Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:31, курсовая работа
На нынешнем этапе развития белорусской экономики особую актуальность приобретает изучение возможностей использования инструментов макроэкономического регулирования. Современные экономические школы в связи с этим предлагают различные концепции и подходы, однако, на наш взгляд, наиболее эффективными для Беларуси представляются комплексные методы, позволяющие учесть особенности экономики переходного периода и её социальной ориентированности.
Цель работы – показать функции, модели, концепции, формы и методы государственного регулирования экономики, опыт государственного регулирования экономики за рубежом.
Введение…………………………………………………………………………......3
1. Государственное регулирование национальной экономики………………6
1.1. Функции, модели и концепции государственного регулирования национальной экономики………………………………………………...…6
1.2. Формы и методы государственного регулирования экономики…..12
2. Опыт государственного регулирования экономики за рубежом………....18
2.1. Основные направления государственного регулирования экономики……………...…………………………………………………….18
2.2. Государственное регулирование экономики во Франции………….20
2.3. Государственное регулирование экономики в США…………….…22
3. Глобализм и государственное регулирование экономики………………...26
3.1. Глобальный прогноз и развивающиеся страны……………………..26
3.2. Глобальная экономика: от оживления к подъёму……………….......27
3.3. Мировая торговля……………………………………………………...30
3.4. Международные финансы………………………………………….....31
3.5. Долговременный рост, структурные изменения и бедность……..…32
Заключение………………………………………………………………………......34
Список литературы……………………………………………………………….....36
Государство
осуществляет регулирование и путем
поддержания отдельных
Государство осуществляете прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию. Анализируя опыт и практику государственного регулирования развитых стран Европы и Азии, а также переходной экономики России, можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с использованием денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы [3, c. 39-40].
Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация нормой правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
1. В кредитной политике:
2. В бюджетной политике:
3. В фискальной политике:
4. В социальной политике:
5. Во внешнеэкономической политике:
Методы и инструменты регулирования представлены в приложении А.
Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования.
Комплексное
использование форм, методов и инструментов
государственного и правительственного
регулирования образует макромаркетинг
национальной экономики. В отличие от
прямого и косвенного подхода он является
комплексным методом, охватывающим одновременно
все фазы воспроизводства и экономического
роста, территории и региональные подсистемы.
Макромаркетинг динамичен по своему содержанию:
изменение в экономической конъюнктуре
меняет и маркетинговую деятельность
[5, c. 431-436].
2.1Основные направления государственного регулирования экономики
Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.
В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д.
Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание налоговой нагрузки [5, c. 442-443].
Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функциональные регулирующие тенденции в экономике.
Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, капитала, предпринимательства.
Во-вторых, новым является использование различных инструментов и прежде всего контрактной системы — совокупности разных форм в организации системы государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных программ. Так, во Франции накоплен опыт «плановых контрактов», «контрактов о ценах», регулирования деятельности государственных акционерных предприятий, госзаказов для частного сектора. Контракты заключаются на конкурсной основе, чаще всего через торги. В США используется федеральная контрактная система, которая перераспределяет государственные финансовые ресурсы на научно-технические, социальные, военные цели.
В-третьих, активизируется деятельность государства по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования национальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех сферах, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.
В-четвертых, существенно значимой функцией государственного регулирования становится общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической стратегии промышленной политики через систему планово-прогнозных институционных структур (Франция, Япония, КНР).
В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ государство проектирует динамику личного и производственного спроса в стране. Правительство манипулирует государственными расходами, налогами, стоимостью кредита, регламентирует конкуренцию, развивает государственный сектор.
В-шестых, в области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим преследуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего конценсуса, стимулирование экономической активности различных групп населения.
