой национальных таможенных тарифов и введение общего тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.  Далее интеграционный процесс в своем развитии принимает форму общего рынка со свободой движения товаров, услуг и капиталов, единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы и, наконец, образования валютного и экономического союза. Если единый рынок регулирует главным образом сферу обмена, то создание экономического союза предусматривает унификацию функционирования всех сфер хозяйственной деятельности, координацию экономической политики стран – членов союза и создание единого законодательства. Это предполагает образование наднациональных органов, которые могут принимать обязательные для всех решения, и отказ национальных правительств от соответствующих функций. На самом высоком уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает необходимость в органах, наделенных способностью принимать оперативные решения от лица группировки в целом.

  Процессы  образования региональных интеграционных группировок в мировом хозяйстве возросли. Например, в  конце 90-х годов в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа. Интеграционные процессы вызывают острые противоречия объединяющихся стран в вопросах допустимых пределов ограничения экономического и политического суверенитетов, что отражает беспокойство правящих группировок капитала за свое положение на внутреннем рынке.

  В промышленно развитых странах интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Европейский союз) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли – НАФТА). Наиболее далеко на пути межгосударственного хозяйственного объединения продвинулся ЕС, где развитие интеграционных процессов охватывает  макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки.

  Успехи  развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В  Латинской Америке, Азии и Африке возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов.

  Одним из наиболее заметных развивающихся  интеграционных процессов стал процесс  организации и функционирования североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА. Существующая экономическая интеграция США с Канадой и их сотрудничество с западноевропейскими партнерами перестали удовлетворять США. В результате интеграционные процессы в Северной Америке вышли за пределы государства. Был заключен договор о североамериканской зоне свободной торговли, вступивших в силу 1 января 1994 г. В НАФТА кроме США и Канады входит Мексика. Территория блока составляет обширную территорию и мощным экономическим потенциалом.

  Основные  положения договора включают:

• отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;

• защиту североамериканского рынка от экспансии  азиатских европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

• снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию  американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;

• создание трехсторонних групп для решения  проблем, связанных с охраной  окружающей среды.

  В течение пяти лет США отменяют тарифы на импорт из Мексики около  двух третей наименований продукции. Наибольшую выгоду от заключенного соглашения получили потребители торгового блока, поскольку  в результате усиления конкуренции  и снижения тарифов снизились  цены на широкий круг товаров. В выгодном положении оказались американские промышленники, поскольку возрос приток дешевой рабочей силы. Гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. В тоже время убытки несут американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи. Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития, примерно 1,6 – 2,6% прироста ВВП. Менее всего выгод от НАФТА поначалу получает Канада. Ее экономика тесно связана с США, но едва заметно – с Мексикой. Однако по мере развития НАФТА Канада будет все больше втягиваться в интеграционные процессы и получать дивиденды от расширяющегося рынка.

Информация о работе Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции