Организация управления внешнеэкономической деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:29, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно экономического характера.

Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в модели современного механизма рынка. Основной предпосылкой становления этого процесса послужила высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма, поскольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консервативную, антисоциальную направленность, исключающую конкуренцию.

Содержание

Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью
Организация управления внешнеэкономической деятельностью в России
Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности

Работа содержит 1 файл

Реферат ВЭД.docx

— 39.98 Кб (Скачать)

     В зависимости от характера и разновидности  применяемых приемов регулирования  внешнеэкономической деятельности и согласно Закону РФ "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" все меры могут быть разделены  на таможенно-тарифные и нетарифные.

     Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими нормативными актами (более подробно рассмотрен в гл. 13).

     Меры, относимые к нетарифным, отличаются большим разнообразием. Всю совокупность этих методов можно разделить на три категории.

     К первой относятся меры прямого ограничения, которые направлены на защиту интересов  национальной экономики. К ним относятся  лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). С помощью лицензирования осуществляется государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров (ст. 17 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

     Лицензией является официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Лицензии могут быть разовыми и генеральными.

     Квоты – это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

     Среди мер нетарифного регулирования  ВЭД можно выделить категорию  мер, связанных с выполнением  таможенных или административных формальностей. Одной из разновидностей таких мер, направленных на ограничение ввоза, являются импортные налоги и депозиты.

     Особое  место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и других нормативных актах.

     К текущим валютным операциям относят:

     • операции, связанные с куплей-продажей валютных ценностей, товаров и услуг, реализацией прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются с отсрочкой платежа, не превышающей 180 дней;

     • переводы за границу и получение из-за границы процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим финансовым операциям;

     • переводы неторгового характера (заработная плата, пенсии, алименты, наследство и другие аналогичные операции).

     К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

     • прямые и портфельные инвестиции;

     • предоставление и получение финансовых кредитов и отсрочки платежа за поставленные товары, работы и услуги на срок более 180 дней;

     • все иные валютные операции, не относимые к текущим.

     К числу мер государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности следует отнести различные формы  стимулирования, поддержки экспорта. В РФ на основании действующих законов, указов Президента, постановлений Правительства разработана и действует Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты и перспективы вплоть до 2005 г. Можно выделить пять основных направлений государственной поддержки российского экспорта: финансовая поддержка, налоговое стимулирование, таможенно-тарифное стимулирование, специальные мероприятия в поддержку и меры общеэкономического характера.

     К мерам налогового регулирования поддержки экспорта следует отнести отсрочку платежей по налогу на прибыль. Такую отсрочку получили предприятия – экспортеры машинно-технической продукции в 1996 г. Доходы от экспорта не учитывались при исчислении налога на прибыль в течение года, тогда как согласно действующему законодательству сумма налога должна была бы ежеквартально исчисляться нарастающим итогом с уплатой авансовых взносов исходя из предполагаемой прибыли. Тем самым предприятия-экспортеры получают временно свободные денежные ресурсы для пополнения оборотных средств.

     К мерам таможенно-тарифного стимулирования экспорта, прежде всего машинно-технической продукции, следует отнести изменения, касающиеся таможенного режима переработки под таможенным контролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обращения. К мерам специальной поддержки экспортеров относят информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам.

     Особый  интерес для российских экспортеров  представляет возможность использования  потенциала торговых представительств за рубежом. Среди возможных направлений  работы российских загранучреждений с  отечественными предприятиями можно  выделить:

     • проведение маркетинговых исследований, подготовку справок по просьбе российских предприятий;

     • предварительное ознакомление зарубежной аудитории с планируемой на экспорт продукцией, товарами, услугами;

     • консультирование по вопросам зарубежного законодательства, существующих норм, стандартов, правил, обычаев;

     • содействие в организации деловых визитов, встреч, предоставление помещений для переговоров, услуг по переводу;

     • другие виды содействия в стране пребывания российского загранучреждения, включая защиту интересов российских экспортеров, содействие в урегулировании торговых споров.

     В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической  деятельности предоставляет большие  возможности хозяйственникам и  предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность  не беспредельна, она находится под  влиянием регулирующего и координирующего  воздействия государственной власти и органов ее управления.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Государственное регулирование выступает неотъемлемой частью модели современного механизма рынка в мировой практике.

     Регламентация процессов внешней торговли в  современной международной практике приобрела особые характерные черты, обусловленные тенденциями развития мировой торговли и защиты национальных рынков с целью поддержания их конкурентоспособности.

     В международной практике регламентирования  внешнеторговых операций сложилась унифицированная гармонизированная система, базирующаяся исключительно на законодательных нормах международного и национального права.

     Преобладающими  методами в системе внешнеторгового  международного регламентирования являются экономические.

     Практика  зарубежных государств в части национальных методов регламентирования внешней торговли направлена на ограничение ввоза иностранных товаров на внутренние рынки.

     Механизм  государственного регулирования ВЭД  в России не сформировался и отличается нестабильностью.

     Методы  регламентирования внешнеторговых операций в России принципиально отличаются от международной практики по ряду позиций: преобладание нетарифных ограничений по экспортным операциям и отсутствие концепции и методов национальной защиты внутреннего рынка в части импортных поставок.

     Методы  национального государственного регулирования 
внешнеторговых операций в современной практике вытекают и базируются на межгосударственных соглашениях многостороннего 
характера, подписанных большинством стран мирового сообщества, и реализуют принцип либерализации международной торговли.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. Внешнеторговый практикум. Москва: ИНФРА Москва, 1996.
  2. Учебник под ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. Предприятие на внешних рынках. Внешнеторговое дело. Москва: БЕК,1997.
  3. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник-практическое пособие. Москва: ИВЦ «Маркетинг»,1998.
  4. Учебное пособие под ред. проф. Э.Э. Батизи. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйственных субъектов в России. Москва: ИНФРА-М, 1998.
  5. Шагалов Г., Пресняков В., Фалинский И. Регулирование внешнеэкономических связей. Москва: ИНФРА-М, 1997.
  6. Носкова И.Я. Международные валютно-кредитные отношения: Учебное пособие. Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  7. Учебник под ред. И.П. Фалинского. Основы внешнеэкономических знаний. 2 издание. Москва: Международные отношения, 1994.

Информация о работе Организация управления внешнеэкономической деятельностью