Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:36, отчет по практике
Производственное республиканское унитарное предприятие «Минский завод шестерен» является одним из предприятий, входящих в состав производственного объединения «Минский тракторный завод». Данное предприятие - лидер в нашей стране в области производства сельскохозяйственной техники и запасных частей к ним.
1. Организационно-
Производственное
республиканское унитарное
Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский завод шестерен" является единственным в Республике Беларусь специализированным предприятием по изготовлению всех видов зубчатых колес, в том числе: для грузовых и легковых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, двигателей, различных типов редукторов, станков и другой техники. Кроме того, завод выпускает стальные штампованные поковки, металлокерамические изделия и товары народного потребления. Структура завода позволяет осуществлять полный процесс изготовления зубчатых колес, начиная от поступления металлопроката до выхода готовой продукции.
Форма собственности
предприятия республиканская,
Производственное
Место нахождения дочернего предприятия: 211180, Витебская область, г. Лепель, Борисовский тракт, 102. УНН - 30039439.
На основании приказа
Министерства промышленности Республики
Беларусь от 27 апреля 2004г. №321 Производственное
республиканское унитарное
РУП "Минский завод шестерен" расположен в юго-восточной части г. Минска (около 2,5 км от центра). Площадка завода с юга граничит с желез-нодорожной магистралью Москва-Брест, с севера примыкает Минский электротехнический завод им. Козлова, с запада - улица Долгобродская.
В настоящее время площадка завода полностью застроена, ограждена по периметру и благоустроена. Имеется разветвленная сеть внутренних автодорог.
Количество
производственных зданий - 29, сооружений
- 7. Общая развёрнутая площадь
производственных зданий и
Зубчатое зацепление
может быть наружным и
Выпускаются стальные штампованные поковки шестерен и фланцев диаметром до 230 мм, весом от 0,2 до 12 кг, валов с диаметром утолщения до 130 мм, длиной до 600 мм, весом до 20 кг.
На участке порошковой металлургии освоен выпуск изделий (в основном втулок) из антифрикционных материалов, которые применяются в различных узлах трения.
Организован серийный выпуск различных типов плугов ПЛН (3х , 4х, 5ти, 8ми корпусные), ПКМ (3х, 4х, 5ти, 6ти, корпусные с механической рессорной защитой), ПО-(4+1)-40 (оборотный).
Производятся товары народного потребления.
Завод выполняет разовые заказы для организаций и частных лиц.
Введен постоянный контроль качества по всей номенклатуре выпускаемой продукции. Завод выпускает продукцию в соответствии с системой качества международных стандартов ISО 9001, налажено своевременное реагирование на возможные рекламации со стороны потребителей путем устранения недостатков или замены.
Чтобы обеспечить эффективную
деятельность, завод должен постоянно
расширять товарный ассортимент
производимой продукции. Необходимость
этого обусловлена рядом
1) изменение спроса на отдельные виды продукции;
2) сезонность спроса на продукцию;
3) появление новых или усовершенствование уже существующих видов с/х техники в результате проведенных исследований в области техники и тех- нологии;
4) изменения в товарном ассортименте конкурентов.
5) Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются:
6) целесообразность использования свободных мощностей;
7) желание заказчиков и посредников закупать товары широкого ассортимента;
8) целесообразность использования побочных продуктов производства.
Задача предприятия состоит в том, чтобы с учетом этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие достигается благодаря оперативному управлению товарным ассортиментом. Товарный ассортимент должен формироваться с учетом жизненных циклов товаров, находящихся в производстве. Обычно рассматривают четыре этапа жизненного цикла товара:
1) выход на рынок;
2) рост;
3) зрелость;
4) спад.
Исходя из того, что Минский
завод шестерен является поставщиком
комплектующих и запасных частей
для предприятий
В настоящее время имеется два перспективных направления работы на данном рынке:
1. Работа с предприятиями, имеющими тенденцию к росту производ¬ства или не допустившими существенного падения производства.
2. Работа на емких рынках запасных частей предприятий, допустив¬ших существенное падение производства и не имеющих возможность удовлетворить спрос на запасные части полностью.
При этом особое внимание необходимо уделить товарам, которые находятся на стадии роста и зрелости. Доля данных товаров в общем объеме производства и реализации должна находиться на уровне 80-90 %. Данная продукция должна обеспечивать стабильное финансовое состояние пред-приятия и давать возможность организации освоения и производства новой продукции.
Сохранение позиций на рынках Республики Беларусь и стран СНГ как поставщика комплектующих и запасных частей к тракторам, автомобилям, сельхозмашинам и двигателям, должно вестись за счет постоянного обновления номенклатуры продукции. Доля товаров, находящихся на стадии разработки и выхода на рынок, должна составлять не менее 8-15% от объема производства и гарантировать предприятию перспективу дальнейшего развития. Особое внимание при подготовке производства необходимо уделять заказам предприятий, осваивающим новые виды с/х техники, а также предприятиям, готовым оплатить подготовку производства.
В условиях положительной тенденции темпов роста объемов производства заводами тракторного и сельхозмашиностроения в странах СНГ, основой удержания здесь доли рынка является систематическая работа маркетинговой службы по поиску новых заказов, обеспечение минимальных сроков подготовки производства, изготовления и сбыта продукции.
