Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа
Сбыт - всего лишь одна из многих функций маркетинга, причем зачастую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, то товары наверняка пойдут легко.
Введение………………………………………………………………...……….3-5
1. Организация продажи товаров……………………………………….…….6-15
1.1. Организация продажи товаров на оптовых рынках…………………..….6-9
1.2. Организация и технология розничной продажи товаров…………..…10-15
2. Формирование товарного ассортимента…………………........................16-23
2.1. Классификация товаров………………………………………………....16-17
2.2. Показатели оценки товарного ассортимента…………………….…….18-20
2.3. Процедуры формирования товарного ассортимента………………….21-23
3. Заключение……………………………………………...........................…24-25
4. Список литературы………………....................................................................26
Направление движения потока покупателей осуществляется информационными указателями, а также соблюдением определенных принципов размещения оборудования и товаров.
В ряде случаев в магазинах самообслуживания организуют продажу товаров, требующих нарезки и взвешивания продавцами в присутствии покупателей, через прилавки обслуживания, расположенные в зале самообслуживания. Но оплата за эти товары должна производиться в едином контрольно-кассовом узле.
Кассовые кабины располагают так, чтобы контролеры-кассиры были обращенью лицом в сторону торгового зала. Покупатели, проходя слева от контролера-кассира, ставят инвентарную корзину на платформу контрольной кассы. Кассир левой рукой перекладывает товары в другую корзину, а правой регистрирует на кассовом аппарате стоимость каждой покупки.
Покупатель, оплатив товары, отходит к упаковочным столам, размещенным рядом со стеллажами для инвентарных корзин, и перекладывает покупки из инвентарной корзины в свою сумку.
Таким образом, в магазинах или отделах самообслуживания качество обслуживания покупателей во многом зависит от организации работы контрольно-кассового узла. Поэтому важно организовать ее так, чтобы сократить до минимума время, затрачиваемое покупателями на расчеты за приобретаемые товары. Этому во многом способствует применение в крупных магазинах (супермаркетах, универсамах и т. п.) технологии штрихового кодирования. Наличие штрих-кода на всех товарах делает более простым их учет в магазине и позволяет вести расчетно-кассовые операции с использованием электронного торгового оборудования: кассовых терминалов, сканеров, терминалов сбора данных.
Кассовые терминалы занимают центральное место в составе автоматизированной системы управления крупным торговым предприятием. Это собранные в одном корпусе компьютер, клавиатура, считыватель магнитных карт, принтер чековой и контрольной ленты, монитор, дисплей покупателя и кассовый ящик.
Портативные терминалы сбора
данных совмещают в себе компьютер
и считыватель штрих-кодов. Их используют
для дистанционного считывания штрих-кодов
при проведении инвентаризаций, учета
поступления и перемещения
Для нанесения штрих-кодов на товары, не имеющие его, или на товары, расфасованные непосредственно в магазине, применяют портативные или стационарные принтеры. Они могут работать совместно с электронными весами. С помощью таких принтеров можно печатать этикетки, содержащие помимо штрих-кода основную информацию о товаре (наименование, массу, цену и т. д.).
Применение электронного оборудования и специального программного обеспечения для учета товаров и при расчетных операциях позволяет магазинам:
- постоянно иметь полную
информацию об объеме и
- организовать фасовку товаров с их одновременной маркировкой;
- осуществлять гибкую
ценовую политику, оперативно менять
розничные цены с учетом
- уменьшить время расчетных
операций за счет
- использовать
- вести стоимостной и
количественный учет товаров,
проданные через кассовые
Следует отметить, что применение электронного оборудования целесообразно при всех методах продажи, а не только при самообслуживании.
Продажа товаров по образцам
получила широкое распространение
при реализации тканей, обоев, мебели,
холодильников, телевизоров и других
товаров. Суть метода в том, что покупатель
самостоятельно или с помощью
продавца знакомится с выставленными
в торговом зале образцами товаров.
В случае совершения покупки покупателю
передается точно такой же товар.
Этот метод продажи часто
Продажа товаров с открытой выкладкой заключается в том, что запасы товаров открыто выкладываются на рабочем месте продавца, на пристенном и островном оборудовании, в ячейках кассет прилавков или вывешиваются на кронштейнах.
С открытой выкладкой реализуются товары, при отборе которых требуется участие продавца (проверка технически сложных товаров в действии, консультация о потребительских свойствах и правилах применения товаров, отмеривание и нарезка мерных товаров). Покупатели имеют возможность самостоятельно знакомиться с товарами и отбирать нужные им изделия, а расчет осуществляется через кассу, совмещенную с контролем выдачи покупки. Как и при самообслуживании, покупатели знакомятся с товаром, не ожидая очередности обслуживания продавцом, что также значительно экономит время, затрачиваемое на совершение покупки.
Методом открытой выкладки продают галантерейные, чулочно-носочные, парфюмерно-косметические, канцелярские товары, посуду, игрушки, школьно-письменные товары и т. д.
