Оценка уровня концентрации на товарном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Великий реформатор Петр Первый привез в Россию немецких мастеров колбасных дел для обучения русских кулинаров. Вскоре ученики превзошли учителей на гастрономическом поприще и создали свои сорта колбас, которые завоевали всеобщую любовь и популярность, неослабевающую до наших дней. Люди живущие, в разных областях государства стали придумывать собственные рецепты, давая готовому продукту звучное запоминающееся имя. Так появились, венские колбасы, итальянские, английские, камберлендские... И только в баварском местечке Гассельдорф местные жители установили памятник своему земляку Йоганну Георгу Ланеру.

Содержание

Введение.
1. Характеристика товарного рынка:
1.1 Рынок колбасной продукции на примере Владимирской области
1.2 Определение субъектов товарного рынка
2. Анализ структуры товарного рынка:
2.1 Оценка количественных показателей структуры товарного рынка и оценка объёма товарных ресурсов
2.1.1 Определение доли хозяйствующего субъекта
2.1.2.Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта
3. Оценка уровня концентрации на товарном рынке.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

  

При этом мужчины чаще, чем женщины, отмечают значимость этого критерия – соответственно 61,5% против 50,3%. Кроме того, на цену как  на ориентир при выборе колбасных  изделий чаще обращают внимание респонденты с более высоким уровнем дохода: скорее всего, респонденты считают, что чем дороже продукт, тем он качественнее. Так, среди респондентов с доходом 10-15 тысяч рублей на одного члена семьи цену принимают во внимание 64,6% домохозяйств. Примерно половина покупателей – 49,5% – ориентируются на свежесть колбасных изделий, что, возможно, обусловливает большую привлекательность продукции местных производителей, которым по объективным причинам проще обеспечивать свежесть реализуемой продукции. На состав колбасных изделий обращают внимание 41,5% покупателей, а более трети респондентов – 34,6% – привлекает аппетитный внешний вид продукта. Известность производителя или торговой марки имеет значение для 23,6% покупателей. Крайне важным фактором повышения уровня сбыта продукции является выбор производителями эффективных каналов дистрибьюции, который, в свою очередь, зависит от того, где владимирцы предпочитают покупать колбасные изделия. По данным исследовательской компании, популярность мест приобретения колбасной продукции соотносится с основными тенденциями распределения покупателей между различными форматами продуктового ритейла Владимирской области. Наиболее часто колбасные изделия приобретаются в супермаркетах – их выбирают 62,2% покупателей – представителей домохозяйств города (рис. 5) 

  

На втором месте находятся продуктовые  магазины прилавочного типа – в  них колбасные изделия приобретают 30,6% покупателей. Около одной пятой – 19,6% – покупателей колбасной продукции приобретают ее на социальных рынках. Наименьшее количество покупателей ориентированы на гипермаркеты и продуктовые рынки. В торговой сети Владимирской области присутствуют как колбасные продукты, выработанные на местных предприятиях, так и ввезенные из других регионов. 

    1. Определение границ товарного  рынка колбасной  продукции Владимирской области.

     Любая часть территории РФ может быть признана товарным рынком с точки зрения его  географических границ.  Во Владимирской области имеется несколько городов и множество населенных пунктов, которые хорошо оснащены дорогами и транспортными средствами. В которых ежегодно возрастает необходимость в большем потреблении колбасных продуктов.

     Рассмотрим  основных поставщиков на владимирский рынок колбасной продукции:

Таблица 1. Основные поставщики колбасной продукции во Владимирской области.

      наименование
      1 Муромский мясокомбинат
      2 Гусь-Хрустальный  мясокомбинат
      3 Ковровский  мясокомбинат
      4 ЗАО «Стародворские колбасы»
      5 Егорьевская фабрика
      6 МПЗ «Останкино»
      7 МПЗ «Царицыно»
      8 Микояновский  мясокомбинат
      9 Краснодарский мясокомбинат
      10 ЗАО «Поком»
 

По данным исследования, наибольшей популярностью  у населения пользуется колбасная  продукция владимирских производителей. Согласно результатам опроса, лидерами по предпочтениям потребителей являются ЗАО «Стародворские колбасы» и МПЗ «Останкино». Продукцию «Стародворских колбас» обычно приобретают 52,1% покупателей и около трети – 31,3% – предпочли колбасные изделия данного производителя в последнюю покупку.  Подводя итоги, можно сказать, что покупателями колбасной продукции является подавляющее большинство владимирских семей. Наибольшим спросом у населения пользуются вареные колбасы, которые выбирают около двух третьих владимирских семей, покупающих колбасную продукцию. Также достаточно популярна полукопченая колбаса, которую предпочитают примерно половина покупателей. Варено-копченые колбасы, а также сосиски и сардельки приобретает примерно треть владимирских семей. Наименее популярным видом колбасных изделий являются сырокопченые колбасы. Большинство покупателей склонны выбирать колбасную продукцию на основании сопоставления таких характеристик продукта, как цена, свежесть продукции и состав. Из различных форматов торговых точек, занимающихся реализацией колбасной продукции, большинство владимирцев предпочитают супермаркеты. Наконец, несмотря на приток колбасной продукции из других регионов, наибольшей популярностью на владимирском рынке пользуются колбасные изделия местных производителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. АНАЛИЗ  СТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО  РЫНКА

     В данном разделе дадим количественную и качественную характеристику показателям  структуры колбасного рынка.