В-седьмых, адаптация экономического регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования выражается в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики. В современной экономике развитых индустриальных стран одновременно идут процессы дерегулирования и децентрализации. Дерегулирование означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства процессы обществённого воспроизводства. Государственное регулирование дополняется корпоративным, что дает кумулятивный и компенсационный эффект. Процесс децентрализации состоит в переносе решения многих проблем с макроуровня на мегауровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Характерно, что субъектами государственного регулирования становятся региональные, муниципальные и коммунальные органы управления. Уменьшается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различных рычагов косвенного воздействия государства.
Из всех западноевропейских стран наиболее развито государственное регулирование во Франции. Важнейшей формой его проявления является планирование.
Государственное регулирование экономики во Франции осуществляется посредством цен, налоговой системы, кредита, контроля за оплатой труда, ускоренной амортизации и других регуляторов.
Управление ценами государство осуществляет с учетом трех факторов: динамики инфляции, наличия или отсутствия на рынке конкуренции и социальной значимости тех или иных товаров и услуг. При высоком уровне инфляции государственному контролю подвергались все цены. При ее снижении контроль за ценами ослабляется.
Относительно взаимосвязи цен и конкуренции используется следующий подход. Где есть конкуренция, контроль за ценами не нужен — их формирование должно происходить свободно, в ходе конкурентной борьбы.
Центральное
место в системе
Налоговая система Франции отличается достаточно высоким уровнем организации взимания налогов. Она базируется на современных методах сбора и обработки налоговой информации, применении единых принципов в учете издержек производства и выявлении финансовых результатов, эффективных форм контроля за доходами и гибкой кадровой политике [6, c. 44-48].
Одним из главных инструментов воздействия на французский рынок является бюджетное регулирование, которое включает проведение соответствующей налоговой политики и выделение средств на реализацию конкретных целевых программ.
Государство
с помощью системы
Важной формой государственного регулирования является контроль за оплатой труда, осуществляемый по трем направлениям: через налоговую систему, использование законодательства и соглашений по труду, установление зависимости роста фонда оплаты труда от динамики инфляции.
Таким образом, общий анализ развития системы государственного регулирования рыночной экономики во Франции позволяет сделать следующие выводы:
Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.
Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное планирование; коммерческое прогнозирование.
На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений — федеральные, а также штаты, и местные органы власти.
Система государственного регулирования состоит из многих звеньев:
1)
регулирующий механизм
2) механизм штатов и местных органов власти;
3) государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
4)
аппарат административно-
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.
Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти [6, c. 51-53].
В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
Опыт США по регулированию экономического развития и опыт других развитых рыночных стран анализируется нами в той мере, в какой он может быть полезен Беларуси.
В США формы используемых средств государственного регулирования практически не отличаются от применяемых в других рыночных странах. Налоговая и амортизационная политика, перераспределение фондов бюджета в пользу частного капитала, национализация нерентабельных производств, строительство за государственный счет объектов производственной инфраструктуры представляют собой общий для всех рыночных стран инструментарий управления экономикой [10, c.16-21].
Однако мотивы, методы, направленность вмешательства федерального правительства в экономику существенно различаются, что позволяет выделить американскую систему государственного регулирования в качестве особой.
Наиболее распространенным методом государственного регулирования развития экономики в США является программно-целевой, получивший широкое распространение в 70-80-е годы, когда американское общество начало перестройку своего производственного аппарата.
Именно к этому периоду относится активная разработка и применение в США различных программ, способствующих ускоренной модернизации технологического уклада на основе достижений научно-технического прогресса. Возрастание роли государственных программ в методах регулирования промышленности США - явление не случайное. Оно было вызвано увеличением масштабов и остротой структурных проблем, которые пришлось решать американской экономике в 70 - 80-е годы.
В этот период экономика США и, в частности, промышленное производство испытывало острую потребность в целенаправленной и широкой поддержке со стороны государства для концентрирования возможностей воспроизводственного механизма на выполнение следующих функций:
В 2004 году экономический рост в мире ускорился: средние темпы прироста ВВП достигли 4% (приложение Б, таблица 1). Главные факторы – длительный бум в Китае, а также подъём в США и Японии. Правда, в ведущих странах Европы развитие было вялым, что сдерживало общемировые темпы. В то же время практически все развивающиеся страны имели более высокую динамику, чем в 80-е и 90-е годы. Отметим, что в связи с бурным наращиванием Китаем импорта и продолжающейся в США тенденцией к превышению спроса над внутренним производством объём мировой торговли беспрецедентно вырос – на 10,2%.
