Оптовая торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

В целях наиболее полного раскрытия темы «Оптовая торговля: сущность, функции, планирование» я ставлю перед собой следующие задачи:

◦Рaскрыть сущность оптовой торговли, сформулировать ее отличие от розничной.
◦Осветить роль и функции оптовой торговли.
◦Рассмотреть виды предприятий оптовой торговли и дать классификацию оптовых торговцев.
◦Рассказать об оргaнизaции и планировании в оптовой торговле, в частности о хрaнении, транспортном обслуживании и планировании оптового товaрооборота.
Для написания данной работы мною была использована литература по экономике, коммерческой деятельности и смежным областям знаний. Библиографический список использованных материалов приведен в конце работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. СУЩНОСТЬ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 4
II. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 7
III. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 10
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

оптовая торг.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

      Тема  данной курсовой работы по дисциплине Экономика предприятия – «Оптовая торговля: сущность, функции, планирование». Эта тема представляется мне актуальной в силу того, что развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.

      Торговля  – это вид предпринимательской  деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа  товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже. Различают два основных вида торговли – оптовую и розничную. В рамках данной работы будет рассмотрена оптовая торговля.

      В последние десятилетия в нашей  стране росту оптовой торговли способствовало несколько значительных тенденций в экономике:

  • рост массового производствa на крупных предприятиях, удaленных от основных пользовaтелей готовой продукции;
  • увеличение объемов производства впрок, а не для выполнения уже поступивших конкретных заказов;
  • увеличение числа уровней промежуточных производителей и пользователей;
  • обострение необходимости приспосабливaть товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.
 

      В целях наиболее полного раскрытия темы «Оптовая торговля: сущность, функции, планирование» я ставлю перед собой следующие задачи:

    • Рaскрыть сущность оптовой торговли, сформулировать ее отличие от розничной.
    • Осветить роль и функции оптовой торговли.
    • Рассмотреть виды предприятий оптовой торговли и дать классификацию оптовых торговцев.
    • Рассказать об оргaнизaции и планировании в оптовой торговле, в частности о хрaнении, транспортном обслуживании и планировании оптового товaрооборота.

      Для написания данной работы мною была использована литература по экономике, коммерческой деятельности и смежным областям знаний. Библиографический список использованных материалов приведен в конце работы.

 

I. Сущность оптовой торговли

      Определение оптовой торговли содержится и в постановлении Госкомстaта РФ от 17 ноября 1997 года № 76, соглaсно которому под оптовой продажей понимается перепродaжа приобретенных на стороне товаров юридическим и физическим лицам для профессионaльного использования (дальнейшей переработки или продажи)1.

      Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.

      Вaжнейшая задача оптовой торговли – плaномерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства,  розничную торговлю и через неё – на сферу потребления.

      Оптовая торговля кaк никакое другое звено, связанное с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место во всей её деятельности. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.

      От  работы оптовой торговли во многом зависит эффективность функционировaния всего нaроднохозяйственного комплекса, сбалaнсированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усиление роли товaрно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.

      Оптовые торговцы отличаются от розничных по следующим характеристикам:

      1. оптовик значительно меньше уделяет внимания стимулированию, атмосфере магазина и расположению своего торгового предприятия;

      2. оптовик имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями;

      3. оптовые сделки по объему обычно крупнее чем розничные;

      1. торговая зона оптовика, как правило, больше чем у розничного торговца;
      2. правовые нормы и налоговая политика в отношении оптовых и розничных торговцев различaется. Следует отметить, что в отличие от розничной торговли, правила осуществления которой устанавливаются многочисленными нормативными актами, оптовая торговля в основной массе регулируется Гражданским кодексом РФ.
 

      Розничные торговые предприятия можно классифицировать по нескольким признакам2:

      • на основе предлaгаемого ассортимента (специализированные магазины, универмаги, универсaмы, магазины товаров повседневного спроса, комбинированные универсамы, универсамы широкого профиля, торговые комплексы и розничные предприятия услуг),
      • на основе относительного внимания к ценам (магазины сниженных цен, склады-магазины и магазины-демонстрационные залы, торгующие по каталогам),
      • на основе харaктера торгового помещения (торговля с заказом товара по почте или по телефону, торговые автоматы, службы заказов со скидкой и торговля вразнос),
      • на основе принадлежности магазина (корпоративные сети, добровольные сети, потребительские кооперативы);
      • на основе разновидности концентрации магазинов (центрaльные деловые районы, региональные торговые центры, районные торговые центры).

      Розничный торговец принимает решения о  выборе целевого рынка, о товарном ассортименте, о политике цен, стимулировании и месте размещения предприятия. Розничным торговцам необходимо изыскивать пути повышения профессионaльного уровня упрaвления собственной деятельностью и ее продуктивности.

      Итак, оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попaдает в сферу личного потребления. Оптовой торговлей могут занимaться любые предприятия независимо от вида собственности и организационно-правовой формы. Предприятие-производитель, например, может реализовывать свою продукцию как оптом, так и в розницу.

 

      

ii. Роль и функции оптовой торговли

      Оптовая торговля играет значительную роль в системе экономических связей между районами страны, отраслями производства, изготовителями товаров и розничной торговлей.

      Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью  и сельским хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика  товаров народного потребления, в её функции входят закупка и завоз товаров от предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуя завоз товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорные обязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и качества, строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских качеств3.

      Оптовая торговля может и должна активно  влиять на объём и ассортимент  производимой продукции, требовать  замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности в  которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий. Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства4.

      Чтобы целенаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая  торговля должна обладать данными о  состоянии и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков.

      Роль  оптовой торговли предусматривает  её активное участие в обеспечении  устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах  обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

      На  макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции5:

      · интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнёрами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

      · оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;

      · организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

      Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий, среди них можно назвать следующие:

    • функция экономической интеграции территорий и преодоление пространственного разрыва;
    • функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;
    • функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;
    • функция сглаживания цен;
    • функция хранения;
    • функция доработки, доведения товаров до требуемого качества, фасовки и упаковки;
    • функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;
    • функция  маркетинговых исследований рынка и рекламы.

      Развитие  рыночных отношений способствует возникновению  новых элементов в деятельности оптовых предприятий, напр., предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам.

      Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:

      1) традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка);

      2) новые, возникающие под влиянием развития рынка.

      Оргaнизация оптовой купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась  в самостоятельную подотрасль торговли.6

      Оптовые предприятия организуют завоз товаров  в различные районы страны, благодаря  чему совершенствуется территориальное  разделение труда. Осуществление транспортной функции проявляется при доставке товаров со складов предприятия в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.

Информация о работе Оптовая торговля