Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
В XVIII—XIX вв. была создана классическая экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Ее основоположником считается Адам Смит, значение учения которого подобно изобретению колеса; "колесо" национального хозяйства "вращает" сложные системы взаимозависимых отраслей, формирует мировое хозяйство. Между тем в общественной жизни и деловой практике возникают проблемы, которые нельзя разрешить только при помощи традиционных средств.
1. Введение
2. Основные понятия и определения экономики региона.
2.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов
2.2. Понятия "регион", "экономический район"
3. Типы и виды экономик. Экономические системы и их сущность.
3.1. Экономическая система и ее элементы
3.2. Типы хозяйственных систем
3.3. Типы и виды рыночных экономик
4. Методы исследований в региональной экономике-
5. Основы регионального управления экономикой.
5.1. Особенности организации регионального управления
5.2. Сущность и задачи регионального управления
5.3. Задачи и объект регионального управления
5.4. Принципы и методы регионального управления
6. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
6.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона
6.2. Методы управления региональным развитием
7. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы управления региональной экономикой.
7.1. Организационно-экономические факторы
7.2. Общая характеристика методов управления
7.3. Классификация методов управления
8. Организация управления экономикой региона.
8.1. Сущность организации управления экономикой региона
8.2. Типы организационных структур управления
8.3. Классификация организационных структур управления
9. Заключение
Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.
Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.
7. Факторы социально-экономического
развития и конкурентоспособности
регионов. Методы управления
региональной экономикой.
7.1.
Организационно-экономические
факторы.
Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.
1. Рыночного — взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.
2. Конкурентного — усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции — конкуренции в области качества жизни и инноваций.
3. Производственного — постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда — горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности — соучастием индивида в производственном процессе.
Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков — к диверсифицированным, а в целом — от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.
Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:
Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:
Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:
7.2.
Общая характеристика
методов управления.
Методы управления — важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.
Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.
Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.
Различают
общие и специальные
методы управления, которые реализуются
через изучение объекта управления во
времени и пространстве, в тесной взаимосвязи
и взаимообусловленности с другими объектами,
с учетом этнопсихологии населения и т.д.
В связи с внедрением компьютеров, электронных
вычислительных машин, возникшей потребностью
объективного и быстрого обоснования
принимаемых решений все чаще используются
специальные методы экономического моделирования.
7.3.
Классификация методов
управления.
Классификация включает следующие методы управления:
Административные
методы. Деятельность по управлению
невозможна без разумного применения
административных методов (которые нередко
называют организационно-
Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы.
Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:
8. Организация управления
экономикой региона.
8.1.
Сущность организации
управления экономикой
региона.
Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы.
Структура
отражает состав элементов, внутреннюю
форму организации системы, ее статику,
тогда как организационные
Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования — кооперативы, концерны, холдинга и др.
Общественная
сфера в настоящее время
Такая
типизация организационных
Элементы организационной структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели.
Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.
Формирование
рыночной экономики предполагает создание
новых организационных
Во-первых, характерным становится перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет под собой убедительные основания. Одно из них — невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы от налогов и прибыли; другое — то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты.
Во-вторых, со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные структуры. Среди последних важнейшими являются те, которые являются адекватными социально-рыночной среде экономического развития России, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.
Факторы,
влияющие на организационные структуры.
На организационные структуры
Среди
объективных факторов, влияющих на
организационную структуру
В
прошлом дискретный и зачастую случайный
процесс формирования организационных
структур объясняется тем фактом,
что в условиях командно-административной
системы управления была непомерно
велика роль субъективного фактора. При
этом руководствовались волевыми решениями
отдельных ведомств, государственных
и хозяйственных организаций, субъективным
мнением политических лидеров.
8.2.
Типы организационных
структур управления.
Общими предпосылками создания качественно новых организационных структур управления интенсивного типа являются:
Информация о работе Организация управления экономикой региона