Опыт реформирования народно-хозяйственного механизма в Восточной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:37, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение опыта реформирование экономик стран Восточной Европы в 90-е годы XX века позволит наиболее полно осознать особенности перестройки экономики государства при смене экономической системы, а также наиболее глубже осознать ошибки и опыт преобразований экономики в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки реформ народохозяйственного механизма 4
2. Основные направления реформ 7
3. Результаты экономических реформ 13
4. Динамика основных показателей в странах Центральной и Восточной Европы 15
Заключение 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

опыт реформарования народно-хоз механизма в восточной европе.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 

 

Введение

    Актуальность  данной темы заключается в том, что изучение опыта реформирование экономик стран Восточной Европы в 90-е годы XX века  позволит наиболее полно осознать особенности перестройки экономики государства при смене экономической системы, а также наиболее глубже осознать ошибки и опыт преобразований экономики в Российской Федерации.

    Страны  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) - Болгария. Венгрия. Чехословакия, Польша. Румыния и др. - были ядром  социалистической системы. Это способствовало углублению разделения труда между ними, развитию кооперационных связей в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), созданного в 1949 г.

     Основными целями экономических реформ в странах  ЦВЕ было: повысить эффективность  производства; чтобы исчезли, как  старые структуры цен, так и монополизм производителей, чтобы исчезло централизованное распределение ресурсов. Так же одной из основных целей было, чтобы изменилась крайне неэффективная ранее сложившаяся в угоду идеологическим догмам и политическим приоритетом структуры производства. К результатам экономических реформ относится то, что в государствах ЦВЕ находились в относительно лучшем положении. Не смотря на серьёзные трудности, экономические реформы здесь дают положительные результаты. Так, к примеру наиболее благоприятная ситуация сложилась в Венгрии, где темпы роста ВВП в 1993 г. составили 3%.

     В целом макроэкономические показатели развития ЦВЕ отмечаются стабильностью  развития, и для большинства стран  характерен устойчивый подъём экономики, хотя по степени и уровню развития они занимают разные позиции.

    Таким образом, целью данной работы является рассмотрение опыта реформирования народохозяйственного механизма в восточной Европе в 90-е годы.

1. Предпосылки реформ  народохозяйственного  механизма

     Экономическое развитие стран Центральной и  Восточной Европы в послевоенный период прошло четыре этапа:

     Первый  этап (50 – 60 гг.) – этап быстрого экстенсивного  роста, индустриализация большинства  стран регионов;

     Второй  этап (конец 60 – конец 70 гг.) связан с  исчерпанием факторов экстенсивного  развития;

     Третий  этап (конец 70 – конец 80 гг.) характерен стагнацией экономики, началом агонии и краха социалистической общественной системы;

     Четвёртый этап (начало 90 гг. ) – этап революционных преобразований, спада производства и перехода стран ЦВЕ на рыночный и демократический путь развития.1

    В 1980-е годы в экономике социалистических стран в системе стали наблюдаться  кризисные явления:

  • потребление и инвестиции по всем странам Восточной Европы снизились, внешняя задолженность возросла до 85 млрд долл. (в 1972 г. - 8 млрд дол.);
  • наблюдался долгосрочный спад в производстве, существовала нерациональная структура экономики. Доля стран Восточной Европы в мировом торговом обороте сокращалась в результате снижения конкурентоспособности их товаров. В 1990 г. на долю сельского и лесного хозяйства в этих странах приходилось около 21% от общего числа занятых (в ЕС - 6,1%). Производственное потребление сырья и энергии на единицу произведенной продукции на 20-40%, а иногда и на 100% превышало уровень развитых стран. Отличалась низкими темпами развития сфера услуг;
  • низкая эффективность производства была тесно связана со слабым внедрением в производство достижений НТП. Экономическое развитие стран Восточной Европы основывалось на экстенсивных факторах роста и характеризовалось количественными показателями; S усилились инфляционные процессы. Если в 1987 г. темпы инфляции составляли 3-4% в месяц, то в 1992 г. превысили по всем странам 21 ° о в месяц, а в Польше и Югославии инфляция переросла в гиперинфляцию;
  • безработица носила скрытый характер.

