Организация управления внешнеэкономической деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:29, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно экономического характера.

Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в модели современного механизма рынка. Основной предпосылкой становления этого процесса послужила высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма, поскольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консервативную, антисоциальную направленность, исключающую конкуренцию.

Содержание

Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью
Организация управления внешнеэкономической деятельностью в России
Методы государственного регулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности

Работа содержит 1 файл

Реферат ВЭД.docx

— 39.98 Кб (Скачать)

     • формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации;

     • разработка платежного баланса Российской Федерации;

     • привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;

     • установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;

     • заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;

     • участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;

     • создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях;

     • владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.

     Наряду  с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

     Согласно  закону РФ "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" Президент России обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:

     • осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;

     • регулирует сотрудничество в военно-технической области;

     • определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов;

     • в ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;

     • в целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции;

     • в случае, если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда при необходимости на основании Конституции РФ;

     • приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.

     В области государственного регулирования  внешнеторговой деятельности Правительство  РФ в соответствии с законом:

     • обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

     • разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;

     • принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;

     • принимает решения об определении  величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;

     • вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;

     • принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;

     • осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;

     • осуществляет иные полномочия в области государственного управления внешнеторговой деятельностью на основании и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.

     В управлении внешнеэкономической деятельностью  России наибольшее значение имеют следующие  органы исполнительной власти.

     Министерство  торговли РФ (МТ), которому переданы функции упраздненного в сентябре 1998 г. Министерства внешних экономических связей и торговли РФ (МВЭСиТ). Главная задача МТ в области ВЭД – координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

     Министерство  экономики РФ (Минэкономики РФ), являясь центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляет государственную экономическую политику. Исходя из основных задач Минэкономики России применительно к сфере внешнеэкономической деятельности осуществляет следующие функции:

     • разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей;

     • разрабатывает совместно с другими министерствами и ведомствами основные направления инвестиционной политики;

     • подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей;

     • подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, определяет в установленном порядке квоты экспортных поставок стратегических видов продукции;

     • участвует в разработке направлений использования централизованных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса.

     Государственный таможенный комитет  РФ (ГТК) – центральный правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ГТК (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:

     • обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;

     • обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

     • применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

     • осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

     • ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

     • содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

     • обеспечивает выполнение международных обязательств РФ;

     • выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ.

     Федеральная служба России по валютному  и экспортному  контролю (ВЭК) – центральный орган федеральной исполнительной власти. Эта служба была образована в 1993 г. в соответствии с Указом Президента и Постановлением Правительства Российской Федерации. В 1994 г. Правительством РФ было принято решение о создании региональных подразделений. В настоящее время происходит становление территориальных органов этой службы. По российскому законодательству существуют три органа валютного контроля: Правительство РФ, Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ.

     Главная задача Федеральной службы – проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных  и иных внешнеэкономических операций.

     Определенное  значение в регулировании и управлении внешнеэкономической деятельностью  на уровне государства имеют также  другие органы федеральной исполнительной власти (каждый применительно к своим  функциям):

     • Министерство иностранных дел РФ;

     • Министерство РФ по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ;

     • Министерство науки и технологий РФ;

     • Государственная налоговая служба РФ;

     • другие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (Министерство транспорта, Министерство топлива и энергетики, Федеральная служба безопасности и т. д.).

     Центральный банк РФ (Банк России) – главный банк страны, находится в ее собственности. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и в своей деятельности руководствуется Законом о Центральном банке и другими законодательными актами. Основные задачи Банка России:

     • регулирование денежного обращения;

     • обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно-кредитной политики;

     • организация расчетов и кассового обслуживания;

     • защита интересов вкладчиков банков;

     • надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;

     • осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

 

  1. МЕТОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И  ПОДДЕРЖКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Во  всех странах внешнеэкономическая  деятельность рассматривается как  часть внешней политики государства, а также национальной экономической  политики, поэтому подлежит регулированию  со стороны государства.

     Основные  принципы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации:

  • единство внешнеэкономической политики как части внешней политики России;
  • единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;
  • единство таможенной территории Российской Федерации;
  • приоритет экономических мер регулирования;
  • равенство всех участников ВЭД и их недискриминация;
  • защита государством прав и законных интересов участников ВЭД;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны в целом.

     Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние  экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

     Во-первых, все меры могут быть разделены  в зависимости от направленности действия на экономические процессы на протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции: протекционизм и либерализация.

     Во-вторых, все меры в зависимости от характера  воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности, установление квот, лицензий, эмбарго и др. К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В России в процессе регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам.

Информация о работе Организация управления внешнеэкономической деятельностью