Определение цены и объёмов производства в условиях монополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данного индивидуального научно-исследовательского задания главной целью является получение представления о том, какую структуру имеет современный рынок, а в частности – какое место в нём занимает монополистическая конкуренция, в границах изучения коей нами и будет рассмотрено определение цены о объёма производства . Это предполагает построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек.

Содержание

Введение 2
Глава 1 «Основные понятия» 3
Глава 2 «Рыночная структура»
§ 2.1 Совершенная конкуренция 6
§ 2.2 Несовершенная конкуренция 8
Глава 3 «Условия возникновения монополистической конкуренции» 10
Глава 4 «Модель монополистической конкуренции»
§ 4.1 Анализ кривой спроса 14
§ 4.2 Краткосрочный период. Прибыль и убыток 15
§ 4.3 Долгосрочный период. Равновесие и безубыточность 16
Глава 5. «Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность»
§ 5.1 Эффективность экономики 18
§ 5.2 Потери от несовершенной конкуренции 18
§ 5.3 Неэффективность монополистической конкуренции 21
Глава 6 «Неценовая конкуренция»……………………………………………. 23
Вывод 27
Литература 29

Работа содержит 1 файл

ИНДЗ по микро.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

Очевидно, что совершенная конкуренция, определённая приведёнными выше условиями, весьма редка  на практике .[7]

На рынке  совершенной конкуренции покупателям  все равно, продукцию какой фирмы  выбрать. Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может  повлиять на цену продукта в силу малой  доли в общем объеме продаж. Фирма  не в состоянии изменить предложение продуктов на рынке так, чтобы изменилась рыночная цена. Поэтому продавцы в условиях совершенной конкуренции являются принимающими цену извне, как заданную величину. Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающим всем признакам. Пожалуй, рынки отдельных товаров например, яиц) могут отвечать этим условиям. Считается, что рынок сельскохозяйственной продукции близок к условиям совершенной конкуренции, так как большинство продавцов воспринимают цену отрасли как данность. Модель совершенной конкуренции можно использовать для тех рынков, на которых действует множество продавцов и их продукт стандартизирован (пшеница, рожь, скот, табак, железо и сталь и т.д.). Это делает рынки однозначно совершенно конкурентными, но, тем не менее, мы придаем понятию «совершенная конкуренция» поистине уникальное значение в экономике. Почему? Дело, прежде всего, в том, что «совершенная конкуренция» (своего рода «физика без трения») позволяет построить некую идеальную модель функционировании экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем, оказывается, модель рынка совершенной конкуренции дает вполне удовлетворительно приближение к действительности для многих реальных рынков. Модель позволяет уловить существенное в предложении фирмы и выполняет функцию прогнозирования будущих событий.[8]

2.2.  Несовершенная конкуренция

Для лучшего  понимания механизма рынка несовершенной  конкуренции важно рассмотреть  классификацию рыночных структур. В  качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, выступают: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.

     В реальной действительности не существует только абсолютная монополия. Наблюдается смещение различных элементов рассмотренных в таблице рыночных структур.

Модели  рынка конкуренции Количество  фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над  ценой.
Совершенная конкуренция множество мелких фирм стандартизированная, однородная свободный вход и выход практически отсутствует
Чистая  монополия Одна фирма (отрасль  представлена одной фирмой) Однородная  продукция, не имеющая субститутов Высокие Полный
Дуополия Две фирмы Однородная Высокие Частичный
Олигополия Малое количество фирм Однородная  или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный
Монополистическая конкуренция с дифференциацией  продукта Множество фирм Разнородная продукция Низкие Слабый
 

     Таким образом:

    1. Монополия (чистая монополия). В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран чистая монополия – такая же абстракция, как и совершенная конкуренция.

Дуополия  – тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.

    2. Олигополия – в отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:

    a) не учитывать поведения других производителей, как и при совершенной конкуренции;

    b) пытаться предвидеть поведение других производителей;

    c) вступать в сговор с другими производителями.

    3. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Модель рынка, при которой которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию. В отрасли может быть много продавцов, предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие 2 для совершенной конкуренции). Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран.[2]

 

3. Условия возникновения монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция возникает там, где  хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически  невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д. В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.

Важное  значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки  товара в рассрочку, наличие или  отсутствие гарантийного ремонта и др. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик. [9]

Легкое  вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.[10]

 

4.   Модель монополистической конкуренции

Если представить  различные рыночные структуры в  виде точек на оси координат, то крайние  позиции будут занимать совершенная  конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия (рисунок 10.)

 

 
 

Экономисты  стали рассматривать несовершенные  формы конкурентного рынка сравнительно недавно, лишь с 30-х г. ХХ в [7].

 

Под несовершенной  конкуренцией понимается такая рыночная ситуация, при которой продавцы получают большую свободу в назначении рыночной цены и, следовательно, большую рыночную власть, чем при совершенной конкуренции, но не являются единственными производителями на рынке конкретного товара или услуги, как при монополии.

Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку. [7].

Теория  монополистической конкуренции  основывается на трех допущениях:

  • дифференциации продукта;
  • большом количестве продавцов;
  • свободном входе в отрасль и выходе из нее.

На монополистически конкурентном рынке фирмы производят продукты, сходные с продуктами других фирм, но не являющиеся полными (совершенными) заменителями.

     Производители стремятся сделать свои продукты отличными от других, чтобы привлечь покупателей. Последние готовы платить  более высокую цену за продукт, отличающийся от других. Классический пример дифференциации продукта – аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому составу, но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается в несколько раз дороже, чем менее известных производителей. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе, «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и пр.

     Что касается общих характеристик, то монополистическая конкуренция имеет сходство с совершенной (чистой) конкуренцией. Для обеих структур рынка характерны большое количество фирм, свободный вход и выход их из отрасли. Но в отличие от совершенной монополистическая конкуренция имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, они (фирмы) имеют определенную степень контроля над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз.

     В то же время присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. При наличии на рынке сходных продуктов потребители весьма чувствительны к их цене.

Основные черты  рынка монополистической конкуренции [3]:

  • Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.
  • На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
  • Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.
  • На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.
  1. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
 

Из выше перечисленного следует, что монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход. Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции испытывают влияние, с одной стороны, конкурентных начал на рынке, а с другой – монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

 
    1. Анализ  кривой спроса.

Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.

 
 

 
 

Рисунок 11 демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции. Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.

 

Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4  [3].

Рассматривая  монопольно конкурентную фирму, действующую  на отрезке Q2Q3, и возвратясь к равенству (9), становится очевидно, что поведение этой фирмы, ставящей перед собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде идентично поведению монополиста (Рисунок 9.).

4.2.   Краткосрочный период. Прибыли и убытки.

В краткосрочном  периоде фирма будет максимизировать  свои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки, в соответствии с формулой (10).

Информация о работе Определение цены и объёмов производства в условиях монополистической конкуренции