Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB – условие поставки, при котором в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке до границы страны-экспортера; учет импортных поставок – в ценах CIF – условие продажи товаров, при котором в цену включается его стоимость, расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 164.25 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРОДОВОЛЬСТВИЯ 

Кафедра экономики и организации производства 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  формы международных  экономических

отношений и экономической  интеграции   
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Макроэкономика»

Специальность 1-25 01 04 « Финансы и кредит»

Специализация 1-25 04 01 «Финансы»  
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

  ке  импортера, а также возмездное  получение от иностранного импортера  ус-

  луг  производственного и потребительского  назначения;

- ввоз  сырья, узлов,  деталей для переработки  в данной стране и последующе-            го вывоза за границу;

- реимпорт  – обратный ввоз из-за границы  ранее вывезенных национальных       товаров;

- временный  ввоз товаров на международные  выставки, ярмарки, аукционы;

- ввоз  продукции в рамках ТНК.

  Учет  экспортных поставок осуществляется в  ценах FOB – условие поставки, при котором в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке до границы страны-экспортера; учет импортных поставок – в ценах CIF – условие продажи товаров, при котором в цену включается его стоимость, расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких как:

•товарооборот (стоимостной и физический объём). Стоимостной объём внеш- ней торговли исчисляется за определённый период времени в текущих ценах

соответствующих лет с использованием текущих  валютных курсов. Физичес- кий объём  внешней торговли исчисляется в  постоянных  ценах и  позволяет                  производить необходимые сопоставления  и определять её реальную динами-

ку;

•товарная структура, представляющая собой соотношение  товарных групп в

мировом экспорте;

•географическая структура представляет собой распределение  торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура – данные о международной торговле стран, при-

надлежащих  к одной части света, либо к  одной группе. Организационная гео-

графическая структура – данные о международной  торговле между странами,

принадлежащими  к отдельным интеграционным и  иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определённую группу по тем или иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в  определённую группу по тем или иным  критериям (например, страны-экспортеры нефти).

  Субъектами  международной торговли выступают  все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой. Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК).

Развитие  же интеграционных процессов предопределяет участие  в   качестве

субъектов международной торговли интеграционных региональных группи-

ровок.

  В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда

человека  – товары и услуги.

  Товар в широком смысле – это предмет, удовлетворяющий общественную потребность  и произведенный для обмена .В  рамках этого определения това-ром  могут считаться и услуги. В  более узком  понимании, товар  –  это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий  видимую и осязаемую форму.

Услуга  – это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный  для обмена, но принимающий форму  невидимого, неосязаемого продукта.

  Учитывая, что объектами международной  торговли выступают товары и услуги, можно выделить две её формы: международную торговлю товарами

и международную  торговлю услугами.

  Международная торговля товарами (МТТ) – это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

  Международная торговля услугами (МТУ) – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран [1, с.197-203].

  Исторически первой и наиболее развитой формой МЭО является междуна-

родная  торговля товарами (МТТ).

    1.1.Мировая торговля товарами(МТТ).

    Определенные особенности на  современном этапе имеет товарная  структура международной торговли. Так, с начала 20в. В структуре  мирового рынка товаров выделялись два «этажа»:

«1-й  этаж» – рынок базовых товаров (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье);

«2-й  этаж» – рынок готовых изделий.

    Во второй половине 20в. в условиях  нового этапа НТР и бурного  развития электроники, автоматизации,  телекоммуникации, биотехнологии   «2-й этаж»

расслоился  на три яруса:

 «1-й  ярус» – рынок низкотехнологичных  изделий (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь, другая продукция легкой промышленности);

«2-й  ярус» – рынок среднетехнологичных  изделий (станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревопереработки);

«3-й  ярус» – рынок высокотехнологичных  изделий (аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные приборы, электрооборудование. Товарный ассортимент внешнеторгового  оборота чрезвычайно широк, что  связано с углублением международного разделения труда и огромным разнообразием  потребностей  в    товарах    производственного     и    потребительского   назначе-

ния[1,с.223-228].

