Определение цены и объёмов производства в условиях монополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данного индивидуального научно-исследовательского задания главной целью является получение представления о том, какую структуру имеет современный рынок, а в частности – какое место в нём занимает монополистическая конкуренция, в границах изучения коей нами и будет рассмотрено определение цены о объёма производства . Это предполагает построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек.

Содержание

Введение 2
Глава 1 «Основные понятия» 3
Глава 2 «Рыночная структура»
§ 2.1 Совершенная конкуренция 6
§ 2.2 Несовершенная конкуренция 8
Глава 3 «Условия возникновения монополистической конкуренции» 10
Глава 4 «Модель монополистической конкуренции»
§ 4.1 Анализ кривой спроса 14
§ 4.2 Краткосрочный период. Прибыль и убыток 15
§ 4.3 Долгосрочный период. Равновесие и безубыточность 16
Глава 5. «Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность»
§ 5.1 Эффективность экономики 18
§ 5.2 Потери от несовершенной конкуренции 18
§ 5.3 Неэффективность монополистической конкуренции 21
Глава 6 «Неценовая конкуренция»……………………………………………. 23
Вывод 27
Литература 29

Работа содержит 1 файл

ИНДЗ по микро.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

Дифференциация  продукта возникает из-за существования  между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.

а)   Качество.

Качество  не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к тому, плохой это товар или хороший.  Даже простые потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна:

a) очищать зубы (это естественно – она же зубная паста);

    b) дезинфицировать полость рта;

    c) укреплять эмаль зубов;

    d) укреплять десны;

    e) быть приятной на вкус.

    f) и т.п.

И все  эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в  одном товаре. Во многих случаях  выигрыш в одном свойстве продукта ведет к проигрышу в другом. Поэтому выбор приоритетов в основных потребительских качествах продукта открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся по своему уникальны и находят своего потребителя – занимают свою нишу на рынке.

б)   Мнимое качество.

Основой дифференциации продуктов могут  служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно известен, в  частности, тот факт, что значительный процент курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в обычной жизни преданно покупают только ее. Обратим на это обстоятельство особое внимание: с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное – чтобы ему так казалось.

в)   Условия и услуги.

Различия  в сервисе объединяют вторую (после  качества) крупную группу факторов дифференциации  продукции. Дело в  том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров  и многих товаров производственного назначения свойственен долговременный характер взаимодействия продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент покупки, но и на протяжении всего срока службы.

Полный  цикл сервиса включает в себя предпродажное обслуживание; сервис в момент покупки и послепродажное обслуживание. Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или вообще не выполняться). В результате один и тот же продукт, как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и поэтому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары.

г)   Реклама.

Третья  крупная группа факторов дифференциации продукта связана с рекламой.

Например, по данным «Финансовой газеты», более  10 отечественных фирм тратят только на рекламу в прессе более 1 млн. рублей. Это такие фирмы как «Партия», «Вист», «Самос» и другие [3].

Во-первых, реклама, подобно фотореактивам, проявляет  скрытые в товаре отличия от аналогичных. Редкий потребитель, например, выберет сам правильно сорт пасты из многих сотен присутствующих на рынке.

Во-вторых, как продолжение первого, реклама  носит просто информационную функцию. Она является  способом предоставления информации о наличии того или  иного товара на рынке, его стоимости и качестве.

В-третьих, она способствует формированию новых  потребностей. Вспомним популярный на нашем телеэкране ролик: многие ли ощущали  потребность иметь «салон-шампунь  и кондиционер в одном флаконе», а не, скажем, в двух, пока удобство этого не объяснила реклама («я просто мою волосы и иду»)?

В-четвертых, реклама создает дифференциацию продукта там где действительной разницы между ними нет. Как уже  отмечалось, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер. Так вот за мнимыми отличиями качества очень часто скрываются вполне реальные отличия в рекламной подаче товара, хотя потребитель об этом может и не подозревать.

Общие итоги по дифференциации продукции.

Подводя итог рассмотрения возможностей по дифференциации продукции можно отметить следующие основные принципы:

  • товары разного качества – это разные товары;
  • товары, которые кажутся потребителю разными – это разные товары;
  • товары, продаваемые в различных условиях – это разные товары;
  • по-разному рекламируемые товары – это разные товары.

Дифференциация  продукции обеспечивает фирмам известные  монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Теперь можно уточнить одно свойство, определяющее монополистически конкурентный рынок: выход на такой  рынок не блокирован ни какими барьерами, за исключением препятствий связанных с дифференциацией продукции. Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно повторить тонкий вкус изысканного ликера или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную компанию.[5]

Хочется отметить, что все расходы фирм, связанные с неценовой конкуренцией, включаются в издержки производства и соответственно в цену и, следовательно, оплачиваются конечным потребителем-покупателем.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             

Вывод

     Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование в качестве основных неценовые методы конкуренции.

          Примером монополистической конкуренции  является рынок сотовых телефонов.  Здесь можно отметить, что главными  является факторы неценовой конкуренции,  такие как дополнительные и  послепродажные  услуги. Это прием платежей, различные аксессуары к мобильным телефонам, загрузка мультимедии. Особое внимание уделяется обслуживанию покупателей. Товар, безусловно, дифференцирован. Он не является незаменимым, и при этом модели телефонов имеют отличительные особенности.  Большое количество фирм (как производителей, так и операторов мобильной связи) обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие. Однако на этом рынке могут конкурировать лишь достаточно крупные фирмы. Так как необходимо постоянно идти в ногу с технологическим прогрессом, предлагать покупателям что-то новое и по более низким ценам.

      На  мой взгляд, такой тип рыночной структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием технологии спектр предлагаемых услуг расширяется, а цены снижаются.  Это возможно лишь для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию.  Важно отметь, что невысокие барьеры входа на рынок  всегда дают возможность  вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.

 
 
 

 

Литература

        1) Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм.    — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.

2) Экономическая  теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.

 

3) Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2001 г. – 752 с.

 

4) Экономическая  теория: Учебник для вузов / науч. ред. и рук. авт. коллектива  В.Д. Камаев.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 640 с.: ил.

 

5) Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.; Под общ. ред. В. Л. Клюни, И.В. Новиковой.- Мн.: Тетра Системс, 2001.- 400с.

 

6) Экономическая теория /Под редакцией А.И. Добрышна, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 1999. – 544 с.: ил.

 

7) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник. – 2-е изд.,

испр. и  доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.              

 

8) Донскова С.В., Елагина А.С. Механизм ценообразования – основа

расчета цен на продукцию. -// Промышленность,№ 2,2001-с.10-11.

 

9) . И.М.Лемишевский Микроэкономика (экономическая теория, Ч 2).

Учебное пособие для вузов. – Мн.:      ООО«ФУАинформ», 2003. – 720 с.

 

10) «ЭКОНОМИКС», К.Р.Макконел,  С.Л.Брю, Москва, ИНФРА-М, 2000г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

Информация о работе Определение цены и объёмов производства в условиях монополистической конкуренции