Оценка состояния и перспектив развития банковской системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы функционирования банковской системы россии
1.1 Понятие, сущность и принципы организации банковской системы России………………………………………………………………………………..5
1.2 Особенности функционирования банковской системы РФ…………...8
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы…..11
2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования
2.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов…………………...14
2.2 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса…………………………………………………………………………...…19
2.3 Тенденции развития банковской системы России…………………....23
Заключение ………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 50.34 Кб (Скачать)

 

2.2 Банковская  система России в условиях  мирового финансового кризиса

Возобновление роста банковского  сектора не решило структурных проблем, стремительно нараставших в последнее  время, а скорее усугубило их. Кредитование корпоративного и розничного сегментов, хотя и продолжало замедляться, по-прежнему росло высокими темпами: дисбаланс  между кредитами и депозитами увеличился за месяц почти на 80 млрд. руб.

После провальных темпов июля в августе 2008 г. темпы роста активов, казалось бы, восстановились, достигнув 3.2% за месяц (в июле – 1.0%). При этом и привлеченные, и собственные средства банков росли быстрее, чем в июле: привлеченные средства увеличились за рассматриваемый период на 3.4% (за июль – 0.9%), а собственные – на 2.4% (1.4%).

Наибольший вклад в  рост ресурсной базы банков в августе  текущего года внесли средства клиентов корпоративного сектора, обеспечив  более трети прироста активов. Наиболее быстро росли бюджетные счета  и депозиты, однако, их вклад был  более скромен – около 15% месячного  прироста активов. Расширение же иностранных  пассивов оказалось исключительно  «бухгалтерской» операцией, обусловленной  повышением курса доллара к рублю. Объем средств нерезидентов, номинированных в долларах, сократился.

В августе 2008 г. продолжалась активная господдержка банковского сектора – объем бюджетных счетов и депозитов вырос на 112 млрд. руб., или более чем на 15%. В отличие от предыдущего месяца рост бюджетных средств почти целиком пришелся на депозиты федерального бюджета, задолженность по которым увеличилась за месяц на 107 млрд. руб. – с 66 до 173 млрд. руб.

Основными получателями государственных  денег оставалась тройка крупнейших банков: на Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк  пришлось 85 млрд. руб. (или 80% увеличения средств федерального бюджета в  банках). Потребность именно этих банков в дополнительном фондировании остается под вопросом. Так, они не только не испытывали проблем с ликвидностью, но и оказались способными нарастить  вложения в иностранные активы (и  стали одним из основных каналов  оттока капитала из страны).

Операции рефинансирования банков со стороны Банка России в  августе 2008 г. обеспечили дополнительный рост ресурсной базы на 95 млрд. руб., или примерно на 13% увеличения совокупных активов. Отметим, что рефинансирование оказалось в меньшей степени сконцентрированным среди крупнейших и государственных банков, чем размещение бюджетных средств. На первую тройку крупнейших банков пришлось 53% от прироста обязательств кредитных организаций перед Банком России, а более 20% досталось мелким и средним банкам, тогда как на долю этих последних пришлось лишь менее 8% прироста бюджетных ресурсов.

Глобальный кризис принципиально  изменил структуру денежного  предложения в России. В период 2004–2007 гг. практически весь рост активов  Банка России приходился на расширение международных резервов. Темпы роста  денежного предложения зависели преимущественно от размеров бюджетных  ресурсов, размещенных в ЦБР, –  увеличение такой «стерилизации» сокращало  объем денежной базы по сравнению  с потенциально возможным (в случае направления всех эмитированных  рублей в экономику). При этом заложенный в бюджет механизм формирования резервных  фондов «съедал» весь эффект от повышения  экспортных цен на энергоносители. В 2006–2007 гг. рост денежного предложения  был обеспечен лишь притоком капитала в Россию.

В 2008 г., несмотря на изменение механизмов формирования резервных фондов, прежняя схема формирования денежного предложения уже не могла привести к его увеличению. За январь-август 2008 г. счет текущих операций платежного баланса достиг рекордных значений (85 млрд. долл. против 76 млрд. долл. за весь 2007 г.). Однако рост бюджетных остатков в Банке России (2.8 трлн. руб.) превысил объем эмиссии за счет увеличения международных резервных активов (2.6 трлн. руб.). Даже приток валюты по капитальным операциям (23 млрд. долл. за первые восемь месяцев года) и расширение операций по рефинансированию банков (на 123 млрд. руб. за январь-август) не смогли обеспечить положительный рост денежного предложения: объем денежной базы в широком определении сократился за январь- август текущего года на 2.8%.

