Организация управления внешнеэкономической деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:29, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно экономического характера.

Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в модели современного механизма рынка. Основной предпосылкой становления этого процесса послужила высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма, поскольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консервативную, антисоциальную направленность, исключающую конкуренцию.

Содержание

Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью
Организация управления внешнеэкономической деятельностью в России
Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности

Работа содержит 1 файл

Реферат ВЭД.docx

— 39.98 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение……………………………………………………………... 2
     1 Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью……………………………………  
3
     2 Организация управления внешнеэкономической деятельностью в России……………………………………………………  
6
  1. Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности……………………………………
 
14
     Заключение…………………………………………………………... 19
     Список  используемых источников………………………………… 20

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

     В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно экономического характера.

     Государственное регулирование занимает «верхний ярус»  в модели современного механизма рынка. Основной предпосылкой становления этого процесса послужила высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма, поскольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консервативную, антисоциальную направленность, исключающую конкуренцию.

     Главной причиной развития средств производства (автоматизация технологических процессов, роботизация, использование биотехнологии) и качественных изменений в квалификации рабочей силы (квалификационное усложнение и повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и институтами.

     Однако  их конкурентное поведение отличается суверенными, обособленными, часто несогласованными, во многом непредсказуемыми действиями, направленными на обеспечение собственных интересов. Здесь и проявилась необходимость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций в целях упорядоченности поведения и определенного единообразия действий на рынке.

     Государственное регулирование в международной  практике имело место и до Первой мировой войны, в период, когда конкурентоспособность национального капитала на мировом рынке обеспечивалась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой политики. Качественно новый этап в развитии механизма государственного регулирования в западных странах обозначился после Второй мировой войны.

  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

     Бывшим  социалистическим странам предстоит  большая работа по преобразованию сверхмонопольных структур, характерных для централизованной, командно-административной экономики, в структуры конкурентные, эффективно работающие, предпринимательские. Этот процесс чрезвычайно труден, противоречив и требует немало времени.

     Проблемы  преобразования экономики отражаются и в сфере внешнеэкономической  деятельности. Для того чтобы лучше  понять существо и направленность изменений  в этой сфере деятельности, рассмотрим основные этапы развития организации  управления внешнеэкономической деятельностью  в нашей стране.

     Можно выделить четыре этапа развития управления внешнеэкономической деятельностью  в России:

  1. – до 1918 г. – дореволюционный;
  2. – 1918–1986 гг. – советский;
  3. – 1986–1991 гг. – перестроечный;
  4. – с 1991 г. – современный.

     До  прихода к власти большевиков  внешнеэкономическая деятельность в Российской империи развивалась  в основном на тех же принципах, что  и в других европейских государствах.

     Государственная монополия на внешнюю торговлю и  другие виды внешнеэкономической деятельности была установлена в России с приходом к власти большевиков. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 г. декретом "О национализации внешней  торговли". В этом декрете говорилось: "Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже  всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского  хозяйства и проч.) с иностранными государствами и отдельными торговыми  предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами". Декретом устанавливался орган, ведающий национализированной внешней торговлей – Народный комиссариат торговли и промышленности, при котором был Совет внешней торговли, в 1920 г. преобразованный в Народный комиссариат внешней торговли.

     Реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась с 1986 г. Именно в этот период были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций, по самостоятельному выходу их на внешний рынок, углублению экономической заинтересованности во внешнеэкономической деятельности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров  СССР от 19 августа 1986 г. № 991 "О мерах  по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" была создана Государственная  внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СМ СССР, на которую были возложены  задачи по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с этим Постановлением было предоставлено право непосредственного  осуществления экспортно-импортных  операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик, а также  крупнейшим объединениям и предприятиям, которые имели условия для  значительных поставок на экспорт высококачественной продукции.

     Следующим шагом, направленным на развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, были постановления СМ СССР от 13 января 1987 г. № 48 и № 49, в соответствии с  которыми юридические лица на территории СССР получили возможность создавать  совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее СМ СССР постановлением № 412 от 16 мая 1989 г. "О  развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом" разрешил юридическим лицам СССР создавать предприятия на территории зарубежных стран.

     В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989 г. самостоятельного выхода на внешний  рынок и ведения на нем оперативно-коммерческой деятельности главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие.

     Это право было предоставлено Постановлением СМ СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 "О  дальнейшем развитии внешнеэкономической  деятельности государственных, кооперативных  и иных общественных предприятий, объединений, организаций".

     В соответствии с указанным Постановлением, а также Постановлением от 7 марта 1989 г. № 203 "О мерах государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности" была установлена  следующая система государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности:

     • регистрация участников внешнеэкономических связей;

     • декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;

     • порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;

     • оперативное регулирование внешнеэкономических связей.

     С созданием суверенного государства  в Российской Федерации (РФ) были осуществлены мероприятия, направленные на существенную демократизацию внешнеэкономической  деятельности в стране, расширение самостоятельности в этой области  предприятий и организаций всех форм собственности.

     Основы  становления новой системы государственного регулирования внешнеэкономических  связей в России были заложены Указом Президента "О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г. № 213.

     В настоящее время происходит дальнейшее становление системы управления внешнеэкономической деятельностью  в России.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИИ

     Основы  государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической  деятельностью, заложены Конституцией РФ.

     Согласно  ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере  внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные  отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические  отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а  также федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития.

     К вопросам, которые находятся в  ведении Российской Федерации, в  области внешнеторговой деятельности относится следующее:

     • формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;

     • обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;

     • государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;

     • установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;

     • определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества, оказание технического содействия в военной области, передача документации, модернизация и ремонт военной техники, а также оказание других услуг в военно-технических и ракетно-космических областях;

     • определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих ядовитых веществ, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала человека и животных и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения;

     • определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;

     • определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирные значения, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки;

     • определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;

     • определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

     • установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

     • предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;

Информация о работе Организация управления внешнеэкономической деятельностью