В 2008- 2010гг. предприятием проведена существенная работа по освоению новых видов продукции. Данные о динамике освоения новой продукции приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика освоения новой продукции
Показатель |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Объем товарной продукции в действ, ценах, млн. руб. |
42022 |
64463 |
45139 |
Объем производства новой продукции, млн.руб. |
2691 |
13597 |
11857 |
% новой продукции к объему товарной продукции |
6,4 |
21,1 |
26,3 |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Значительный объем новой продукции, производимой заводом в рассматриваемом периоде, предназначен для комплектации новой, современной с/х техники, освоенной на предприятиях стран СНГ. Данный факт свидетельствует о доминирующем положении предприятия на рынке зубчатых колес.
В 2010 году распределение продаж продукции по рынкам по сравнению с 2009г. выглядело следующим образом (таблица 3):
Таблица 3 - Анализ распределения продаж продукции МЗШ по рынкам
Регион |
% к общей отгрузке в 2009 г. |
% к общей отгрузке в 2010г. |
% изменения |
РБ |
76,4 |
81,1 |
+4,7 |
Россия |
11,7 |
11,2 |
-0,5 |
Другие страны СНГ |
5,9 |
2,9 |
-3,0 |
Дальнее зарубежье |
6,0 |
4,8 |
-1,2 |
Примечание - Источник: бизнес-план предприятия.
Изменение структуры отгрузки в первую очередь объясняется существенным увеличением объемов реализации по кооперированным поставкам РБ в рамках Производственного объединения " Минский тракторный завод". Темп роста по поставкам на головное предприятие значительно превышает темпы роста объемов реализации иным потребителям продукции завода. Данный факт обусловлен массовой передачей с головного предприятия на РУП "МЗШ" комплектующих изделий, ранее изготавливавшихся на РУП "МТЗ", произведенной на основе сформированной инвестиционной стратегии производственного объединения "Минский тракторный завод".
При этом за 2010 год предприятие имеет положительную динамику по реализации продукции на сегментах рынка стран дальнего и ближнего зарубежья. Темп роста поставок на сегменте рынка стран СНГ составил за 2010 год 109,8 %, в дальнее зарубежье 113,6 % от уровня 2009 года.
Несмотря на то, что Минский завод шестерен является специализированным предприятием по выпуску зубчатых колес, валов-шестерен и одним из крупнейших производителей данной продукции в странах СНГ, на рынке запасных частей и комплектующих существует ощутимая конкуренция.
Проведенные маркетинговые исследования свидетельствуют о наличии технического потенциала предприятий РФ и Украины, позволяющего обеспечить выпуск продукции аналогичной производимой РУН «МЗШ». Ряд предприятий машиностроительного комплекса стран СНГ в настоящее время переориентировали производственные мощности и освоили запасные части к автомобилям, тракторам, имеющих наибольшую емкость рынка, в том числе номенклатуру деталей производимых РУН «МЗШ».
Следует также отметить присутствие на рынке ремонтных предприятий и предприятий технического обслуживания на территориях стран СНГ, которые ввиду сложной экономической ситуации в ряде регионов организовали собственное производство запасных частей для собственных нужд с последующим расширением производства и реализацией продукции на внешний рынок.
На данных предприятиях-конкурентах осваиваются запасные части к тракторам, автомобилям, с/х технике, в том числе номенклатурный перечень деталей, ранее производимых только на РУН "МЗШ". За счет минимизации уровня рентабельности, доступности и близости сырьевых ресурсов, использование нетехнологичных материалов и снижения требований к качеству производимой продукции, конкурентами организовано производство запасных частей к тракторам РУН "МГЗ" значительно ниже уровня цен, сформированных на РУН "МЗШ". Это создает угрозу серьезных потерь на сегменте рынка запасных частей в странах СНГ.
Основными конкурентами Минского завода шестерен на рынке запасных частей и комплектующих для сельскохозяйственной и автомобильной техники являются:
1)АО "Автосельмаш", г. Орел, Россия (специализируется на выпуске
зубчатых колес и валов);
2) Ярославский моторный завод, Россия (производство комплектующих
и запасных частей для КПП а/м МАЗ);
3) Волгоградский тракторный завод, Россия (производство комплектующих и запасных частей для тракторов марки ДТ-75);
4) АО "КамАЗ", г. Набережные-Челны, Россия (производство комплектующих и запасных частей для автомобилей КамАЗ);
5) ОАО Микрон г. Курган (производство запасных частей для автомобилей КамАЗ);
6) МПП "Арсен", г. Ровно, Украина (производство запчастей для тракто¬
ров ПО "МТЗ");
7)ООО "Тара", г. Мелитополь, Украина (производство запчастей для тракторов ПО "МТЗ").
В условиях усиления конкуренции в целях удержания рынков сбыта, увеличения объемов производства и продаж на рынках РБ, Украины, Узбекистана, Туркменистана и России выявлены основные направления в конкурентной борьбе в период реализации бизнес-плана:
1) изучение рынков с целью формирования спроса и стимулирования сбыта;
2) анализ товаров и управление их номенклатурой с целью максимального удовлетворения рыночных требований;
3) внедрения передовых прогрессивных технологий для освоения новых видов продукции;
4) прямые контакты с потребителями;
5) активное участие в выставках и ярмарках;
6) расширение номенклатуры (диверсификация) экспортируемых товаров;
7) адаптация товара к специфическим требованиям покупателя;
8) рекламные мероприятия;
9) проникновение на новые рынки посредством создания совместных предприятий;
10) сервисное обслуживание (консультирование и обучение, ремонт и техническая профилактика, поставка запчастей и т.д.);
11) кооперация деятельности с фирмами, обладающими опытом успешной деятельности на интересующих рынках;
12) изменения в технологии производства, способствующие улучшению качества изделия, его дизайна и упаковки;
Информация о работе Организационно-экономическая характеристика предприятия