Опыт зарубежных стран в регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

На нынешнем этапе развития белорусской экономики особую актуальность приобретает изучение возможностей использования инструментов макроэкономического регулирования. Современные экономические школы в связи с этим предлагают различные концепции и подходы, однако, на наш взгляд, наиболее эффективными для Беларуси представляются комплексные методы, позволяющие учесть особенности экономики переходного периода и её социальной ориентированности.
Цель работы – показать функции, модели, концепции, формы и методы государственного регулирования экономики, опыт государственного регулирования экономики за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
1. Государственное регулирование национальной экономики………………6
1.1. Функции, модели и концепции государственного регулирования национальной экономики………………………………………………...…6
1.2. Формы и методы государственного регулирования экономики…..12
2. Опыт государственного регулирования экономики за рубежом………....18
2.1. Основные направления государственного регулирования экономики……………...…………………………………………………….18
2.2. Государственное регулирование экономики во Франции………….20
2.3. Государственное регулирование экономики в США…………….…22
3. Глобализм и государственное регулирование экономики………………...26
3.1. Глобальный прогноз и развивающиеся страны……………………..26
3.2. Глобальная экономика: от оживления к подъёму……………….......27
3.3. Мировая торговля……………………………………………………...30
3.4. Международные финансы………………………………………….....31
3.5. Долговременный рост, структурные изменения и бедность……..…32
Заключение………………………………………………………………………......34
Список литературы……………………………………………………………….....36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества [6, c. 15-17].

     Оба эти теоретические течения имеют  общие основы. Они рассматривают  государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.

     Различия  между концепциями сводятся к  используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа» {laissez-faire), не вмешиваясь в экономические процессы.

     Дж.М.Кейнс  и посткейнсианские представители  считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.

     Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.

     Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т. д., а также создания условий для роста доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.

     Консервативное  направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики, главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.

     Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, стимулирование прогрессивных отраслевых структур и т. д.

     Какими  объективными обстоятельствами обусловлена  необходимость государственного регулирования экономического роста?

     Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. В целом государство реализует политические социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.

     В условиях рынка государственное  регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

     Многие  экономисты признают, что государственное регулирование экономики — это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

     Цели  государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. В дереве целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

     Конкретные  цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

     К объектам регулирования следует  отнести наднациональный уровень  межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.

     Субъектами  ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Различают следующие типы государственного регулирования:

    •        полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;
    •          различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
    •         крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.

     Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

     Выделяются  две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.

     1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет  четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.

     2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей [5, c. 422-426].

1.2 Формы и методы государственного регулирования экономики

     Государственное регулирование экономики осуществляется посредством различных форм и методов, обеспечивающих выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов его выполнения.

     Важнейшими формами государственного регулирования экономики являются планирование, прогнозирование и программирование. Планирование представляет собой процесс принятия управленческого решения, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые могут разрабатываться различные периоды действия и иметь различные формы проявления. Их назначение - определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решении.

     Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование, которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития республики в будущем, альтернативных путях его развитии, обосновать выбор наиболее приемлемого варианта.

     Программирование как форма государственного регулирования должно способствовать решению важнейших проблем, имеющих государственное значение: научно-технических, экономических, социальных, экологических и других. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленной цели [11, c. 373-387].

     Особое  место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредuтной системе, которая активно воздействует на социально-экономческие процессы и обеспечивает движение экономики в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Свое воздействие она оказывает через составляющие элементы: налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, нормативы амортизационных отчислений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы.

     Важное  значение имеет денежная политика, восходящая к изначальной прерогативе государства, связанной с денежным обращением.

     Разновидностью  государственного регулирования в  условиях рыночных отношений является антимонопольное регулирование. Антимонопольное регулирование, направленное на защиту рыночных основ, проявляется в ограничении, пресечении и предупреждении монополистической деятельности, в создании условий для развития конкуренции в целях эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителя.

     В системе государственного регулирования  следует выделить дерегулuрование экономики, которое должно обеспечить баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру. Важнейшими формами дерегулирования являются либерализация рынков и приватизация.

     Государство, осуществляя регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

     Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

     Правовое  регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

     Административное  регулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются:

  • бюджетная и фискальная политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • программирование;
  • прогнозирование и планирование.

     Финансовая  политика предполагает использование  бюджетно-налогового и фискального  механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

     Денежно-кредитная  политика предполагает использование  метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

     Прямые  методы регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка [6, c. 20-22].

Информация о работе Опыт зарубежных стран в регулировании экономики