Разнообразные
духовные и физические запросы человека
становятся тем общественным индикатором,
с помощью которого определяются направления
инвестиционной, научно-прикладной, экономической
и технической политики. Критерием качества
организационных структур производства
и управления выступает наибольший конечный
социально-экономический и даже психологический
результат.
Экстенсивный
тип структур управления имеет ряд качественных
признаков:
- недостаточная
гибкость и восприимчивость к изменениям,
вызванным научно-техническим и социальным
прогрессом;
- слабая разработанность
стратегии развития организационных структур.
В производстве отсутствуют приоритеты,
связанные с НТП; в управлении организационная
структура ориентирована на решение оперативных
(текущих) задач и др.
- затратный
принцип стимулирования совершенствования
организационной структуры. В производстве
он характеризуется слабой заинтересованностью
в ресурсосбережении, а в управлении —
экономией только с помощью сокращения
численности аппарата;
- административно-правовые,
командно-директивные методы управления,
превалирующие над экономическими и коллегиальными,
что сдерживает предпринимательскую инициативу
и поиск эффективных методов работы коллективов,
отдельных членов общества;
- слабая адаптивность
организационных структур управления
к меняющимся условиям производства, рыночному
механизму хозяйствования;
- неадекватность
роли органов местного самоуправления
их возможностям в решении социальных,
экономических технологических территориальных
проблем;
- отсутствие
социально-политической и экономической
стабильности, развитых отношений собственности,
способных стимулировать многообразие
организационных форми структур управления.
Нельзя не видеть, что управленческие
структуры по всей вертикали власти приспосабливаются
к происходящим изменениям. На уровне
Федерации и региона укрепляются исполнительные
органы власти, все отчетливее доминирует
авторитарный принцип руководства. В то
же время многие социально-экономические
проблемы жизни населения передаются
общественным органам управления — муниципальным
образованиям.
8.3.
Классификация организационных
структур управления.
Множество
типов организационных структур
обусловлено разнообразием критериев
их классификации. Среди них можно
выделить общие, особенные и частные.
К
общим критериям относятся специфика
воспроизводства, формы обобществления
и масштабы производства, к особенным —
формы собственности, принципы организации
управления, характер связей, к частным —
формы организации производства и управления:
- По признаку
воспроизводственного цикла различаются
экстенсивные и интенсивные организационные
структуры; по формам связи — горизонтальные
(смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные);
- по формам
собственности — государственные (административные),
кооперативные, смешанные, частные;
- по принципам
организации производства и управления
— отраслевые (межотраслевые), территориальные,
программно-целевые и производственные;
- по сферам
деятельности — государственные, общественные,
коммерческие;
- по методам
хозяйствования — государственные, корпоративные,
частные;
- по уровням
управления — федеральные, региональные,
муниципальные;
- по формам
организации производства — высокоспециализированные,
малые, крупные предприятия;
- по формам
организации управления — концерны, тресты,
ассоциации.
Количество
и качество организационных структур
имеют тенденцию к динамическому
изменению. Это происходит в результате
сочетания различных объективных
и иных обстоятельств, и также качественных
изменений в обществе благодаря радикальной
реформе в организационных структурах
управления на всех уровнях развития рыночных
отношений.
9. Заключение.
Делая
вывод, опираясь на данный материал, можно
сформулировать ряд основных задач региональной
экономики:
- Межрегиональный
обмен и производственно- техническое
взаимодействие;
- Построение
экономики региона на политэкономическом
осмыслении макроэкономических процессов
при развитии рыночных отношений;
- Изучение
региональных факторов и условий формирования
рынка;
- Демографическое
исследование для прогнозирования развития
и функционирования потребительского
рынка;
- Распределение
населения и территории региона, обоснование
схемы рыночного “тяготения” населения,
разработка единой комплексной схемы
размещения как оптовых, так и розничных
предприятий;
- Развитие
воспроизводственных процессов осуществляющихся
в регионе: воспроизводство регионального
продукта, капитала, природных ресурсов,
движение материальных и финансовых потоков
между основными агентами экономики региона:
предприятиями домашними хозяйствами
государствами учреждениями;
- Соблюдение
внутренней хозяйственной целостности
региона, для потенциальной способности
рынка развития за свой счет;
- Обеспечение
развития производительных сил территории,
на основе не возникновения значительных
внутрихозяйственных диспропорций и сохранения
способности самостоятельно осуществлять
динамическое развитие собственной экономики,
всесторонне используя имеющиеся ресурсы
(природные, трудовые, финансовые)
- Развитие
и структурирование хозяйственного комплекса
региона (производственная, непроизводственная
сферы);
- Сохранение
экономического потенциала регионов и
его основных составляющих: природно-ресурсный
потенциал; население и трудовые ресурсы,
производственный потенциал;
- Развитие
комплекса обслуживающих отраслей, создание
производственной, социальной, и рыночной
инфраструктур;
- Использовать
новые тенденции в развитии межрегиональных
и международных экономических связей,
создание совместных предприятий, развитие
свободных экономических зон;
10. Литература.
- Бусыгина
И. М. Регионы Германии. - М., 2000. – 352 с.
- Бутов В.И.,
Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной
экономики. Учебное пособие. – М., 2000. –
448 с.
- Гранберг
А.Г. Основы региональной экономики: Учебник
для вузов. – М., 2000. – 495 с.
- Гуськов Н.С.,
Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая
безопасность регионов России. - М., 2000.
- 288 с.
- Игнатов В.Г.,
Бутов В.И. Регионоведение и управление
– М., 2000. – 416 с.
- Колесникова
Н.А. Финансовый и имущественный потенциал
региона: опыт регионального менеджмента.
- М., 2000. – 240 с.
- Комаров М.П.
Инфраструктура регионов мира: Учебник.
– СПб., 2000. – 347 с.
- Королевская
В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной
экономикой в условиях рынка: Учебное
пособие для вузов. – М., 2001. – 64 с.
- Ларина Н.И.,
Кисельников А.А. Региональная политика
в странах рыночной экономики: Учебное
пособие. – М., 1998. – 172 с.
- Маршалова
А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального
воспроизводства: Курс лекций. – М., 1998.
– 192 с.
- Региональная
экономика/Тяглов С.Г., Черныш Е.А. и др.:
Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2001. – 320
с.
- Регионоведение:
Учебник для вузов. Морозова Т.Г., Победина
М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. – М., 1998. – 424
с.
- Чачугиев
М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и
управление. – М., 2001. – 271 с.