С сентября 2008 г. условия формирования денежного предложения кардинально ухудшились. Сокращение международных резервов Банка России за сентябрь- ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб. Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем за предыдущие восемь – на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на 2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.

Осеннее развитие событий  в монетарной сфере является аналогом ситуации, ожидаемой здесь в 2009 г.: динамика денежного предложения в следующем году будет определяться исключительно возможностями Банка России по рефинансированию кредитных организаций и правительства – по наращиванию госрасходов и предоставлению средств госкорпорациям. В 2009 г., при среднегодовом валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов на 90 млрд. долл. – это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России. В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13–15% потребует не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением расходной части бюджета и покупкой Центробанком государственных ценных бумаг.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2009 год и период 2010–2011 годов» (по версии на октябрь 2008 г.) наихудший сценарий развития денежной сферы (при среднегодовой цене на нефть в 66 долл./барр.) подразумевает увеличение валового кредита банкам на 0.7 трлн. руб.

Исходя из более реалистичного  прогноза среднегодовой цены на нефть  в 2009 г. (45 долл./барр.) необходимый объем кредитования банков для поддержания денежного предложения должен быть выше – по оценкам специалистов, 2.5 трлн. руб.

Заданные параметры денежного  предложения в значительной степени  определяют перспективы развития российской банковской системы в 2009 г. – в рамках обсуждаемого сценария банковский сектор получит не менее 3.0 трлн. руб. от правительства РФ и Банка России. Таким образом, государство будет основным источником финансовых ресурсов, привлекаемых банковской системой. По нашим оценкам, доля государственных средств (Банк России и бюджеты всех уровней) в совокупных банковских пассивах возрастет с 1.8% на начало 2008 г. до 16.5% на 01.01.2010.

Отдельно можно отметить, что изменение принципов формирования денежного предложения одновременно со значительным ростом участия государства  в банковской системе предполагает и изменения в ее структуре: существующая система рефинансирования «настроена»  на крупные кредитные организации  со сравнительно большим уровнем  капитала, диверсифицированной клиентской базой; укрупнение кредитных организаций в рамках данного развития станет естественным способом выживания банковского сектора и будет происходить скорее эволюционно, нежели административно.

Процессы консолидации в  банковском секторе уже начинают набирать обороты. Их реализация происходит различными путями – это и поглощения крупными банками более мелких, и  переток клиентской базы в процессе санации разоряющихся банков к тем  кредитным организациям, при участии  которых осуществляется такое оздоровление. Наиболее ярким примером последнего времени здесь может служить  объявленное объединение МДМ-банка  и УРСА банка, после слияния объединенный банк с капиталом в размере 72 млрд. рублей и активами в размере 523 млрд. рублей станет одним из ведущих финансовых учреждений в России. Окончательное  объединение должно произойти в  течение 12-18 месяцев, то есть в первом полугодии 2010 года, до этого банки  будут работать самостоятельно.

Укрупнение банков является единственным для банковского сектора  способом пережить период низких темпов денежного предложения и нехватки ликвидности. Представляется, что в  ближайшие годы уровень ликвидности  банковского сектора не превысит 4–5% от совокупных активов. Этот уровень  гораздо ниже не только 15–20%, характерных  в последние годы для российских банков вне 100 крупнейших, но и 8–10% –  среднего уровня по банковской системе. Содержать такую неэффективную  банковскую систему в условиях кризиса  представляется «непозволительной  роскошью».

 

2.3 Тенденции развития  банковской системы России

Ускоренный рост банковской системы России в последние годы (активы банковской системы возросли в 2006 и 2007 гг. на 44% при росте номинального ВВП на 24.3 и 22.7% соответственно) происходил за счет увеличения внешних заимствований и скрывал накапливающиеся структурные диспропорции банковской системы:

  • нарастающий разрыв между потребностью в расширении объема банковских кредитов нефинансовому сектору и располагаемой внутренней ресурсной базой;
  • сегментация банковской системы одновременно с уже накопленными высокими рисками, порождающими вероятность возникновения кризиса ликвидности и банкротств отдельных банков;
  • низкий уровня развития системы рефинансирования и финансовых рынков;
  • снижение качества кредитного портфеля и управления рисками.