Разновидностью продажи товаров с открытой выкладкой является торговля с открытым доступом к товарам.
При этом методе продажи
продавец обслуживает значительно
больший участок торгового
По предварительным заказам
осуществляется продажа как продовольственных,
так и непродовольственных
Перечень товаров, реализуемых по заказам, должен быть вывешен в магазине. Заказы могут быть приняты непосредственно в магазине, по телефону или по месту работы покупателя и оформлены на специальном бланке. Покупатель или получает товар в самом магазине, или он доставляется ему на дом.
2. Формирование товарного ассортимента.
2.1. Классификация товаров.
Одна из задач товарной политики — формирование товарного ассортимента выпускаемой продукции. Под товарным ассортиментом принято понимать всю совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых на рынке с целью реализации и получения дохода (прибыли). Товарный ассортимент предприятия может иметь довольно сложную структуру, состоящую из нескольких иерархических уровней. На первом уровне выделяют виды товаров, например деревообрабатывающие станки, подъемно-транспортное оборудование, тракторы, автомобили и т.п. Каждый из таких видов подразделяется на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными характеристиками, качеством, ценой, др. Например, колесный трактор для производства сельскохозяйственных работ с соответствующим навесным оборудованием и тот же колесный трактор для проведения земляных работ при прокладке и ремонте теплосетей в городских условиях, оснащенный экскаватором. И функциональные характеристики, и цены этих типов (групп) изделия, входящих в один вид, различны.
Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей, марок), образующих низшую ступень в классификации. Например, предприятие производит холодильное оборудование и кухонные комбайны — это различные виды товаров (первый уровень квалификации). В производстве холодильного оборудования выделены такие ассортиментные группы, как собственно холодильники бытовые, холодильные камеры для магазинов, морозильные камеры бытовые, морозильные камеры для пищевых производств — это второй уровень классификации. Холодильники бытовые в свою очередь производятся предприятием в трех разновидностях — одно-, двух- и трехкамерные (каждый из них может выступать на рынке под своей маркой), что представляет собой третий уровень классификации. Если такой подход применен предприятием к формированию ассортимента и по кухонным комбайнам, то можно говорить о разнообразии его товарного ассортимента, а следовательно, и о больших объемах продаж, о значительном товарообороте и т.п.
2.2. Показатели оценки товарного ассортимента.
Товарный ассортимент характеризуется следующими показателями:
• широта ассортимента;
• глубина ассортимента;
• возрастная структура входящих в ассортимент товаров;
• сопоставимость между предлагаемым ассортиментом и ожиданиями (нуждами, потребностями, запросами) целевого рынка;
• поведение товара на рынке.
Широта ассортимента — это количество
ассортиментных групп (типов) по каждому
виду товара, входящему в ассортимент.
Глубина — количество позиций
в каждой ассортиментной группе. Возрастная
структура показывает доли старых и
новых товаров в ассортименте.
Сопоставимость — соответствие предложения
спросу. Поведение товара на рынке
определяет его конкретную роль, которую
он призван исполнять в
Каждый из этих показателей по-своему
характеризует ассортимент
Что же касается поведения товара
на рынке, то, по свидетельству авторов
учебника-практикума Маркетинг, все
товары можно подразделить на лидеры,
локомотивы, зазывные, тактические, внедряемые,
уходящие. Каждый из них играет определенную
роль на рынке, формируя отношение покупателей
не только к самому себе, но и к
фирме, к предприятию, способствуя,
таким образом, осуществлению сбыта
и других товаров. Так, в частности,
лидеры, являясь чаще всего товарами
рыночной новизны, способны привлекать
внимание покупателей и к другой
продукции предприятия. Локомотивы
обычно находятся на стадии зрелости
или насыщения жизненного цикла,
способны обеспечивать утверждение
фирменной марки, что, безусловно, влияет
на сбыт и других товаров фирмы. К
зазывным товарам относятся такие,
которые хорошо известны покупателям
и фирма предлагает их рынку по
ярко выраженной низкой цене. Покупатели
по аналогии могут предположить, что
и на другие товары этой фирмы цены
несколько ниже, чем на аналогичные,
предлагаемые другими фирмами. Тактические
товары дополняют имеющийся
2.3. Процедуры формирования товарного ассортимента.
Решение задач формирования
ассортимента в рамках товарной политики
фирмы преследует цель определения
оптимальной (или близкой к этому)
структуры товарного
1) изучение и определение
текущих и перспективных
2) анализ и оценка товаров, предлагаемых конкурентами на данном рынке;
3) анализ изделий, выпускаемых как данным предприятием, так и конкурентами, с позиции потребителей;
4) определение структуры
товарного ассортимента, предполагающего
исключение из него
5) анализ предложений по
6) разработка спецификаций новых
или усовершенствованных
Информация о работе Организация и технология продажи товаров