В 2005-2006 гг. рост немного замедлится и составит около 3.2% в год. Причины. Во-первых, представляется, что инвестиционный пик в США уже достигнут. Во-вторых, мировой спрос существенно обгоняет предложение, что отражается на росте цен на топливо и другие товары. Это, в свою очередь, сокращает реальные доходы и уменьшает спрос. В-третьих, более высокие проценты ставки кажутся на замедлении роста инвестиций. В-четвёртых, сильный фискальный импульс, который в последние годы позволил взлететь экономики США, будет ослабевать, а их федеральный дефицит будет оставаться высоким. В то же время в Европе, повидимому, бюджетная политика станет более жесткой, поскольку во многих странах превышаются пределы дефицита, установленные по Маасстритскому договору. В-пятых, попытки Китая снизить темпы роста, чтобы приблизиться к устойчивому развитию, приведут к замедлению спроса.
Учитывая приведённые выше обстоятельства и особенно некоторое уменьшение активности мировой торговли, можно предопределить, что рост в государствах с низкими и средними доходами также замедлится. Но всё же останется значительным. В этом плане важен и тот факт, что наиболее быстро развивающиеся страны (их доля на рынке достаточно весома, и они внесли существенный вклад в общемировую динамику) проводят серьёзные структурные реформы. Снижение роли государства, уменьшение текущих дефицитов бюджетов и регулярная выплата долгов позволяют многим из них устоять в условиях повышающихся процентов без особых дополнительных издержек. Вместе с тем для экономики с большими долгами будущее явно не радужно.
Благоприятный прогноз создаёт солидную базу для долговременного роста (до 2015 г.) и вероятность того, что будут достигнуты цели, поставленные в меморандуме нового тысячелетия. Улучшение макроэкономических условий, структурная перестройка, хороший инвестиционный климат, снижение торговых барьеров дадут возможность развивающимся странам поддерживать в этот период устойчивый рост на уровне 3,5% в год, т. е. удвоить темпы 90-х годов. Это позволит им к 2015г. Сократить нищету вдвое, что является главной целью развития. Однако регионы (районы Африки, лежащие южнее Сахары) не смогут решить данную задачу. Динамика основных макропоказателей у них до последнего времени была очень низкой и не наблюдалось никакого прогресса в борьбе с нищетой. Им понадобятся не менее 10 лет высоких темпов роста и существенная внешняя помощь, чтобы побороть ужасающую бедность. В тоже время перед рядом стран стоят более простые цели, такие, как снизить смертность детей и матерей. Для них необходим пересмотр приоритетов.
Несмотря на относительно благоприятные прогнозы, возможно резкое падение темпов роста из-за повышения цен на нефть, двойного дефицита (торгового и платёжного балансов) в США и провала попытки взять под контроль неустойчивую динамику в Китае [7, c.42-43].
Среди ведущих мировых держав лидерами экономического роста в 204 г. были США и Япония, чьи темпы превысили средний уровень и составили 4,3%.
Еще большая динамика наблюдалась в Китае (8,8%), России (7) и Индии (6%) - трех самых крупных из развивающихся государств. Их успех позволил группе основных развивающихся стран достичь среднего темпа в 6,1%, что произошло впервые за последние 30 лет. Поскольку такие высокие темпы наблюдаются уже два года, то можно сказать, что впервые экономический рывок здесь опережает, а не следует за подъемом в развитых государствах.
В отличие от США, где оживление в основном определялось внутренним увеличением объемов инвестиций и частного потребления, в Европе и Японии оно обусловливалось повышенным спросом на их товары со стороны развивающихся стран.
В последних, даже без Китая, Индии и России, рост в 2004 г. составил около 5%. Причем позитивная динамика наблюдалась почти в каждом из регионов, и важную роль в этом играло активное развитие внешней торговли. Вступление в ВТО и облегчение доступа к кредитам позволило Китаю увеличить 6прос на импорт на 30%. Страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и России выиграли от повышения цен на нефть, что также положительно отразил ось на их спросе на импорт и соответствующем экспорте их торговых партнеров. Циклический подъем начинается в Латинской Америке, есть некоторые признаки оживления в Экваториальной Африке.
Согласно нашим прогнозам, в 2005 г. темпы роста мировой экономики несколько уменьшатся - в первую очередь из-за развитых стран. Если в США продолжатся наметившиеся застой производительности, рост расходов и инфляционное давление, то федеральная резервная система может пойти на ужесточение монетарных условий. Это вкупе с завершением инвестиционного цикла и высокими затратами на топливо скорее всего приведет к замедлению развития. Аналогичные факторы способны повлиять на динамику в Японии. В противоположность им в Европе, в которой инвестиционный цикл запаздывает, в 2005-2006 гг. ожидается оживление, однако, учитывая строгую фискальную политику в ЕС, оно вряд ли увеличит мировой спрос.
Как показывают расчеты, небывалый скачок цен на нефть также может вызвать снижение роста ВВП на 0,5%.
Вместе с тем есть основания предполагать, что в развивающихся странах подъем, хотя и не такими быстрыми темпами, как ранее, продолжится.
В Восточной Азии попытки сдержать потоки кредитов в некоторые отрасли в Китае уже возымели свое действие. Там в последние месяцы импорт сырьевых материалов, таких, как сталь, медь и др., существенно снизился. Однако спрос на потребительские товары продолжает расти. Думается, что «мягкая посадка» в Китае осуществится и приведет к замедлению темпов до 7,1 % в 2006 г. Это, конечно, отразится на показателях всего региона.
В Южной Азии, несмотря на события в Китае и развитых странах (ОЭСР), в 2005 г. ожидается ускорение экономической динамики. Причины - завершение рыночных реформ, открытие рынков и преодоление последствий неурожая в предыдущие годы. Но в 2006 г., когда продукция сельского хозяйства и доходы населения вернутся на уровень долговременного тренда, прогнозируемый темп роста ВВП несколько снизится.
Производство в Европе и Центральной Азии будет расти в связи с повышением цен на нефть и увеличением спроса со стороны России на продукцию партнеров по торговле. Страны Восточной Европы выиграют от резкого притока инвестиций, связанного со вступлением некоторых из них в ЕС. Но последние должны приготовиться к определенному спаду динамики из-за необходимости фискальной консолидации для сокращения дефицита текущих платежных балансов.
Темпы развития на Ближнем Востоке и в Северной Африке будут оставаться на достаточно высоком уровне, но ниже, чем в 2003 г., когда резко возросла добыча нефти. Все страны региона выиграют от повышения спроса на топливо в Западной Европе, но по-прежнему главным источником позитивной динамики здесь будет увеличение внутреннего потребительского спроса.
Ожидается возвращение тенденции роста в Латинской Америке и странах Карибского бассейна (за исключением Аргентины, которая никак не может преодолеть последствия кризиса 2002 г.). Причем его темпы будут значительными, так в Бразилии они достигнут 3,7-3,9%. Поскольку страны этого региона являются крупными должниками, то успех их развития зависит от того, как они справятся с повышением процентных ставок [7, c. 43-44].
Экваториальная Африка выиграет от подъема в Европе, которая является ее основным торговым партнером. Однако в связи со скачком цен на топливо многие импортирующие его страны могут испытать затруднения. Несмотря на ожидаемый рост, разрыв в доходах. Между этим регионом и всем миром будет увеличиваться. Одна из причин падение цен на все его экспортные товары (за исключением нефти). Хотя дополнительная помощь и списание долгов способны помочь, понадобятся дополнительные меры местных правительств по улучшению структуры общественных расходов, необходимых для борьбы с нищетой.
Бурный рост мировой торговли в 2004 г. был результатом начавшегося во второй половине 2003 г. и продолжившегося в 2004 г. оживления промышленного производства. Более пятой части ее прироста пришлось на Китай (в частности, его импорт увеличился на 32%; такой скачок объясняется его вступлением в ВТО, а также ростом правда, на наш взгляд, неустойчивым - инвестиций и потребительского спроса).
Наибольший вес в общем объеме мировой торговли занимали сырье и инвестиционные товары. В частности, нефть, сталь и минеральное сырье поглощались китайскими отраслями обрабатывающей и строительной промышленности. В то же время повышение спроса во всем мире на инвестиционные товары обусловило в Германии и Японии подъем отраслей, экспортирующих оборудование и другой физический капитал.
Развивающиеся страны в целом расширили по сравнению с 2000 г. свое присутствие на мировом рынке на 19%. Большая часть этого роста приходится на Китай, который удвоил свою долю с 2,9% до 5,8%. Успеха в этом добились страны Южной и Центральной Азии, а также некоторые государства Европы. Удельный вес в мировой торговле других регионов либо остался на прежнем уровне (Восточная Азия, страны Тихого океана, Ближний Восток, Северная Африка), либо сократился (Экваториальная Африка, Латинская Америка и страны Карибского бассейна).
В связи с прогнозируемым замедлением развития мировой экономики темпы роста глобальной торговли в 2005 и 2006 гг. должны несколько упасть. В 2005 г. торговля товарами и услугами увеличится, по нашим расчетам, лишь на 8,5% (по сравнению с 10% в 2004 г.). Это произойдет, если удастся остановить перегрев экономики Китая, что повлечет за собой уменьшение его импорта и соответствующее сокращение экспорта его торговых партнеров. Учитывая возможность некоторого ослабления динамики в США и, напротив, ее ускорение в Европе, следует ожидать относительное снижение объемов торговли в Латинской Америке по сравнению с Ближним Востоком, Восточной Европой и Африкой - традиционными партнерами Европы [9, c. 36-37].
В США диспропорции, су шествовавшие в 2004 г., повидимому, будут играть большую роль и в 2005-2006 п. Так, там в прошлом году объемы потребления и инвестиций превысили внутреннее производство, в результате дефицит торгового баланса достиг 5,7% ВВП (приложение В, табл. 2), причем из 1,4% его при роста 0,6% приходится на скачок цен на нефть. Это обусловило рост дефицита платежного баланса и снижение курса доллара.
Дефицит торгового баланса США отрицательно отражается на экономическом положении многих развивающихся стран, особенно, если ведет к односторонним протекционистским мерам. Успех выравнивания жизненного уровня, зарплат и доходов для большинства из них зависит от увеличения доли на рынке товаров их обрабатывающей промышленности. Усиление протекционизма замедляет прогресс в этом направлении и закрывает дорогу другим развивающимся странам. Более того, прекращение попыток снять барьеры в торговле, особенно сельскохозяйственные субсидии, будет иметь самый отрицательный эффект для многих беднейших стран [7, c. 45].
Думается,
что через несколько лет
За последнее время большинству должников удалось настолько улучшить свое положение что, возможно, они не слишком пострадают от высоких цен на нефть и замедления глобального роста производства. Текущее финансовое состояние многих развивающихся стран приближается к равновесию, или даже находится в профиците (приложение В, табл. 3).
Отметим, что развивающиеся страны превращаются в важный источник международного капитала. С 2000 г. центральные рынки некоторых из них (в основном, крупных) увеличили золотовалютные резервы на 80%. Сегодня Бразилия, Китай; Индия, Мексика, Таиланд и Турция обладают 45% резервов всех развивающихся стран. Центральныe банки этих стран после ухода частных инвесторов с рынка ценных бумаг США стали основными финансистами дефицита текущего платежного баланса последних.
И все же несмотря на макроэкономические успехи, многим странам не удалось в полной мере использовать благоприятную экономическую ситуацию, Более 50 государств имеют текущий дефицит платежного баланса, превышающий 5% ВВП. Как следствие, даже умеренное повышение процентных ставок, ухудшение условий торговли или замедление спроса на экспорт заставят их существенно сократить объемы импорта и личное потребление.
3.5 Долговременный рост, структурные изменения и бедность
Нами разработан сценарий долговременного развития мировой экономики с акцентом на решении проблемы уменьшения вдвое к 2015 г. населения, живущего менее чем на 1 долл. в день. В его базисном варианте средний темп роста ВВП на душу населения в 2006-2015 гг. составляет 3,5%, что дает возможность достичь поставленной цели (однако не все смогут совершить такой рывок – он непосилен, например, для стран Экваториальной Африки).
Сейчас мировая экономика находится в стадии перехода росту после кризиса 2001-2002 гг. Не все одинаково сыграли от начавшегося подъёма, однако заметный прогресс наблюдается в большинстве развивающихся стран. И хотя между ними и промышленно продвинутыми державами еще охраняется значительный разрыв в производительности, некоторые из них (особенно в Азии) уже 20-30 лет демонстрируют способность к устойчивому быстрому развитию. В приложении Г, табл. 4 приводится долговременный прогноз роста ВВП для высокоразвитых стран и шести развивающихся регионов.
Для снижения бедности вдвое наиболее важны четыре фактора. Первый из них - улучшение макроэкономических условий, к которым прежде всего относятся инфляция и сокращение задолженности. Второй - установление и поддержание благоприятного инвестиционного климата (именно он во многих развивающихся странах привел к ускорению роста). Третий фактор включает структурные изменения, т.е. экономическую диверсификацию, отказ от однобокого развития сельского хозяйства, интеграцию с мировой экономикой и урбанизацию. Четвертым фактором является ликвидация торговых барьеров.
Особого
внимания заслуживает влияние структурных
изменений (прежде всего относительного
уменьшения доли сельского хозяйства
и увеличения спроса на услуги) на занятость.
Развивающиеся страны должны подумать
об этом заранее, сконцентрировать скудные
общественные ресурсы самым рациональным
образом [7, c. 47-48].
Заключение
Обобщая мировой опыт государственного регулирования экономики и решения дилеммы «государство-рынок», из данной курсовой работы можно сделать следующее выводы:
Исторический опыт и нынешние реализации убеждают в нецелесообразности ратований за отстранение государства от регулирования хозяйственной деятельности. Скорее, следует совершенствовать и активизировать процесс перехода от грубых прямых и неэффективных технологий его вмешательства к более тонким методам, требующим глубоких профессиональных знаний, владения самым современным экономическим инструментарием.
Весь опыт современного экономического развития показывает — рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.
Изучение
нами теоретических подходов к применению
инструментов макроэкономического
регулирования и опыта
Все
изложенное позволяет сделать вывод
о том, что Беларуси для успешного
продвижения по пути рыночных реформ сегодня
нужно решительно изучать опыт зарубежных
стран и решительнее внедрять его в сфере
промышленности и экономики в целом. Именно
это в конечном счете даст нам возможность
найти действительно собственный путь
развития.
