Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа
К основным фондам относятся средства производства, которые служат в течение длительного периода, переносят свою стоимость на изготовление продукции постепенно, частями, в течение срока службы, и обладают значительной стоимостью за единицу.
Чтобы иметь возможность правильно определить цели и задачи для каждого подразделения, высшее руководство ТНК должно располагать данными о состоянии и развитии каждого конкретного рынка и каждого отдельного продукта на рынке.
Эти данные обычно содержатся в программах маркетинга, которые кладутся в основу разработки плана во всех подразделениях.
Аппарат,
осуществляющий внутрифирменное планирование,
включает функциональные подразделения
на разных уровнях управления. Высшее
звено системы планирования составляют
комитеты при совете директоров. В
некоторых компаниях - это плановые
комитеты, в других - комитеты развития
или центральные управления развития.
В них, как правило, входят представители
высшего руководства фирмы, которые
подготавливают решения по наиболее
важным проблемам стратегии и
политики фирмы, выполняют технические,
координационные и
Следующее звено аппарата планирования - центральная служба планирования, в функции которой входят разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными отделениями или дочерними компаниями, корректировка и уточнение плановых показателей, и контроль за их выполнением. Она составляет формы плановой документации, консультирует высшее руководство по вопросам планирования. Центральная служба планирования осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими подразделениями, а также со службами планирования в производственных отделениях, получая от них всю информацию, необходимую для разработки планов.
Центральные
службы планирования имеются практически
во всех крупных компаниях. Однако организационно
и структурно центральная служба
может быть построена по-разному
и отличаться по характеру выполняемых
функций. В некоторых компаниях
функции центральной службы планирования
выполняют отделы планирования, находящиеся
в составе других центральных
служб. В производственных отделениях
аппарат планирования представлен
отделом планирования, в функции
которого входит составление месячных,
квартальных, полугодовых и годовых,
сводных и текущих
Поскольку
в производственном отделении функции
оперативного планирования и оперативного
контроля за выполнением плана
Организация
процесса планирования в разных ТНК
имеет свои отличительные особенности,
обусловленные различиями в организационной
структуре управления в целом
и характере производственно-
Планы,
разрабатываемые оперативными подразделениями,
рассматриваются центральной
Глава 2. Стратегия компании: на пути к разработке
Стратегия-
это согласованная топ-
При помощи
данного определения можно
1. Стратегические цели являются составляющими стратегии.
2. Цели
стратегии и пути их
3. Стратегические
цели- это не качественные
4. Стратегические
цели не должны противоречить
друг другу. Например, цель разработки
новых продуктов не может
5. Для
установления конкретных
В литературе описан целый спектр стратегий, которые используются компаниями и на практике: финансовая, стратегия в области информационных технологий, коммерческая, производственная управления персоналом, и др. В связи с этим возникает вопрос: а сколько стратегий должно или может быть в компании? Считается, что в компании может быть только одна стратегия. А финансовая и иные « стратегии» являются составляющими элементами единой стратегии, но не отдельными стратегиями компании. Для обоснования данного утверждения предлагается рассмотреть, чем отличается термин « стратегия» от термина «план». Отличий можно указать много, но для раскрытия темы данной работы важно одно: в стратегии собственники топ-менеджеры компании цели ее развития определяют самостоятельно, при разработки же планов цели, которые должны быть достигнуты в результате выполнения планов, задаются как исходные данные перед началом планирования. Сами плановики целей не придумывают. Они планируют мероприятия и ресурсы для достижения поставленных собственниками и топ-менеджерами компании целей. Отсюда можно сделать вывод о том, что стратегия в компании может быть только одна. В противном случае структурные подразделения, не считаясь с ограниченностью ресурсов компании, сформулируют независимые цели и пути их достижения (функциональные стратегии) по каждому функциональному направлению. Затем собственники и топ-менеджеры компании будут вынуждены эти независимые функциональные «стратегии» увязывать(балансировать) между собой, то есть приводить в соответствие с общей стратегией компании. Балансировка будет состоять в перераспределении ресурсов между направлениями и стратегическими проектами, исходя из единой стратегии компании. Понятно, что такая балансировка потребует по ряду направлений изъятие ресурсов компании и перевода их в другие направления. Так как каждое направление курирует один из руководителей, тут же возникает конфликт интересов между заместителями генерального директора по поводу распределения ресурсов по функциональным направлениям. Для недопущения такой ситуации целесообразно собственникам и топ-менеджерам компании сразу сформулировать единую стратегию и, исходя из нее, поставить задачи каждому функциональному направлению компании, специалисты которого должны разработать планы достижения этих показателей. Конечно, для большей значимости они могут назвать эти планы стратегиями.
2.1. Когда нужно приступать к разработке стратегии?
Все в этом мире имеет начало и конец. На рисунке приведен жизненный цикл развития компании. Как правило, на 1-4 этапах жизненного цикла организации стратегию не разрабатывают. На 1-2 этапах по классификации профессора менеджмента МакГилльского университета Г. Минцберга используется так называемая предпринимательская стратегия- стратегия, которая лично формируется собственниками бизнеса при его создании.
Данную стратегию они реализуют на свой страх и риск, ни с кем не советуясь и надеясь только на свой опыт и интуицию. На 3-4 этапах происходит бурный рост продаж и доходов компании, рост самой компании, и основная забота собственников и топ-менеджеров компании- поддерживать и обеспечивать этот рост. Наиболее проницательные собственники и топ-менеджеры компаний задумываются над разработкой стратегии на 5 этапе, когда темп роста компании существенно замедляется, наименее проницательные- на 6-8 этапах, когда развитие компании останавливается и ситуация начинает с каждым днем ухудшаться. На этапах 6-8, как правило, начинается бурная деятельность по осознанию положения компании и формирование предложений по ее улучшению. В компании образуются рабочие группы, советы, приглашаются консультанты, специалистов компании направляют на учебу и т.д. если выход не найден, процесс переходит в 9 и 10 стадии, если найден- кривая развития восстанавливается.
При
этом если нет конкурентов,
то отсутствует потребность в
разработке стратегии,
2.2 Что дает стратегия компании?
Без стратегии компания представляет собой набор активов, отягощенных обязательствами, а руководство компании не имеет представления о том, сто с ней будет завтра, и плывет по инерции в это светлое завтра. Аналитики утверждают, что без четко обозначенных стратегических целей компания сродни человеку, который просто каждый день ищет, чем бы прокормиться, и не более. Необходимо отметить, что конкуренты, разработавшие и реализующие стратегии, немедленно получают преимущество перед компанией, не имеющей стратегии. Сформировав цели развития ( в том числе и в отношении своих конкурентов), они целенаправленно концентрируют имеющиеся и привлекаемые ресурсы на стратегических проектах и настойчиво их реализуют, усиливая свои конкурентные позиции на рынке. При этом они разрабатывают стратегии не ради престижа, а из страха проиграть долю рынка конкурентам.
Единая стратегия компании, кроме того, является базой для объединения действий и решений различных подразделений компании в одно целенаправленное усилие. Если нет стратегии, менеджмент не может сформулировать бизнес-модель, которая обеспечит рост стоимости компании, и не способен принимать долгосрочные решения, направленные на ее развитие.
2.3 Принципы планирования
Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.
Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:
· принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
· принцип
единства планов предусматривает разработку
общего или сводного плана социально-экономического
развития предприятия, то есть все разделы
годового плана должны быть тесно
увязаны в единый комплексный
план. Единство планов предполагает общность
экономических целей и
· принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;