Организация: понятие, цели функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель – Является изучение организации для наиболее эффективного управления, для успешной деятельности компании.

Задачи:
- Определение понятия организации ее влияние на повседневную жизнь менеджера;
- Определить виды организации;
- Охарактеризовать новые типы организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЁ ВИДЫ………………………………….. .5
1.1 Понятие и сущность организации ………………………………………...…5
1.2 Признаки организации …………………………………………………….…7
1.3 Классификация организаций …………………………………………….…..9
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………….…11
2.1 Законы организации ……………………………………………………...…11
2.2 Внутренняя и внешняя среда организации……………………………….. 12
3 СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РАЗВИТИЕ…………………… 17
3.1 Новые типы организаций…………………………………………………... 17
3.2 Современные тенденции в развитии организаций ………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯКолесникова.docx

— 48.24 Кб (Скачать)

     К неформальным организациям относятся  объединения людей, связанных личными  интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и  не ведущие финансово-хозяйственную  деятельность, направленную на получение  материальной прибыли.

     Кроме того, различают организации по отраслевой принадлежности:

     1) промышленные;

     2) сельскохозяйственные;

     3) транспортные;

     4) торговые и др.

Также существует классификация организаций  по параметру самостоятельности  принятия решений:

     1) головные/материнские;

     2) дочерние;

     3) зависимые.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Законы организации 

     Законы  организации имеют в своем  составе общее и особенное. Общая  часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное – это та часть  закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации  как социальной системы.(3)(Например, общий уровень культуры и профессиональной подготовки).

     Законы  играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический  фундамент, способствуют переходу от эмпирического  подхода к профессиональному, позволяют  правильно оценить возникающую  ситуацию и анализировать зарубежный опыт.

     Законы  организации по важности делятся  на 2 уровня:

  • основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития)
  • менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2  Внутренняя и внешняя  среда организации 

     Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или  общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).

     Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется  в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

     Под внешней средой понимают все условия  и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие  оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

     Однако  набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы.. Выводы проводимых исследований или текущих событий  сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений.

     Менеджер  формирует и изменяет, когда это  необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание  ее внутренних переменных. Но для этого  он должен уметь выделять и знать  их.

     Внутренние  переменные – это ситуационные факторы внутри организации.

     Основные  переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

     Цели  есть конкретные конечные состояния  или желаемый результат, которого стремится  добиться группа, работая вместе.

     Основной  целью работы большинства организаций  является получение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации  на прибыль:

  • ее максимизацию;
  • получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;
  • минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

     Но  не у всех организаций получение  прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например  церквей, благотворительных  фондов. Некоммерческие организации  имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие  решения руководства.

     Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

     Основной  концепций структуры является специализированное разделение труда. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

     Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

     Задачи  организации традиционно делятся  на три категории. Это работа с  людьми, предметами, информацией.

     Как и факторы внутренней среды, факторы  внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней  среды понимается уровень силы, с  которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы. Так  же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

     Внешняя среда не постоянна, в ней все  время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение  современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация  или ее подразделения должны опираться  на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные  решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений  более трудным процессом.

     Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Среда прямого воздействия

     С точки зрения системного подхода  организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями  входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран  может бы выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания  обменных курсов или политическая нестабильность.

     Всех  поставщиков можно разделить  на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

     Законы  и государственные органы. Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить.

     Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты.

     Потребители. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

     Важное  значение приобретают в современных  условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих  влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

     Конкуренты. Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

     Факторы среды косвенного воздействия или  общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их.

     Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются прежде всего на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и  политические факторы, а также взаимоотношения  с местными сообществами.

     Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др.

     Руководство должно также уметь оценивать, как  скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги, на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

     Любая организация функционирует по меньшей  мере в одной культурной среде. Поэтому  социокультурные факторы, в числе  которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ  И ИХ РАЗВИТИЕ

3.1 Новые типы организаций 

      Эдхократические организации — это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия — это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями(5).

      Особенности эдхократических организаций:

  • работа в областях с высокой технологией, требующая высокой квалификации, творчества, инновационности и эффективной совместной работы;
  • органическая структура с преобладанием неформальных горизонтальных связей; часто структура организации вовсе отсутствует;
  • иерархическое построение постоянно изменяется, отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер;
  • отсутствует жесткая привязка человека к какой-то одной работе;
  • принятие решений, власть, система вознаграждения основаны на экспертной власти;
  • риск и вознаграждение делятся между участниками трудового процесса;
  • контроль за непосредственной работой специалиста отсутствует, осуществляется только финансовый контроль.

Информация о работе Организация: понятие, цели функционирования