    Экономическая ситуация в странах Восточной  Европы представляла собой не циклическое  или краткосрочное явление, а  результат глубокого долгосрочного  спада. В странах с плановой экономикой кризис имел тяжелые последствия  для их технологического прогресса, экономической эффективности, экологии, уровня жизни населения.

    После событий 1980-1990-х годов в странах  Восточной Европы и распада СССР. Чехословакии, Югославии Варшавский военный договор прекратил свое существование. Совет экономической  взаимопомощи распался. Государства, расположенные в центре и на востоке Европы, перестали представлять собой закрытый торговый блок, их экономические системы ориентируются на открытый рынок. Политические и идеологические позиции этих государств если не совпадают, то и не противостоят западным странам.2

    Перспективы экономического развития стран ЦВЕ  зависят от нескольких факторов: последовательного  проведения реформ, влияния технической  и финансовой помощи развитых стран.

    Венгрия, Польша, Чехия и Словакия благодаря принятым интенсивным мерам добились больших успехов в экономических преобразованиях. Болгария, страны бывшей Югославии и Румыния отстают в темпах реформирования экономики.

    Страны  ЦВЕ следуют модели преобразований, предложенной МВФ, которая включает системные элементы.

    1. Макроэкономическая стабилизация  и контроль. Проведение стабилизационной  программы:

  • ужесточение налоговой политики:
  • ужесточение кредитной политики;
  • антиинфляционная политика;
  • пересмотр показателей затрат в целях урегулирования внешних расчетов.

    2. Реформа цен и рынка:

  • реформа внутренних цен;
  • либерализация внешней торговли;
  • свободная структура заработной платы и либерализация рынка рабочей силы;
  • реформа банковской системы.

    3. Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной структуры:

  • упрощение открытия и закрытия предприятий, оформления права частной собственности;
  • отраслевая и производственная реформа, ликвидация монополий.

    4. Пересмотр роли государства:

  • законодательная реформа (конституционная, имущественная, контрактная, банковская, конкурентная и т. д.);
  • реформа информационной структуры (учет, контроль);
  • институциональная система косвенного управления экономикой (налоговая система, контроль над формированием бюджета);
  • социальная сфера (страхование от безработицы, пенсионное обеспечение, нетрудоспособность, социальные услуги: здравоохранение, образование и пр.).

2. Основные направления  реформ

    Оживление экономики в странах ЦВЕ происходит главным образом на основе расширения экспорта и коренной перестройки  экономики. Ключевую роль сыграло оживление в промышленности.

    В странах ЦВЕ сформировалось два  основных подхода к реформированию экономики. Первый - поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях  создания смешанной экономики и  социального рыночного хозяйства (Венгрия). Второй - это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные на создание экономики либерального типа. Ставится задача - приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Чехия, Словакия. Болгария, Румыния).

    Венгрия довольно последовательно придерживается своего пути, начиная с 1968 г. Уже к  концу 1980-х годов здесь удалось  создать рынок товаров, рынок  труда и заложить основы рынка  капиталов. С точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность; долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация и т.д.). Это позволило Венгрии не только обеспечить консенсус в обществе, но и привлечь большую часть иностранных инвестиций (примерно 50%), направленных в страны ЦВЕ.3

    Страны  второй группы сделали выбор «шокового» варианта радикальных экономических  преобразований, который включает: децеентрализацию хозяйственной деятельности, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, жесткую денежную и фискальную Политику, относительное «замораживание» заработной платы. Благодаря усилению регулирующих начал государства в Польше, Чехии и Словакии удалось несколько смягчить отрицательные стороны «шоковой терапии».

    Способность страны осуществлять преобразования на основе шоковой терапии» или «постепенных реформ» зависит от характера  и эффективности ее экономических, политических и правовых институтов, от социального единства общества. Главные различия между странами с переходной экономикой заключаются не столько в курсе  реформ, сколько в стартовых условиях, с которых они начали свои  реформы. Например, в конце 1989 г. польская экономика характеризовалась как экономика повального дефицита, стоявшая на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства  являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были  постепенными. В Венгрии не было необходимости в «шоковой терапии» на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.