    1. Оценка объёма товарных ресурсов и определение доли хозяйствующего субъекта.

Таблица 2. Производство колбасной продукции во Владимирской области

Наименование  производителя Объём реализации Доля  субъекта, %
стоимостном выражении (руб) натуральном выражении (кг)
1 Муромский мясокомбинат 45676889 46895,67 8,54
2 Гусь-Хрустальный мясокомбинат 54367859 56493,66 6,26
3 Ковровский  мясокомбинат 43589634 34854,68 4,59
4 ЗАО «Стародворские колбасы» 73678984 34756,90 21,57
5 Егорьевская фабрика 4688468 67495,56 3,57
6 МПЗ «Останкино» 3685454 23758,68 18,63
7 МПЗ «Царицыно» 4654435 47403,68 6,97
8 Микояновский  мясокомбинат 2456577 58305,56 7,95
9 Краснодарский мясокомбинат 346677 8567,90 0,22
10 ЗАО «Поком» 4326768 85464,34 1,46
11 Малаховский мясокомбинат 3565887 28587,65 0,67
12 Вязниковский  мясокомбинат 465875 4875,89 7,9
13 МПЗ «Дымов» 35758 385,67 0,22
14 Дмитровский мясокомбинат 5276867 59387,55 11,45
  Итого 246816132 557233,39 100

      Исходя  из таб.2 мы можем сделать вывод, что общий объём реализации колбасных продуктов на территории Владимирской области в стоимостном выражении составляет 246816132 руб., а в натуральном выражении 557233,39 кг., данные расчеты были произведены по формуле:

           

    где qi – объём реализации товара (услуги) i-м продавцом товара (в стоимостных и натуральных единицах); n – число продавцов (поставщиков), действующих в географических границах рынка. 

    1. Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

Для наглядного изображения построим диаграмму  на основании таб.2

На основании  проведенного мной анализа можно сделать вывод, что основную долю хозяйствующего субъекта занимает продукция торговой марки ЗАО «Стародворские колбасы», это крупнейший Холдинг во Владимирской области по производству колбасной продукции. Основной причиной столь большой реализацией, является доверие покупателей к продукции. ЗАО «Стародворские колбасы» было введено в действие в марте 2003 года. В настоящее время «Стародворье» производим до 130 тонн продукции в сутки. Кроме того, продолжается реконструкция дополнительных площадей (помещение для обвалки, дополнительные складские помещения). ЗАО «Стародворские колбасы» проектировалось и строилось в соответствии со стандартом ISO 9000. Практически все отечественные мясоперерабатывающие предприятия построены в несколько этажей, что существенно снижает уровень гигиены на производстве. Стародворские колбасы ориентировались на европейские производства и новый завод имеет одноэтажную структуру. На предприятии устанавливается только лучшее европейское оборудование, таких производителей как Kramer+Grebe, Handtman, Fessman и Vemag, Poly-Clip.

При предприятии  организован научно-исследовательский  центр, который занимается разработкой  нового ассортимента и улучшением качества существующей продукции. Коллектив  центра состоит из лучших технологов предприятия, имеющих высокую квалификацию и многолетний опыт работы. На предприятии создана огромная рецептурная база, включающая как собственные оригинальные рецептуры, так и рецептуры крупнейших отечественных предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ.

    В разделе «Оценка уровня концентрации на товарном рынке» необходимо рассчитать три основных показателя концентрации на товарных рынках:

  • коэффициент концентрации,
  • коэффициент Герфиндаля – Гиршмана,
  • коэффициент относительной концентрации1.

    Коэффициент концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации (поставки) на данном товарном рынке.

    В большинстве промышленно развитых стран коэффициент концентрации обязателен при статическом мониторинге состояния рынка, причём в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В России этот показатель стали рассчитывать с 1992 года для трёх (CR3), четырёх (CR4), шести (CR6) и восьми (CR8) крупнейших продавцов.

    Он  определяется как сумма рыночных долей n крупнейших продавцов рынка:

                       

где CRk – индекс концентрации k продавцов, %, si - доля продаж i – го продавца в объёме реализации рынка, %, k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчёта коэффициента.

СR(3) = 21.57+18.63+11.45 = 51,65 %  (Стародворье, Останкино, Дмитров)

Обобщающим  показателем уровня монополизации, учитывающим численность предприятий, неравенство их положения на рынке, является коэффициент Гефиндаля-Гиршмана. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана – это сумма квадратов рыночных долей конкурентов, действующих на рынке.

                      

    где si доля i-ой фирмы на рынке;  n – общее число фирм на рынке.

    Чем меньше HHI, тем меньше концентрация и слабее рыночная власть отдельных фирм на рынке. В соответствии с различными значениями коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынков по степени концентрации, приведены в таблице 1.

Типы  товарных рынков по степени концентрации   Таблица 1

Высококонцентрированный рынок 70%<CR3<100%

2000< HHI <10000

80%<CR4<100%

1800< HHI <10000

Умеренно концентрированный рынок 45%<CR3<70%

1000< HHI <2000

45%<CR4<80%

1000< HHI <1800

Низкоконцентрированный рынок CR3<45%

HHI <1000

CR4<45%

HHI <1000

Информация о работе Оценка уровня концентрации на товарном рынке