1.6 Определение, сущность
и особенности организации государственных
и муниципальных унитарных предприятий
(публичных корпораций)
Согласно ГК РФ унитарным
предприятием признается коммерческая
организация, не наделенная правом собственности
на закрепленное за ней собственником
имущество. Имущество унитарного предприятия
является неделимым и не может
быть распределено по вкладам (долям, паям),
в том числе между работниками
предприятия.
Государство - крупнейший работодатель,
поэтому его доходы и расходы
намного превышают доходы крупнейших
компаний с ограниченной ответственностью.
Многие предприятия общественной собственности,
как и частные фирмы, продают
то, что они производят. Наиболее
известные примеры такого рода –
это национализированные отрасли,
например: добыча угля, производство электроэнергии
и железнодорожный транспорт. Этими
предприятиями управляют публичные
корпорации.Публичная корпорация является
формой организации бизнеса. Эта форма
применяется для управления национализированными
отраслями. Подобно компаниям с ограниченной
ответственностью, они представляют собой
юридические лица, однако в отличие от
них не являются владельцами акций. Публичные
корпорации принадлежат государству.
В действительности они принадлежат всем
гражданам страны.Если основной задачей
деятельности компаний с ограниченной
ответственностью является получение
прибыли, то цели публичных корпораций
совсем другие. Предполагается, что работая
в национализированных отраслях, они будут,
по крайней мере, самоокупаемыми предприятиями,
то есть не будут нести постоянных убытков.
Их основная задача - работать для общего
блага. Это означает, что управляющие должны
вести дело так, чтобы оно было максимально
эффективно в интересах всего общества,
всей страны.Публичные корпорации должны
в значительно большей мере заботиться
о социальных последствиях своей деятельности,
чем компании с ограниченной ответственностью.
Например, корпорация железнодорожных
линий не должна допустить закрытия железной
дороги в отдаленных сельских районах,
это может полностью лишить местных жителей
важнейшей транспортной услугиСегодняшняя
политика правительства состоим в том,
чтобы компенсировать убытки в тех видах
услуг, которые имеют важное социальное
значение.На предприятиях такого типа
действует совет управляющих. На первый
взгляд, у руководителей этих корпораций
те же обязанности, что и у директоров
компаний.Важнейшее различие состоит
в том, как они попадают на руководящие
должности.В публичных корпорациях решение
о назначении на руководящую должность
принимают органы исполнительной власти.
Так как в публичных корпорациях нет акционеров,
то такая организация не может собрать
капитал путем выпуска акций. В некоторых
странах они получают долгосрочные займы
непосредственно от правительства, а краткосрочные
- из банков. Некоторые публичные корпорации
получают займы из-за рубежа. Государство
компенсирует все расходы, в том числе
и убытки публичных корпораций.
Публичные корпорации обязаны
ежегодно предоставлять отчеты о деятельности
и баланс доходов и расходов. Эти документы
рассматриваются правительством (Кэмпбелл,
1996).
Глава 2. Проблема выбора организационно-правовой
формы предпринимательства в
сервисе и туризме
2.1 Выбор организационно-правовых
форм деятельности туристского
предприятия
Предпринимательская деятельность
в России регулируется Гражданским
кодексом РФ (ГК РФ), отдельными законами
и подзаконными нормативными актами.
Основными субъектами на туристском
рынке, осуществляющими производство
и реализацию услуг, выступают отдельные
предприниматели - физические лица и
предприятия - юридические лица (Приложение
1).Согласно статье 23 ГК РФ гражданин
вправе заниматься предпринимательской
деятельностью без образования
юридического лица с момента государственной
регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя.Предпринимательская
деятельность юридических лиц определяется
статьей 49 ГК РФ, устанавливающей правоспособность
юридического лица [4].Юридическим лицом
признается организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по всем своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде. Юридические лица имеют самостоятельный
баланс или смету [4].Юридическими лицами
могут быть организации, преследующие
извлечение прибыли в качестве основной
цели своей деятельности (коммерческие
организации) либо не имеющие извлечение
прибыли в качестве такой цели и не распределяющие
полученную прибыль между участниками
(некоммерческие организации).Под туристским
предприятием понимается самостоятельный
хозяйствующий субъект с правами юридического
лица, осуществляющий формирование, продвижение
и/или реализацию услуг туристам, а также
другие виды вспомогательной хозяйственной
деятельности, не запрещенные законодательством
и предусмотренные его уставом.На выбор
организационно-правовых форм туристических
предприятий влияют следующие факторы:1.
