Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:08, курсовая работа
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе отражаются основные теоретические аспекты изучения стимулирования труда на предприятии, основные понятия, цели, принципы. Рассмотрены и проанализированы различные формы стимулирования труда, так как в научной литературе отсутствует единый подход к классификации стимулирования как способа управления персоналом.
Во второй главе курсовой работы дана общая характеристика ОАО шахты «Листвяжная» и описаны методы стимулирования работников предприятия.
В третьей главе описаны возможные пути по усовершенствованию существующей системы стимулирования на предприятии.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты стимулирования труда
1.1 Понятия, цели, принципы стимулирования труда
1.2 Формы и виды стимулирования персонала
Глава 2. Анализ стимулирования труда персонала на КОАО «АЗОТ»
Заключение
Список используемой литературы
Однако в последние годы произошло существенное изменение действенности морального стимулирования, падение авторитета, девальвация моральных стимулов. Основной причиной этого послужил переход от плановой экономики к рыночной. Этот переход обусловил практически полное разрушение системы моральных стимулов СССР, и появление системы стимулов новой России. Однако формирование новой системы включило в себя недостатки старой системы и породило множество новых недостатков морального стимулирования.
Как в России так и в других странах большинство людей оставляют свои рабочие места добровольно, потому что им приходится слышать от своего начальника такие слова, как ты мне не нравишься и тому подобное.
В России некоторые
В настоящее время отличившийся в ведении бизнеса сотрудники могут поощряться на ежегодном новогоднем вечере организации награждением переходящим вымпелом, дипломом за высокое профессиональное мастерство или присуждением звания «Лучший по профессии», «Лучший менеджер» с вручение золотого значка «Золотой Меркурий», «Золотой Посейдон», «Золотая Венера» и ценным подарком. Лидеры продаж, например, могут вознаграждаться памятным знаком «Что бы мы без тебя делали?», причем в таких программах желательно присутствие элемента сюрприза. В «Инкомбанке» в свое время работало следующее моральное поощрение: ежегодно проводились конкурсы на звание «Лучший по профессии» и «Лучший сотрудник», причем менеджеры не попадали в категорию награждаемых10.
Стимулирующее действие может оказать и письменная благодарность владельцев компании за отлично выполненную работу. Или помещение фотографии отличившегося сотрудника на доску почета.
Моральное стимулирование может быть: индивидуальным и коллективным; позитивным и негативным (листок позора).
В некоторых небольших компаниях нематериальные стимулы используются в незначительной степени. При этом называются самые разные причины отказа от использования: «у нас маленькая компания – нам не нужно», «нематериальные стимулирование – это очень трудно» и т. д.11
Можно выделить три основные
проблемы морального стимулирования,
которые напрямую влияют на эффективность
применения данного вида стимулирования:
недостатки в регламентации процедур
стимулирования; недостаточная
Эти проблемы являются наследственными, поскольку были присущи СССР и актуальны на сегодняшний день.
Материальное денежное стимулирование
– это разновидность
Материальное денежное стимулирование наиболее распространенный вид стимулирования. Это можно объяснить тем, что деньги как стимул обладают такими свойствами как универсальность, делимость, кроме того, потребность в деньгах испытывает каждый человек. Все это позволяет строить всевозможные функции стимулирования, к тому же эти функции обладают достаточной гибкостью.
Основными составляющими
материального денежного
В сегодняшних условиях важнейшей задачей становится усиление стимулирующей функции заработной платы.
Умелое использование этой функции превращает заработную плату в один из важнейших рычагов повышения результативности труда, роста производительности труда.
Стимулирующая функция заработной платы - свойство направлять интересы работника на достижение требуемых результатов труда за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада.
Реальная заработная плата работника обычно состоит из двух частей:
Постоянная часть заработной платы, включающая в себя оклад по занимаемой должности (или сдельную, или повременную оплату).
Переменная (премиальная) часть
заработной платы, включающая в себя
различные виды премий, вознаграждений,
различные фиксированные
Бонусы – это денежное
вознаграждение, выплачиваемое работнику
сверх зарплаты и обычно связанное
с его продуктивностью в
Поощрительной формой материального стимулирования являются вознаграждением за дополнительные результаты труда. К таким доплатам относятся надбавки к тарифным ставкам и окладам за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, профессиональное мастерство и высокие достижения в труде и т.д.
