Опыт реформирования народно-хозяйственного механизма в Восточной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:37, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение опыта реформирование экономик стран Восточной Европы в 90-е годы XX века позволит наиболее полно осознать особенности перестройки экономики государства при смене экономической системы, а также наиболее глубже осознать ошибки и опыт преобразований экономики в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки реформ народохозяйственного механизма 4
2. Основные направления реформ 7
3. Результаты экономических реформ 13
4. Динамика основных показателей в странах Центральной и Восточной Европы 15
Заключение 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

опыт реформарования народно-хоз механизма в восточной европе.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

    Издержками  высоких темпов экономического роста  был государственный долг. Внутренняя задолженность превысила 60% ВВП. Обслуживание долга в ближайшие годы потребует таких темпов реального прироста экспорта и положительного внешнеторгового сальдо, которые соответствуют предельным возможностям страны (платежи Парижскому и Лондонскому клубам достигнут 8 млрд дол. к 2008 г.). Торговый дефицит Польши носит структурный характер и вызван низкой конкурентоспособностью отечественной продукции. Основные производственные фонды и их технико-технологические характеристики соответствуют уровню начала 1980-х годов. Высокий удельный вес во внешнеторговом обороте принадлежит регистрируемой торговле, которая носит четко выраженный вывозной характер (более 7 млрд дол. в год).

    В Венгрии за годы структурной перестройки  проявились признаки оживления экономики. В 1995-1998 гг. темпы прироста ВВП составили  в среднем 2,9-3,5%, промышленного производства - 5-7, строительно-монтажных работ - 7, сельскохозяйственного производства - 3%. Однако горнодобывающая и пищевая промышленности находятся в тяжелом состоянии. Безработица составляет примерно 11 % активного населения. Инфляция в Венгрии- 15-18% в год.

    Приватизация  привела к тому, что в частной  собственности оказалось более 50% бывших государственных предприятий. Активное участие в этом процессе принимал иностранный капитал. По данным правительства, свыше половины инвестиций из-за рубежа направляется приватизированным предприятиям. Приватизация дала казне примерно 5 млрд дол. Приватизация и зарождение новых частных предприятий привели к тому; что доля частного сектора в ВВП повысилась до 60%. Большую роль в развитии национального хозяйства Венгрии играют внешнеэкономические факторы.

    Доля  иностранного капитала в частном  секторе превышает 11%, По сумме прямых зарубежных инвестиций Венгрия значительно  превосходит другие страны ЦВЕ. В  Венгрии сумели создать эффективные механизмы валютного обмена и лицензирования предпринимательской деятельности. По оценкам западных специалистов, Венгрия вошла группу 25 самых привлекательных для инвесторов государств. Только в 1999 г. она получила около 2 млрд дол. в виде прямых иностранных инвестиций. Капитальные вложения идут в промышленность, а не только в торговлю, банковский сектор и сферу услуг. Причем многие зарубежные промышленные корпорации, такие как «Сони» и «Джэнерал электрик», используют свои предприятия в Венгрии для производства товаров, имеющих спрос во всей Центральной и Восточной Европе, России и других странах СНГ.

    Происходящее  оживление экономики Венгрии  сопровождается крупным ростом производительности труда на фоне относительно умеренного роста производства. Это свидетельствует  о развитии глубинных проиессов, происходящих на рынке труда и связанных со структурной перестройкой хозяйства.

    Экономическая обстановка в Чехии признается наиболее благоприятной среди стран ЦВЕ. Здесь сбалансирован государственный  бюджет, низки уровни инфляции и безработицы.

    Несмотря  на сложности, связанные с проведением  реформы, уровень жизни населения  Чехии повышается. Заработная плата  возросла на 25%, а в реальном выражении на 3,5%. В 1994-1995 гг. рост реальных доходов составил 7%, реальная заработная плата увеличилась на 5%, улучшились финансовые показатели. Бездефицитным является государственный бюджет. Валютные резервы увеличились до 8 млрд дол. (с 6 млрд дол. в 1993 г.). Активное сальдо платежного баланса достигло 600 млн долл. и сформировалось в основном в торговле услугами.