Общие. К общим факторам относятся: планируемые
масштабы деятельности, капиталоемкость
избранного вида деятельности, прогнозируемые
темпы развития предприятия, особенности
представления налоговых и других льгот
предприятиям отдельных форм, государственное
регулирование минимального размера уставного
фонда предприятий отдельных форм;2. Индивидуальные.
К ним относятся: имеющийся (возможный)
размер стартового капитала, индивидуальные
особенности предпринимателя (предрасположенность
к индивидуальной или коллективной деятельности),
уровень профессионализма предпринимателя,
отношение предпринимателя к коммерческим
рискам и личной имущественной ответственности
по обязательствам (Осипов, 1992).
Выводы
1. Форма организации бизнеса
характеризует, каким образом
предприниматели строят свое
дело, как они взаимодействуют
друг с другом и с другими
участниками бизнеса. Юридически
закрепленные формы организации
предпринимательской деятельности
именуют организационно-правовыми
формами предпринимательства. Простейшей
формой организации бизнеса является
индивидуальное предпринимательство,
которое можно охарактеризовать как самоорганизацию,
так как предприниматель действует в одиночку
и сам устанавливает правила своей деятельности.
Более высокой формой организации предпринимательской
деятельности следует считать оформление,
регистрацию предпринимательства в виде
фирмы, наделенной правами юридического
лица, имеющей свое название и выступающей
как самостоятельный субъект хозяйствования.Другими
наиболее распространенными организационно-правовыми
формами предпринимательства выступают
хозяйственные товарищества (полное и
коммандитное), общества (с ограниченной
и дополнительной ответственностью), акционерные
общества (открытые и закрытые), государственные
и муниципальные унитарные предприятия.Также
рассмотрены малые предприятия, являющиеся
очень удобной формой организации бизнеса.
Это объясняется многими причинами, такими
как простота в создании и льготное налогообложение.
Предприятия самостоятельно осуществляет
свою деятельность и отчитываются о ее
результатах перед учредителями.2. В данной
работе охарактеризовали организационно-правовые
основы туристского предприятия, а именно:
выбор организационно-правовых форм деятельности
турпредприятия и организационный аспект
создания турфирмы, который очень сложен
и состоит из 15-ти этапов. Основным элементом
становления нового предприятия является
выбор его организационно-правовой формы.Изучив
теоретический материал, произвели сбор
информации об организационно-правовых
формах предпринимательской деятельности
в сфере туризма в городе Астрахань и выявили
структуру данной отрасли. Можно сделать
вывод о том, что на туррынке преобладают
такие организационно-правовые формы,
как общества с ограниченной ответственностью.
Это можно объяснить такими преимуществами
данной формы, как простота в организации,
льготы при налогообложении, сочетание
ограниченной и неограниченной ответственности
и возможность расширения капитала за
счет коммандиторов.
Список литературы
1. Балабанов И.Т. , Балабанов
А.И. Экономика туризма, М.: 2002.
2. Булатов А.С. Экономическая
теория. 2-е издание. Москва, 1997.
3. Ворст И., Ревентлод П.
Экономика фирмы: Учебник –
М.: Высшая школа, 1994
4. Гражданский Кодекс РФ
5. Гуляев В.Г. Организация
туристской деятельности. – М.: 1996
6. Зорин И.В. Энциклопедия
туризма. – М.: Финансы и статистика,
2001.
7. Ильина Е.Н. Туроперейтинг:
организация деятельности. – М.:
Финансы и статистика, 2002.
8. Кэмпбелл, Р.Макконнелл, Стенли
Л.Брю. Экономикс. Москва, 1996.
9. Менеджмент туризма.
Туризм как вид деятельности:
Учебник. - М.: Финансы и статистика,
2002.
10. Менеджмент туризма.
Экономика туризма: Учебник. –
М.: Финансы и статистика, 2001.
11. Осипов Ю.М. Основы
предпринимательской деятельности.
Москва, 1992.
12. Основы туристской деятельности:
Учебник. – М.: Советский спорт,
2002.
13. Предпринимательство: курс
лекций: Уч. Пособие. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1999