Определение цены и объёмов производства в условиях монополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данного индивидуального научно-исследовательского задания главной целью является получение представления о том, какую структуру имеет современный рынок, а в частности – какое место в нём занимает монополистическая конкуренция, в границах изучения коей нами и будет рассмотрено определение цены о объёма производства . Это предполагает построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек.

Содержание

Введение 2
Глава 1 «Основные понятия» 3
Глава 2 «Рыночная структура»
§ 2.1 Совершенная конкуренция 6
§ 2.2 Несовершенная конкуренция 8
Глава 3 «Условия возникновения монополистической конкуренции» 10
Глава 4 «Модель монополистической конкуренции»
§ 4.1 Анализ кривой спроса 14
§ 4.2 Краткосрочный период. Прибыль и убыток 15
§ 4.3 Долгосрочный период. Равновесие и безубыточность 16
Глава 5. «Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность»
§ 5.1 Эффективность экономики 18
§ 5.2 Потери от несовершенной конкуренции 18
§ 5.3 Неэффективность монополистической конкуренции 21
Глава 6 «Неценовая конкуренция»……………………………………………. 23
Вывод 27
Литература 29

Работа содержит 1 файл

ИНДЗ по микро.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ 
 

                                                                             Кафедра

                                                                             Экономической теории                                                                  
 
 
 

         Индивидуальное научно-исследовательское

задание по теме:

«Определение  цены и объёмов производства в  условиях монополистической конкуренции» 
 
 
 
 
 

                                                                      Выполнила:

                                                                     студентка 1 курса 3 группы

                                                                     факультета УиА

                                                                     Юркив Д.И. 
 

                                                                     Проверила:

                                                                     Калинина Я.В. 
 
 
 
 
 

ХАРЬКОВ, 2010

     Содержание 

Введение 2

Глава 1 «Основные  понятия» 3

Глава 2 «Рыночная  структура»

§ 2.1 Совершенная конкуренция 6

§ 2.2 Несовершенная конкуренция 8

Глава 3 «Условия возникновения монополистической конкуренции» 10

Глава 4 «Модель  монополистической конкуренции»

§ 4.1 Анализ кривой спроса 14

§ 4.2 Краткосрочный период. Прибыль и убыток  15

§ 4.3 Долгосрочный период. Равновесие и безубыточность 16

Глава 5. «Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность»

§ 5.1 Эффективность экономики 18

§ 5.2 Потери от несовершенной конкуренции 18

§ 5.3 Неэффективность монополистической конкуренции 21

Глава 6 «Неценовая конкуренция»……………………………………………. 23

Вывод 27

Литература 29 
 
 
 

                                                       
 
 
 
 
 

                                                    Введение

     Целью данного индивидуального научно-исследовательского задания главной целью является получение представления о том, какую структуру имеет современный рынок, а в частности – какое место в нём занимает монополистическая конкуренция, в границах изучения коей нами и будет рассмотрено определение цены о объёма производства . Это предполагает построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек.

     Моей  задачей при написании данного  научно-исследовательского задания  было осознание места монополистической конкуренции среди остальных рыночных структур, и в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия  в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

     Особый  интерес в аспекте рассмотрения данной темы представляет тот факт, что монополистическая конкуренция  наиболее развита там, где больше всего следует учитывать вкусы и предпочтения потребителя с целью предоставления на рынок продукта, который будет иметь среди потребителей  спрос и сможет быть конкурентоспособным, то бишь, именно монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, наиболее «приближенных» к потребителю, кои отображаются в сфере лёгкой и пищевой промышленности. А, как известно, именно предметы производства данных отраслей промышленности пользуются наиширочайшим спросов в силу своей некого рода незаменимости, и поэтому определение цены, а также объёмов производства является неотъемлемой частью изучения как данной рыночной структуры, так и рынка в общем 
 
 

  1. Основные  понятия.

     Понятие  конкуренции. Конкуренция является «собирательным», очень сложным процессом регулирования товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция друг без друга не существуют.  Конкуренция – это выражение экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителя благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают  главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.

Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятии «конкурентного» и  «неконкурентного» рынков. Конкуренция  или конкурентный рынок – это  невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка завысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен – приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышая их цену и собственные доходы. Масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участок представляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры потоков – практически невозможно.

             В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регулирующим механизмом рынка. Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентоспособности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства, применением более совершенных технологий, улучшением качества работ, продуктов, услуг.

      В этом смысле справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция может быть процессом для открытия новых возможностей, которые без обращения к ней  оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. В конкурентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса  и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов.

      Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая прежде всего неэффективные, не способные к соревнованию виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, так как необходимо постоянно поддерживать высокую деловую активность, искать новые возможности роста и совершенствования.[1]

     Термин  «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара. Монополия – это предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет ему контролировать и определять цены; формы рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями. 1

     В современных условиях этот термин используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, или «искусственным», когда фирма сама, путем организационных приемов, образует монополи. Формами монополизации могут быть могут быть картельные соглашения, синдицированные, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникшие на этой основе различные виды монополистической конкуренции.

      1. Правительство наделяет фирму  исключительными правами (выдача  правительственной лицензии на  определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.

      2. Собственность на невоспроизводимые  и редкие ресурсы. Классический  пример – власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.

      3. Авторские права и патенты.  Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

      4. Эффект масштаба, т.е. преимущество  крупного производства, позволяющего  снижать издержки, наращивая объем  выпуска продукции. Так, на  рынке автомобилестроения нелегко  войти новым фирмам, не обладающим  значительным капиталом для создания крупномасштабного производства.

      5. Вступлению в отрасль могут  препятствовать и нелегальные  методы борьбы с потенциальными  новыми конкурентами, вплоть до  угрозы физического уничтожения  (мафиозные структуры).

           Входные барьеры  помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а так же причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.[4]

 
  1. Рыночная  структура.
    1. Совершенная конкуренция.

      Когда экономисты анализируют основные функции  и прибыльность предпринимательских  фирм, они допускают ряд упрощений  по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея – идея максимизации прибыли помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы.[3]

      Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической теории. Представляя собой «чистую» модель рынка, она играет такую же роль в экономической науке, как и подобные модели в физике – абсолютно упругий удар, абсолютный вакуум, «физика без трения» и т.п. – позволяющие сделать основополагающие выводы, построить некую идеальную модель, в сравнении с которыми можно изучать механизмы реально существующих систем. [6]Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий:

      1. На рынке существует множество  мелких фирм-продавцов, каждая  из которых имеет очень небольшую долю общего выпуска товаров – менее 1% объема продаж за любой данный период времени.

      2. Продукция этих фирм стандартизирована,  или однородна, для покупателей.

      3. Существует свободный вход и  выход с рынка: не существует  барьеров для входа на рынок и трудностей с прекращением деятельности в отрасли.

      4. Фирмы не интересуются производственными  решениями друг друга, так как  не рассматривают деятельность  конкурентов как угрозу собственной  доле продаж.

      5. Фирмы имеют равный доступ к информации о ценах, технологий и вероятной прибыли и соответственно способны реагировать на изменение условий перемещением применяемых ресурсов.

Информация о работе Определение цены и объёмов производства в условиях монополистической конкуренции