Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 12:25, курсовая работа
В целях наиболее полного раскрытия темы «Оптовая торговля: сущность, функции, планирование» я ставлю перед собой следующие задачи:
◦Рaскрыть сущность оптовой торговли, сформулировать ее отличие от розничной.
◦Осветить роль и функции оптовой торговли.
◦Рассмотреть виды предприятий оптовой торговли и дать классификацию оптовых торговцев.
◦Рассказать об оргaнизaции и планировании в оптовой торговле, в частности о хрaнении, транспортном обслуживании и планировании оптового товaрооборота.
Для написания данной работы мною была использована литература по экономике, коммерческой деятельности и смежным областям знаний. Библиографический список использованных материалов приведен в конце работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. СУЩНОСТЬ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 4
II. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 7
III. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 10
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Итак информация, рассмотренная в этой главе позволяет сделать вывод, оптовики имеют свою специфическую классификацию.
Организация имеет важное значение в любом деле, а в торговле особенно. Поскольку объем курсовой работы ограничен, в данной главе мы поговорим об организации хранения товаров и о транспортном обслуживании. Позже перейдем к вопросам планирования.
Для предприятий оптовой торговли организация складской службы, разработка систем складирования товаров, решение вопросов складской переработки являются едва ли не самыми важными. Склад необходим для накопления продукции и сохранения ассортимента в период между поставками товаров, т.е. для сохранения непрерывности процесса товарооборота10.
Существует три основных варианта решения этого вопроса:
Естественно, что каждый из перечисленных вариантов имеет свои преимущества и недостатки.
Так, наличие собственного склада на правах собственности характеризуется стабильным большим товарооборотом, высокой степенью контроля сбыта товаров, наличие постоянных клиентов, реальным обеспечением условий хранения товаров, возможностью вносить конструктивные изменения в инфраструктуру склада, возможностью вносить изменения в пакет предлагаемых клиентам услуг, пр. Основным недостатком данного варианта являются значительные первоначальные капиталовложения.
Преимущества второго варианта аналогичны плюсам первого. Однако, здесь следует отменить следующие: предприятие после окончания срока аренды помещения имеет возможность «осмотреться» и проанализировать результаты своей деятельности на определенной территории и в зависимости от результатов либо продлить договор аренды, либо передислоцироваться в другие районы. Основным недостатком этого варианта является то. Что предприятие должно затрачивать средства на ремонт (капитальный или (и) текущий) помещения и в случае расторжения договора аренды встают вопросы неотделимых улучшений11.
Рассмотрим позитивные и негативные стороны третьего варианта. Хозяйственная практика показала, что использование складов общего пользования отдают предпочтение торговые предприятия с низким товарооборотом, «молодые» предприятия – у которых еще не сформировалось представление о спросе осваиваемой территории предприятия, реализующее сезонные товары. Основное преимущество хранения товаров складами общего пользования – это возможности гибкого подхода к арендуемым площадям. В числе недостатков можно указать значительные расходы предприятия на оплату услуг склада и ограничение на хранение отдельных видов товаров12.
Следует отметить, что сочетание перечисленных вариантов представляется зачастую более эффективным с экономической точки зрения, нежели выбор одного из этих вариантов. Допустим предприятие реализует товары в различных регионах, некоторые из этих регионов являются экономически предпочтительнее, некоторые характеризуются небольшой покупательской активностью или только осваиваются, в этом случае создание собственных складов в первых регионах и использование складов общего пользования в других представляется наиболее привлекательным.
При выборе месторасположения склада следует руководствоваться прежде всего суммарными затратами на коммунальное обслуживание склада (эксплуатацию) и транспортными расходами по товарообороту.
Т.е.
здесь важно оптимальное
Существенным условием нормального функционирования предприятия оптовой торговли является организация транспортных перевозок товаров. При решении этого вопроса предприятие использует два основных инструмента: собственную транспортную службу, либо специализированные транспортные организации. При организации собственной транспортной службы необходимо определить какие транспортные системы намерено использовать предприятие.
Следует отметить, что применение транспортных систем взаимосвязано способом осуществления оптовой торговли.
Так,
при традиционном способе на первое
место выдвигается система
В свою очередь при оперативном способе осуществления оптовой торговли необходимы частые перевозки с привязкой к конкретному объему. Причем, сама поставка должна производиться точно в срок. Зачастую поставка «точно в срок» может миновать склад продавца товара, что позволяет ускорить товарооборот и снизить затраты по содержанию складских помещений (т.е., товары с конвейера производителя или транспортного средства перепродавца отгружается на транспортное средство и доставляется покупателю)14.
Вне
зависимости от того, какой системе
отдает предпочтение предприятие, необходимо
также учитывать интересы клиента,
а именно сохранность и своевременность
доставки товара. Речь идет о качестве
перевозок. От качества перевозок зависит
надежность предоставляемых услуг. Достигается
это за счет экспедиции товара, постоянным
контролем за грузом в пути следования,
мобильной связью с транспортом, информационным
сопровождением.
Планирование в оптовой торговле
Планирование – важная функция управления любым предприятием и предприятие оптовой торговли в этом смысле исключением не является. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
Поэтому
важно хорошо подготовится к началу
ведения предпринимательской
План – это образ, модель будущего; планирование – умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий.
В рамках данной работы рассмотрим планирование оптового товарооборота.
Планирование оптового товарооборота
Любое
предприятие в условиях рыночной
экономики постоянно
В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные величины основных показателей его деятельности — прибыли, продаж, издержек и т.п. Методология и подходы для их расчета в розничной и оптовой торговле одинаковы, но имеются особенности, обусловленные различием функций опта и розницы в сфере обращения15.
Показатель оптового товарооборота — важнейший среди планируемых предприятием в бизнес-плане. От него зависят все остальные — доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.
В то же время прогнозируемый объем продаж является результирующим показателем, который отражает различные аспекты деятельности предприятия — стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.
Прогнозирование – это управленческий инструмент для планирования и разработки политики принятия решения.
Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.
Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.
На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важнейшие факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.
При
прогнозировании применяются
Спецификой
деятельности оптового предприятия
на рынке товаров народного
Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться оптовое предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется относительной стабильностью состояния рынка, а второй – значительными колебаниями спроса и продаж.
Экономический анализ оптовых
продаж за предшествующий
Для оценки влияния факторов на величину оборота в будущем можно использовать коэффициенты эластичности – прямые и перекрестные.
Используются
также и более простые
После определения прогнозируемых валовых объемов оптовых продаж необходимо подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот)16.
Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от множества факторов – конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика и покупателя, уровня цен, тарифов на складские и транзитные услуги, объемов и частоты поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки производителем и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения складского и транзитного оборотов для оптового предприятия является величина прибыльности проводимых оптовых операций в целом.
На следующем этапе планируется структура оптовых продаж. Следует отметить, что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима, когда в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы товаров.
Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой разработки нормативов запасов.