    По  притоку иностранных инвестиций Чехия занимает 3-е место в ЦВЕ  после Венгрии и Польши (уровень  иностранных инвестиций на душу населения  составляет более 700 дол.) Объем прямых иностранных инвестиций превышает 7 млрд дол., направления инвестиций - транспорт и связь, производство транспортного оборудования и автомобильная промышленность, отрасли широкого потребления, главным образом производство табачных изделий, торговля и услуги.

    В соответствии с прогнозом Министерства финансов Чехии темпы прироста ВВП в ближайшие годы составят 2,2-2,5%, безработица - 5,5, инфляция - 9, прирост номинальной заработной платы --7%.Чехия ставит целью обеспечение макроэкономической стабильности на основе структурной перестройки производства, развития рыночных отношений.

    Таким образом, оживление в странах  ЦВЕ отражает воздействие позитивных изменений как в области предложения, так и в области спроса. Ключевым фактором стало повышение внешнего спроса, в частности в западноевропейских странах. В ряде стран (Польше, Румынии, Словакии, Словении и Чехии) значительно возрос внутренний спрос в области инвестиция и сфере частного потребления. В большинстве стран ЦВЕ «локомотивом» оживления выступала промышленность.

    В целом страны ЦВЕ продолжают пробивать  дорогу к выходу из  спада переходного периода: объем производства все еще остается ; ниже уровня, достигнутого до начала экономических преобразований, примерно на 15%.

3. Результаты экономических реформ

     Реформирование  экономики в странах Восточной  Европы и России первоначально базировалось в основном на реализации концепции «шоковой терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализации цен, создание многообразия форм собственности, расширение прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических преобразований. Поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли к долгосрочной стратегии экономических преобразований, предусматривающей структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты прав человека.

     Политическая  трансформация стран Восточной  Европы, новых государств Евразии, соответственно и экономические перемены оказали определённое воздействие на ситуацию в мировой экономике. Специалисты ОЭСР высказали серьёзную озабоченность положением дел в этом регионе.4

     Кризис  в странах Восточной Европы, разрыв экономических связей между новыми государствами бывшего Союза способствовали ещё большему сокращению объёмов производства, ослаблению процесса стабилизации национальных экономик. В целом всё это в условиях нарастающего недовольства населения способно тормозить проводимые экономические реформы.

     По  мнению специалистов ОЭСР и МВФ, большую  положительную роль может сыграть  представление этим государствам крупных  коммерческих кредитов западными партнёрами. Однако в нынешних условиях внешние  кредиты (даже на самых выгодных условиях) вряд ли решат внутренние проблемы стран бывшего Союза и прибалтийских государств, если они сами не найдут пути для остановки спада производства, его стабилизации и дальнейшего роста. Это так же мнение международных экспортёров, с чем трудно не согласиться. На первых порах говорили, что это вопрос спорный, но практика показывает правильность постановки такого вопроса.

     Независимо  от того, как будет решаться валютная проблема, администрация МВФ с  начала реформ советуют странам СНГ  и другим государствам сохранить единое торгово-экономическое пространство, ввести на определённый срок единый тариф на импорт потребительских товаров, что пока на первых порах игнорировалось реформаторами СНГ, в том числе и России. Экспортёры МВФ высказываются так же в пользу образования платёжного союза СНГ.

4. Динамика основных показателей в странах Центральной и Восточной Европы

     Удельный  вес рассматриваемых стран в  мировом ВВП в середине 90-х  гг. составил 2-2,5%. В мировом экспорте региону отводится 3,4%, в мировом импорте - 4,5%. Производство электроэнергии в этих странах составляет 3,9%; добыча каменного угля - 9,1% мирового уровня.

     Одним из важнейших показателей успехов  экономических преобразований является экономический рост. По темпам экономического роста лидером в 1997г. была Польша -5,5%. За ней следуют Словакия- 4,5; Чехия- 4; Венгрия -2%.

     Одним из факторов высокого прироста ВВП  является внутренний инвестиционный и  потребительский спрос. Именно благодаря  приросту инвестиций на (21,6%) и потребительского спроса на (7,2%) Польша добилась особенно впечатляющих успехов. При этом рост потребительского спроса был связан с повышением среднего уровня реальной заработной платы на 6,1%.5

     Инвестиции  являются основным фактором роста в  Польше. Они возрастали в фиксированных ценах в 1992г. — на 0,4%; в 1993г.- на 2,3; в 1994г. - на 7,1; в 1995г. -на 10,0; в 1996г. -на 12%.