  В 2005 г. на Европу  приходилось 43% мирового экспорта, Северную Америку – 14,5, Азию – 27,4, СНГ – 3,3%. С 1948 по 2005 г. в мировом товарном  импорте увеличилась доля следующих стран: США ( с 13 до 16,5%), Германии (с 2,2 до 7,4%), Китая (с 0,6 до 6,3%).Снизилась доля Великобритании (с 13,8 до 4,9%), Франции, Канады и др. Крупнейшими товарными рынками, определяющими характер мировой торговли, является рынок машин и транспортного оборудования, рынок минерального топлива, рынок продукции химической отрасли промышленности. Главными поставщиками автомобилей на мировой рынок являются Германия, Япония, США, Канада, Франция. Главный импортер – США. Значительная часть продукции автомобилестроения экспортируется и импортируется в виде узлов и компонентов для последующей сборки. Запасы минерального топлива сосредоточены в основном на Ближнем Востоке (более 65% разведанных запасов нефти). Крупнейший экспортер природного газа – Россия. В 2005 г. основными экспортерами минерального топлива являются страны Европы (23,2%) [3, с.62-64].

    Основной организационной формой международной торговли является оптовая. В странах с развитой рыночной экономикой ее осуществляют независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Распространены вертикальные объединения контрактного типа, когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства, более надежный сбыт, соответсвующее уменьшение затоваривания и т.д.

    Важный факт в оптовой торговле  – соотношение универсальных  и специализированных оптовых фирм. Особое место в торговле занимают товарные биржи. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда при совпадении цен покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до общественности через прессу и каналы связи.

  Существует  несколько видов товарных бирж:

  1. Открытые, или доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и  покупатели
  2. Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками – брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.
  3. Закрытые, которые торгуют также реальным товаром, но на них продавцы и покупатели в данном случае не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем непосредственно контактировать друг с другом.

  В настоящее время биржи реального  товара сохранились лишь в некоторых  странах и имеют незначительные обороты. В развитых странах бирж реального товара почти не осталось. Их заменили фьючерсные биржи. Сочетание в торговых сделках элементов купли-продажи и кредита, а также заинтересованность торговца скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими стимулами для нового типа биржевой торговли – фьючерсной. Фьючерсные (срочные) биржи – биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Фьючерсная биржевая торговля – один из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства.

  Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и 

услугами  распределены согласно тематике товаров, отрасли, назначению и т.п. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, инте-ресующуюся его товаром. Чаще всего функционируют  специализированные ярмарки, что позволяет  потребителю сравнить и выбрать  наиболее  подходя-

щий по потребительским качествам и  цене товар, не затрачивая громадных  усилий на поиск информации о необходимых  товарах. Роль ярмарок в буду-

щем  не уменьшится, а , напротив,    возрастет   по   мере развития и углубления

международного  разделения труда.

  Организация ярмарочного дела в различных  странах Европы весьма различны. Так, например, в Германии ярмарки, как правило, принадлежат государству или коммунам. Ярмарки в Германии занимают ведущее место. Одной из старейших является Лейпцигская ярмарка. Мюнхенская ярмарка – вторая по величине и авторитету. Она приобретает функцию моста между Востоком и Западом. Ежегодно на ярмарке проводится около 20 международных мероприятий, которые посещают свыше 2 млн. человек из более чем 130 стран. Берлинская ярмарка также является крупнейшим торговым центром и весьма привлекательна для Польши, Венгрии, Чехии и других стран. Она занимает ведущие позиции на континенте в таких областях, как сельское хозяйство, туризм, радиоэлектроника, строительная, автомобильная, авиакосмическая отрасли[12,с.53-57].

  Международная торговля развивается потому, что  приносит выгоду участ-

вующим  в ней странам:

  1. благодаря международной торговле преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов;
  2. расширяется емкость внутреннего рынка и устанавливаются связи внутреннего рынка с мировым;
  3. активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов  в национальной экономике.

Информация о работе Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции