Опыт зарубежных стран в регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

На нынешнем этапе развития белорусской экономики особую актуальность приобретает изучение возможностей использования инструментов макроэкономического регулирования. Современные экономические школы в связи с этим предлагают различные концепции и подходы, однако, на наш взгляд, наиболее эффективными для Беларуси представляются комплексные методы, позволяющие учесть особенности экономики переходного периода и её социальной ориентированности.
Цель работы – показать функции, модели, концепции, формы и методы государственного регулирования экономики, опыт государственного регулирования экономики за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
1. Государственное регулирование национальной экономики………………6
1.1. Функции, модели и концепции государственного регулирования национальной экономики………………………………………………...…6
1.2. Формы и методы государственного регулирования экономики…..12
2. Опыт государственного регулирования экономики за рубежом………....18
2.1. Основные направления государственного регулирования экономики……………...…………………………………………………….18
2.2. Государственное регулирование экономики во Франции………….20
2.3. Государственное регулирование экономики в США…………….…22
3. Глобализм и государственное регулирование экономики………………...26
3.1. Глобальный прогноз и развивающиеся страны……………………..26
3.2. Глобальная экономика: от оживления к подъёму……………….......27
3.3. Мировая торговля……………………………………………………...30
3.4. Международные финансы………………………………………….....31
3.5. Долговременный рост, структурные изменения и бедность……..…32
Заключение………………………………………………………………………......34
Список литературы……………………………………………………………….....36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный

университет транспорта 

Кафедра «Экономика»

     Курсовая  работа

По  дисциплине «Макроэкономика»

На  тему: «Опыт зарубежных стран в регулировании экономики» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила                                                         Проверил 

студентка гр. ГК-22                                          доцент

Тарасова Т.А.                                                     Окрут А. И.  
 
 

Гомель 2006

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………......3

  1. Государственное регулирование национальной экономики………………6
    1. Функции, модели и концепции государственного регулирования национальной экономики………………………………………………...…6
    2. Формы и методы государственного регулирования экономики…..12
  2. Опыт государственного регулирования экономики за рубежом………....18
    1. Основные направления государственного регулирования экономики……………...…………………………………………………….18
    2. Государственное регулирование экономики во Франции………….20
    3. Государственное регулирование экономики в США…………….…22
  3. Глобализм и государственное регулирование экономики………………...26
    1. Глобальный прогноз и развивающиеся страны……………………..26
    2. Глобальная экономика: от оживления к подъёму……………….......27
    3. Мировая торговля……………………………………………………...30
    4. Международные финансы………………………………………….....31
    5. Долговременный рост, структурные изменения и бедность……..…32

Заключение………………………………………………………………………......34

Список литературы……………………………………………………………….....36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

           Государственное регулирование  экономики — это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических  и социальных  задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе. 

     Государственное регулирование экономики следует  представлять как систему, включающую в себя экономические функции, формы и методы регулирования, организационные структуры управления, правовые нормы и акты.

     Следует отметить, что государственное регулирование  экономики возможно лишь при наличии  определенных экономических объективных  предпосылок – достижения определённого  уровня экономического развития системы  и концентрация производства и капитал.

     Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования вызывают необходимость их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благи услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют использования взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.

     Весь  опыт современного экономического развития показывает — рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.

     На  нынешнем этапе развития белорусской  экономики особую актуальность приобретает  изучение возможностей использования  инструментов макроэкономического  регулирования. Современные экономические школы в связи с этим предлагают различные концепции и подходы, однако, на наш взгляд, наиболее эффективными для Беларуси представляются комплексные методы, позволяющие учесть особенности экономики переходного периода и её социальной ориентированности.

     Цель  работы – показать функции, модели, концепции, формы и методы государственного регулирования экономики, опыт государственного регулирования экономики за рубежом.

     Работа  состоит из трёх глав:

     В первом пункте раскрываются функции, модели, концепции, формы и методы государственного регулирования экономики.

     Во  втором пункте раскрывается опыт государственного регулирования экономики за рубежом, основные направления государственного регулирования экономики.

     В третьем пункте описывается глобализация экономики и развивающиеся страны.

     При рассмотрении данной темы используются следующие источники:

     Государственное регулирование экономики под  общей редакцией Н. Б. Антоновой, в котором наиболее полно и  доступно описывается государственное  регулирование экономики.

     Мировая экономика и экономика зарубежных стран. В данном источнике описывается  государственное регулирование  экономики на примере развитых стран.

     Людмила Демидова. Проблемы теории и практики регулирования, в этом источнике  наиболее полно описываются глобализация экономики, глобальный прогноз и развивающиеся страны. 
 
 

 

  1. Государственное регулирование национальной экономики
    1. Функции, модели и концепции государственного регулирования национальной экономики

      Государственное регулирование экономики — это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических  и социальных  задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе. 

     Роль  и существенные характеристики системы  регулирования экономики предопределяют и раскрывают функции государства.

     Условно всю многогранную и разнонаправленную совокупность функций государства можно представить через две группы.

     Первая  группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Сюда следует отнести  создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наёмными работниками, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т. д.). Здесь государство как бы определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определённых правил «рыночной игры».

     Вторая  группа функций государства связана  с усилением и развитием самой  экономической системы. Она включает меры, направленные на стабилизацию экономических  процессов и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т. д.

     Из  всей совокупности функций государства  выделим важнейшие.

     В условиях реформирования экономики  особое место следует отвести такой функции государства, как защита экономического правопорядка. Она служит опорой любой хозяйственной системы, но особое значение имеет для рыночной экономики, которая по своей сути основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнёров, имеющих свободу выбора.

     Важнейшей функцией государства является целевая функция, которая предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определения сроков их реализации.

     Формирование  целевой функции представляет собой  весьма сложный процесс, связанный с выработкой стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и выработкой механизма их реализации. При постанове целевой функции государство берёт на себя только то, что неподвластно рыночной системе. Важнейшие направления реализации целевой функции – определение приоритетов макроэкономического развития страны, поддержание конкурентной среды и т. д.

     Направляющая  и координирующая функции обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций и согласование противоречивых взаимосвязей общественного разделения труда.

       Распределительная и перераспределительная функции связаны, как правило, с сокращением различий в размерах доходов и имущества между субъектами, с распределением дефицитных ресурсов. В первую очередь, речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, между отдельными группами населения. Основным инструментом реализации этой функции является налоговая политика и бюджетное регулирование.

     Стимулирующая функция связана с активизацией движущих сил развития общества. Она реализует через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов, и др.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении.

       Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности. Важнейшей составной частью контрольной функции   является контроль со стороны государства за соблюдением важнейших параметров социально-экономического развития государства. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контролирующие органы, а также через органы управления различного уровня.

     Рассматривая  функции государства в регулировании  экономики, следует выделить важный аспект его деятельности — функционирование его государственной собственности, проявляющейся в различных юридических формах и государственных предприятий, т.е. государственный сектор экономики, который является основой реализации функций государства.

     В системе государственного регулирования  экономики он занимает особое место. С одной стороны, выступает как объект государственного регулирования, где государство является и собственником и предпринимателем, и с другой — обеспечивает реализацию ряда принимаемых государством мёр и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора, либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

     Огромная  роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики.

     Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

     Поэтому возникновение и существование  государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития.

     С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

     Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым дом любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность и несостоятельность.

Информация о работе Опыт зарубежных стран в регулировании экономики