     Фактором, стимулирующим экономический рост Чехии, явилось увеличение инвестиций в основной капитал частного сектора. Увеличение розничного оборота происходило благодаря росту реальных доходов населения за счет предоставления услуг иностранным туристам, а также доходов от торговли.

     В Венгрии основными факторами  экономического роста были увеличение экспорта и наличие значительного  притока иностранных инвестиций. По этому показателю страна занимает лидирующее место среди стран ЦВЕ. Объем иностранных инвестиций в Венгрии в 1997 г. составил 18 млрд. долл.

     В последние годы в структуре капиталовложений стран ЦВЕ происходил процесс  снижения удельного веса централизованных инвестиций при одновременном повышении доли инвестиций государственных и кооперативных предприятий.

     Значительные  изменения происходят и в условиях финансирования инвестиций. Эти изменения  затрагивали, прежде всего, области кредитования и осуществлялись в рамках реформы банковской системы (ужесточение условий получения кредитов, отмена приоритетных (льготных) кредитов, включая инвестиционные). Рынок ценных бумаг постепенно стал приобретать все более важную роль в финансировании инвестиционной деятельности предприятий.

     Необходимым условием экономического роста являются трудовые ресурсы. Анализ прироста населения  в странах ЦВЕ показывает, что  уровень рождаемости там является недостаточным даже для простого воспроизводства. Единственной страной, где традиционно растет рождаемость, является Албания.

     В результате снижения уровня рождаемости  в большинстве стран ЦВЕ в  последнее десятилетие темпы  роста трудоспособного населения  сократились. Вследствие этого произошло  уменьшение притока в народное хозяйство трудоспособной молодежи и увеличение доли лиц пенсионного возраста (17% общей численности населения).

     В некоторых странах (Польша, Венгрия) сложилась так называемая система  двойной или повторной занятости  населения, которая предполагает развитие кооперативного сектора и индивидуальной трудовой деятельности, а также совместительство. Такая система способствует решению проблемы привлечения в народное хозяйство дополнительной рабочей силы.

     В начале 90-х гг. 50 - 70% населения имело  дополнительные источники дохода от неформальной занятости. Например, в Болгарии и Румынии существенную стабилизационную роль сыграло личное подсобное сельское хозяйство, в Чехии — ежегодные государственные программы, направленные на поддержку мелких и средних предпринимателей.

     Тем не менее, в странах ЦВЕ весьма остро стоит проблема безработицы, обусловленная прежде всего сокращением занятости на государственных предприятиях.

     В целях уменьшения безработицы проводятся попытки приостановки или замедления банкротств предприятий, влекущих за собой массовое высвобождение рабочей силы. Для этого принимаются специальные программы, связанные с осуществлением помощи предприятиям-банкротам со стороны государства путем, освобождения от возврата кредитов, взятых на развитие производства, скупки долгов предприятия государством, отсрочки погашения разного рода ссуд и др.

     В 1995г. количество безработных в рассматриваемых  странах составило более 6 млн. человек. Так, в Польше уровень безработицы  составляет более 2,8 млн. человек (свыше 15% экономически активного населения), в Болгарии -16,5%; в Венгрии -12,6; в Румынии - 9,3; в Словакии -13,7; в Чехии - 2,9%.6

     В относительно лучшем положении находились государства Центральной и Восточной  Европы. Несмотря на серьёзные трудности, экономические реформы здесь дают положительные результаты. Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Венгрии, где темпы роста ВВП в 1993 году составили 3% . В Чехии и Словакии – иначе: во втором полугодии 1992 г. ВВП сократился на 5%, далее в 1993 г. прогнозируется стабилизация. Застой, падение производства и торговли в течение 1991-1992 гг. характерны для Польши. Близится к стабилизации экономическое положение Болгарии и Румынии, о чем свидетельствуют показатели – сокращение ВВП во втором полугодии 1992 г. было на уровне 8%, а 1993г. – некоторое улучшение: снижение падение ВВП до 2%

Информация о работе Опыт реформирования народно-хозяйственного механизма в Восточной Европе