    В странах ЦВЕ возрастает вклад  частного сектора в совокупный Е  экономический потенциал. Ассоциированные  члены Европейского  Союза - Венгрия, Польша, Чехия и Словакия - к 2000 г. вдвое сократили государственную собственность.

    По  мнению западных экспертов, в авангарде преобразований идет  Польша. Реализация «шоковой терапии» началась 1 января 1990 г.  Правительство отменило контроль над ценами, прекратило государственные субсидии, стало проводить приватизацию и реформу банковской и валютной систем (план Бальцеровича). Реформа в Польше проходила поэтапно.

    1-й  этап-1990-1991 гг. Продажа государством  акций пяти крупных преуспевающих  компаний и четырех мелких. Особых  успехов "-Польша достигла в  сфере малой приватизации. К концу  1990 г. в руках частников находилось примерно 40% предприятий розничной торговли, около 60% предприятий общественного питания и 50% коммерческих банков. Продукция, выпускаемая мелкими предприятиями возросла на 25%.

    2-й  этап - 1991-1992 гг. Приватизировано путем  акционирования 13 предприятий. Многие предприятия были внесены в «списки на ликвидацию». Широко применялась аренда предприятий трудовыми коллективами, а также их продажа отечественным и зарубежным фирмам. Объемы произведенной продукции в частном секторе промышленности возросли на 8%. Количество частных предприятий в промышленности составило 2,2 тыс., торговле - 7,7 тыс. в строительстве - 3,5 тыс. Среди промышленных предприятий преобладали мелкие с числом занятых до 5 человек, на долю которых приходилось примерно 60% продукции всего частного сектора. Деятельность малых предприятий была связана с дерево- и металлообработкой, пищевой и швейной промышленностью. В 1992 г. на частный сектор приходилось 24,1% реализованной промышленной продукции, 55,2% строительно-монтажных работ, 23,7% стоимости услуг. В частном секторе было занято 50,6% всех работающих. Зоной наибольшей экспансии в 1991 г. стала торговля. Так, в розничной торговле удельный вес частных магазинов составил 75%, оборот превысил 80%.

    3-й  этап - 1993-1996 гг. Характеризуется активизацией  инвестиционной деятельности. Частные предприятия увеличили инвестиции быстрее, чем государственные. Оживилась инвестиционная деятельность, что было связано с улучшением финансового положения предприятий. Рост производства был отмечен практически во всех отраслях промышленности. Значительно увеличился выпуск продукции химической и нефтехимической отраслей. В 1993-1996 гг. прирост промышленной продукции достигнут в основном за счет частного сектора, где он составил 38,6%. В Польше на долю частного сектора приходится примерно 50% сельскохозяйственной, 37.4 - промышленной, 85,8 - строительной продукции, 87,8% розничного товарооборота.

    К положительным результатам в  экономике Польши нужно отнести  стабилизацию финансовых показателей, прежде всего, сокращение дефицита госбюджета с 6% ВВП в 1992 г. до 2,8% в 1996 г.

    Во  второй половине 1990-х годов в польской промышленности происходит быстрый  рост производства (11-12%) Доля экспорта машин составляет 25%. Структурной  перестройке польской промышленности способствовали использование западных технологий, приток иностранных инвестиций в производственную сферу (из 5,3 млрд.дол. в 1995 г. 3,2 млрд дол. направлено в промышленность, из них 1 млрд дол. - в машиностроение). Это послужило основой развития кооперации с западными странами. Ряд предприятий Польши перешли на сборку изделий из узлов и комплектующих, поставляемых западными фирмами. В 1997 г. экономический рост Польши составил 6,7%, промышленный рост - 11,2, выпуск товаров инвестиционного назначения превысил 15%. Прямые иностранные инвестиции возросли на 10% и достигли 6,6 млрд дол. Общий объем накопленных иностранных инвестиций превысил в 1997 г. 20,6 млрд дол.

Информация о работе Опыт реформирования народно-хозяйственного механизма в Восточной Европе