Организация управления экономикой региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

В XVIII—XIX вв. была создана классическая экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Ее основоположником считается Адам Смит, значение учения которого подобно изобретению колеса; "колесо" национального хозяйства "вращает" сложные системы взаимозависимых отраслей, формирует мировое хозяйство. Между тем в общественной жизни и деловой практике возникают проблемы, которые нельзя разрешить только при помощи традиционных средств.

Содержание

1. Введение
2. Основные понятия и определения экономики региона.
2.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов
2.2. Понятия "регион", "экономический район"
3. Типы и виды экономик. Экономические системы и их сущность.
3.1. Экономическая система и ее элементы
3.2. Типы хозяйственных систем
3.3. Типы и виды рыночных экономик
4. Методы исследований в региональной экономике-
5. Основы регионального управления экономикой.
5.1. Особенности организации регионального управления
5.2. Сущность и задачи регионального управления
5.3. Задачи и объект регионального управления
5.4. Принципы и методы регионального управления
6. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
6.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона
6.2. Методы управления региональным развитием
7. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы управления региональной экономикой.
7.1. Организационно-экономические факторы
7.2. Общая характеристика методов управления
7.3. Классификация методов управления
8. Организация управления экономикой региона.
8.1. Сущность организации управления экономикой региона
8.2. Типы организационных структур управления
8.3. Классификация организационных структур управления
9. Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая , на тему Региональная экономика..doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     В число основных задач  регионального менеджмента  входят:

  • обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
  • экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
  • оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
  • обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
  • формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

     Исходя  из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.

     Принадлежность  объекта к той или иной форме  собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).

     Характер  продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция  целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет  межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

     Характер  и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.

     Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей  вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).

     5.4. Принципы и методы регионального управления. 

     Содержание  регионального менеджмента как  совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного  воздействия на социально-экономические  процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово.

     К основным принципам  регионального менеджмента  относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

     Суть  принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

     Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

     Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

     Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

     Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

     Методы  регионального менеджмента также  обусловлены системой рыночного  хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято  понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые — по всем другим объектам.

 

      6. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления. 

     Развитие  региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.

     Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

  • рост производства и доходов;
  • перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
  • перемены в общественном сознании;
  • перемены в традициях и привычках.

     В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

  • повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
  • создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
  • увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

     Развитие  любого региона — многоцелевой и многокритериальный процесс.

 

      6.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона. 

     В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия.

     Соответственно  целям развития регионов строится система  критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые  различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1.

     При этом для расчета  используются три  показателя экономического развития:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
  • величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

     Наряду  с интегральными  показателями можно  использовать и отдельные  частные показатели развития региона. Среди них:

  • национальный доход на душу населения;
  • уровень потребления отдельных материальных благ;
  • степень дифференциации доходов;
  • продолжительность жизни;
  • уровень физического здоровья;
  • уровень образования;
  • степень счастья населения.

     Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.

     В качестве краткосрочных целей можно  рассматривать преодоление кризиса  и достижение конкретных величин  прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

     Нередко в качестве тактических целей  регионального развития выступают  промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития.

     Среди таких тактических  целей развития региона  или города можно  назвать:

  • привлечение новых видов бизнеса;
  • расширение существующего бизнеса;
  • развитие малого бизнеса;
  • развитие центра города;
  • развитие промышленности;
  • развитие сферы услуг;
  • повышение уровня занятости населения региона.

     Итак, на уровне региона можно рассматривать  следующие критерии и соответствующие  им показатели социально-экономического развития:

  • ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
  • средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
  • продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
  • уровень образования;
  • уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
  • уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
  • состояние окружающей среды;
  • равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
  • обогащение культурной жизни людей.

     Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.  

     6.2. Методы управления региональным развитием. 

     Местные органы власти любого уровня — региона, города или района — выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

     Управление  развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество (рис. 7.2).

Объекты управления функционированием Объекты управления развитием
дороги 

уборка  мусора

водо-, газо-, тепло-, электроснабжение

состояние и эксплуатация жилого фонда 

парки, благоустройство

возникновение новых и развитие старых производств 

развитие  городской инфраструктуры, прежде всего  связи и коммуникаций

занятость

уровень благосостояния

 

     Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

    • создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
    • регулирование деловой активности;
    • прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

     Рассмотрим  эти методы управления региональным развитием.

Информация о работе Организация управления экономикой региона