Тарифная ставка и оклад зависят от общественной производительности труда и устанавливаются для всех членов общества. Доплаты же получают те, кто участвует в достижении дополнительных результатов труда, дополнительного экономического эффекта. Доплаты не являются обязательным и постоянным элементом заработной платы. Увеличение размера доплат в основном зависит от индивидуальных достижений, от роста индивидуальной производительности труда.
Во многих организациях производится выплата материальной помощи в денежной форме в случае возникновения определенных обстоятельств, например, юбилей, свадьба, рождение детей, смерть близких родственников, а также в некоторых экстренных случаях – кража, потоп, пожар, землетрясение и т. п.
Необходимо также отметить, что премия может использоваться как при позитивной форме организации стимулирования, так и при негативной. К тому же негативный эффект гораздо глубже. Так, работники зачастую воспринимают премию как естественный элемент заработной платы. И если в один прекрасный день премии не будет или же размер ее будет ниже, то работник будет переживать из-за этого.
Часто размеры премирования
не связаны с деятельностью
Материальное не денежное
стимулирование – это разновидность
стимулирования, регулирующая поведение
объекта управления на основе использования
тех материальных благ, которые в
условиях конкретной системы хозяйствования
принципиально в рамках законного
поведения не могут приобретаться
за деньги или же являются дефицитными,
вследствие чего, право их распределения
предоставлено субъекту управления
(распределение жилья, различных
путевок, дефицитных товаров, и т.д.).
Здесь в качестве предмета потребности
выступает определенный набор конкретных
жизненно важных для объекта материальных
благ, которые по мере развития общественного
производства и удовлетворения потребностей
объектов стимулирования в ряде из
них может существенно
Данный вид стимулирования обладает рядом особенностей. Во-первых, материальные не денежные стимулы не обладают такой универсальностью, как материальные денежные, т. е. в них испытывают потребность не все.
Во-вторых, длительность цикла
воспроизводства потребности
В-третьих, материальные не денежные стимулы не обладают делимостью. Так, например, предприятие или организация может либо установить телефон в квартире работника, либо не устанавливать его вообще. Соответственно у предприятий не будет возможности оперировать в целях стимулирования интенсивностью стимулов.
В-четвертых, материальные не
денежные стимулы целесообразно
использовать в подкрепляющей форме
стимулирования. Поскольку при этой
форме организации
Рассмотрим некоторые основания для классификации материальных не денежных стимулов.
Одним из таких основания является возможность приобретения тех или иных благ при данной системе хозяйствования. В основном это такие блага, которые не являются объектами купли-продажи, такие как места в детских дошкольных учреждениях, право удобного времени отпуска и т.п.
Существуют также блага, которые могут быть приобретены за деньги, но в силу их дефицитности устанавливается очередь в их приобретении.
Другим основанием для
деления материальных не денежных стимулов
может служить степень их предназначенности
для распределения между
Кроме того, существует ряд официально не распределяемых благ, которыми работники пользуются неофициально вследствие принадлежности к определенной профессиональной группе, рабочему месту, должности, предприятию или организации. Так, например, любой секретарь может использовать компьютер для личных целей; токарь использовать соответствующий инструмент, оборудование, материалы и т.д. Иными словами, это использование рабочего места в личных интересах.
Следующим существенным основанием
для деления материальных не денежных
стимулов является длительность цикла
воспроизводства потребности. Так,
например, существуют блага, потребность
в которых практически не насыщаема,
поскольку воспроизводится
Материальное не денежное стимулирование может быть как позитивным, так и негативным. Если позитивное стимулирование связано с улучшением удовлетворения потребностей объекта стимулирования, предоставлением ему различного рода дополнительных прав, преимуществ и льгот, то использование санкций (негативное стимулирование) строится на возможности ухудшения удовлетворения потребностей. Например, отсрочка предоставления соответствующих благ, прав, льгот или же вообще лишения права их получения.
Материальные не денежные блага могут быть использованы в качестве стимулов потому, что получение любого из них можно связать с результатами трудовой и общественной деятельности. Каждое из них может быть дано работнику или не дано.
По ряду материальных не
денежных благ можно установить очередность
распределения этих благ. В таком
случае стимулом может стать изменение
очередности и тем самым
Другая же часть материальных
не денежных благ в принципе не может
распределяться в порядке очередности
в силу объективной не дефицитности
блага или бессмысленности
В настоящее время заработная
плата как стимул уже не имеет
такого существенного долгосрочного
влияния, как это было раньше. Перспективные
кадры рассчитывают на стандартную
для отрасли и региона