Нынешний кризис российских на финансовых рынках характеризуется  как «кризис доверия» и «рыночная  истерика». Несмотря на то, что ФСФР ввела запреты по ряду сделок (в  частности, участникам рынка на время  было запрещено проводить маржинальные сделки и «короткие» продажи), а также  разработала новые правила ведения  и приостановки торгов, вывод капитала с российского фондового рынка  продолжился.

Однако очевидно, что для  подобного поведения должны существовать и фундаментальные причины. Основа для кризисных проявлений формировалась  в течение последних 12 месяцев (периода  начала мирового кризиса), а основными  тенденциями выступали следующие:

1. Фактическое закрытие  мировых рынков для большинства  российских заемщиков, произошедшее  с августа 2007 г. (начало глобального кризиса ликвидности). Ключевым фактором нестабильности при этом выступил не отток капитала из России (хотя он и наблюдается периодически), а резкое сокращение притока иностранного капитала в страну. Данный факт обусловливает сложности для многих банков и корпораций по рефинансированию прошлых долгов.

2. Высокая инфляция, приведшая  к сокращению сбережений населения.  По итогам 2008 г. объем недополученных розничных депозитов в результате высокой инфляции и отрицательных реальных процентных ставок мы оцениваем в 440 млрд. руб. (17.5 млрд. долл.), что вполне сопоставимо с чистым притоком иностранного капитала в банковскую систему.

3. Ужесточение денежной  политики в 2008 г., результатами которого явились рост процентных ставок, снижение денежного предложения, падение уровня ликвидности. Доля наиболее ликвидных активов (денежных средств в кассах банков, счетов в Банке России и вложений в ОБР) составила на 01.09.2008 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени (по состоянию на 1 ноября 2008 г.) составлял 4.9%, летом 2004 г. (локальный банковский кризис) этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь пятерка крупнейших банков.

4. Низкий уровень управления  рисками и рискованные стратегии  отдельных банков, которые активно  привлекали ресурсы на внешних  рынках и направляли их на  кредитование нефинансового сектора,  использовали ценные бумаги в  качестве залогов и проч. Но  даже при резком снижении ликвидности  темпы роста кредитования населения  и предприятий оставались на  высоком уровне: по состоянию на 01.09.2008 кредиты предприятиям выросли на 46% (год к году), кредиты населению – на 50% (год к году).

Представляется, что меры, предпринимаемые сегодня правительством, действительно направлены на преодоление  кризиса, однако без решения структурных  проблем все они будут иметь  лишь краткосрочные последствия. Наиболее сложной выступает проблема по меньшей  степени синхронизации темпов роста  кредитов и депозитов в финансовой сфере или снижения разрыва между  ними. Очевидно, что высокие темпы  роста кредитов стимулируют инвестиционную активность и потребление и в  нынешней ситуации являются значимым вкладом в экономический рост – то есть вопрос стабилизации темпов роста кредитного портфеля напрямую связан с проблемой поддержания темпов экономического развития. Вместе с тем высокая инфляция (равно как и нестабильность в банковской системе и на финансовых рынках), являясь во многом следствием «перегрева» кредитного рынка, сдерживает рост сбережений населения и предприятий.

Далее, одновременно с финансовой помощью кредитным институтам необходимы ревизия их качества, обеспечение  прозрачных условий вывода с рынка  наименее эффективных игроков, проведение по всем правилам процедур банкротств неплатежеспособных банков и корпораций с тщательным контролем за их осуществлением в целях недопущения вывода активов.

Наконец, принципиально важным направлением финансовой политики в  будущем должно стать поддержание  уровня ликвидности, необходимое для  текущей структуры банковской системы, либо принятие мер для ее укрупнения и капитализации с выходом  на более низкий уровень ликвидности. Иными словами, «плату» за мелкие и средние банки можно оценить  по меньшей мере в 20% от ее совокупного  объема, или в 200–250 млрд. руб.; в то же время на средние и мелкие банки  приходится свыше трети ликвидных  активов и лишь 14% совокупных активов  банковского сектора.

 

 

Заключение

 

Роль банковской системы  в экономике любой страны чрезвычайно  велика. В российской экономике на банковскую систему ложится еще  большая ответственность, ее роль в  стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.

Информация о работе Оценка состояния и перспектив развития банковской системы РФ