Список литературы
Приложение
Б
Таблица
1 Темпы роста некоторых макроэкономических
показателей за 2002-2004 гг. для ряда стран
и регионов и их прогноз на 2005-2006 гг., %
Темпы роста некоторых макроэкономических показателей за 2002-2004 гг. для ряда стран и регионов и их прогноз на 2005-2006 гг., % | |||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | Прогноз | ||
2005 г. | 2006 г. | ||||
Объём мировой торговли | 3,7 | 5,5 | 10,2 | 8,4 | 7,8 |
Потребительские цены: | |||||
страны "большой семёрки" | 1 | 1,6 | 1,7 | 1,4 | 1,2 |
США | 1,6 | 2,3 | 2,7 | 2,2 | 1,7 |
Оптовые цены: | |||||
все товары за исключением нефти | 5,3 | 10,2 | 17 | -3,1 | -4,2 |
цены на нефть | 24,9 | 28,9 | 39 | 36 | 32 |
Объём экспорта обрабатывающей промышленности | -1,3 | 7,4 | 5,2 | -0,8 | -0,3 |
Рост ВВП: | |||||
общемировой | 1,7 | 2,7 | 4 | 3,2 | 3,2 |
страны ОЭСР | 1,3 | 2 | 3,5 | 2,6 | 2,6 |
Европейский союз (зоны евро) | 0,9 | 0,5 | 1,8 | 2,1 | 2,3 |
Япония | -0,3 | 2,5 | 4,3 | 1,8 | 1,6 |
США | 1,9 | 3 | 4,3 | 3,2 | 3,3 |
все страны, не принадлежащие ОЭСР | 2,2 | 3,1 | 5,9 | 4,6 | 4,4 |
развивающиеся страны | 3,4 | 5,2 | 6,1 | 3,4 | 5,1 |
Европа и Центральная Азия | 4,6 | 5,9 | 7 | 5,6 | 5 |
Латинская Америка и Карибские страны | -0,6 | 1,6 | 4,7 | 4,7 | 4,5 |
Ближний Восток и Северная Африка | 3,2 | 5,7 | 4,7 | 4,7 | 4,5 |
Южная Азия | 4,6 | 7,5 | 6 | 6,3 | 6 |
Африка ниже Сахары | 3,1 | 3 | 3,2 | 3,6 | 3,7 |
развивающиеся страны, исключая страны с переходной экономикой | 3,2 | 5,1 | 5,9 | 5,4 | 5,1 |
развиваюшиеся страны, исключая Китай и Индию | 2,1 | 3,8 | 5,4 | 4,6 | 4,3 |
Мировая экономика и международные отношения
Приложение
В
Таблица
2 Торговый баланс некоторых регионов
Торговый баланс некоторых регионов | |
Регион или страна | Торговый баланс, млрд долл. |
Зона свободной торговли Севеной Америки | 52 |
США | -667 |
Европейский союз | 260 |
Китай | 9 |
Латинская Америка | 60 |
Развивающиеся страны | 170 |
Япония | 134 |
Таблица
3 Платёжный баланс в 2004 г. для некоторых
регионов, % ВВП
Платёжные балансы в 2004 г. для некоторых регионов, % ВВП | |
Регион | Профицит или дефицит (-) |
Восточная Азия и районы Тихого океана | 1,5 |
Южная Азия | -0,5 |
Ближний Восток и Северная Африка | 14,4 |
Экваториальная Африка | 1,3 |
Европа и Центральная Азия | 0,1 |
Латинская Америка и страны Карибского бассейна | 0,7 |
Страны с высокими доходами | -0,8 |
Приложение
Г
Таблица
4 Долговременный прогноз роста ВВП
на душу населения, %
Долговременный прогноз роста ВВП на душу населения, % | ||
Страна или регион | Прогноз | |
2000-2006 | 2006-2015 | |
Мир в целом | 1,6 | 2,1 |
Страны с высокими доходами | 1,7 | 2,4 |
ОЭСР | 1,7 | 2,3 |
Япония | 1,7 | 1,9 |
Европейский союз | 1,5 | 2,3 |
Страны, не входящие в ОЭСР | 1,6 | 3,5 |
Развивающиеся страны | 3,4 | 3,5 |
Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна | 6 | 5,3 |
Европа и Центральная Азия | 5,2 | 3,5 |
Латинская Америка и страны Карибского бассейна | 0,8 | 2,4 |
Ближний Восток и Северная Африка | 2,4 | 2,6 |
Южная Азия | 4,2 | 4,1 |
Экваториальная Африка | 1,2 | 1,6 |
США | 1,8 | 2,5 |
Информация о работе Опыт зарубежных стран в регулировании экономики