Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:57, реферат
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы функционирования банковской системы россии
1.1 Понятие, сущность и принципы организации банковской системы России………………………………………………………………………………..5
1.2 Особенности функционирования банковской системы РФ…………...8
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы…..11
2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования
2.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов…………………...14
2.2 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса…………………………………………………………………………...…19
2.3 Тенденции развития банковской системы России…………………....23
Заключение ………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………………………………..29
2.2 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса
Возобновление роста банковского сектора не решило структурных проблем, стремительно нараставших в последнее время, а скорее усугубило их. Кредитование корпоративного и розничного сегментов, хотя и продолжало замедляться, по-прежнему росло высокими темпами: дисбаланс между кредитами и депозитами увеличился за месяц почти на 80 млрд. руб.
После провальных темпов июля в августе 2008 г. темпы роста активов, казалось бы, восстановились, достигнув 3.2% за месяц (в июле – 1.0%). При этом и привлеченные, и собственные средства банков росли быстрее, чем в июле: привлеченные средства увеличились за рассматриваемый период на 3.4% (за июль – 0.9%), а собственные – на 2.4% (1.4%).
Наибольший вклад в рост ресурсной базы банков в августе текущего года внесли средства клиентов корпоративного сектора, обеспечив более трети прироста активов. Наиболее быстро росли бюджетные счета и депозиты, однако, их вклад был более скромен – около 15% месячного прироста активов. Расширение же иностранных пассивов оказалось исключительно «бухгалтерской» операцией, обусловленной повышением курса доллара к рублю. Объем средств нерезидентов, номинированных в долларах, сократился.
В августе 2008 г. продолжалась активная господдержка банковского сектора – объем бюджетных счетов и депозитов вырос на 112 млрд. руб., или более чем на 15%. В отличие от предыдущего месяца рост бюджетных средств почти целиком пришелся на депозиты федерального бюджета, задолженность по которым увеличилась за месяц на 107 млрд. руб. – с 66 до 173 млрд. руб.
Основными получателями государственных денег оставалась тройка крупнейших банков: на Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк пришлось 85 млрд. руб. (или 80% увеличения средств федерального бюджета в банках). Потребность именно этих банков в дополнительном фондировании остается под вопросом. Так, они не только не испытывали проблем с ликвидностью, но и оказались способными нарастить вложения в иностранные активы (и стали одним из основных каналов оттока капитала из страны).
Операции рефинансирования банков со стороны Банка России в августе 2008 г. обеспечили дополнительный рост ресурсной базы на 95 млрд. руб., или примерно на 13% увеличения совокупных активов. Отметим, что рефинансирование оказалось в меньшей степени сконцентрированным среди крупнейших и государственных банков, чем размещение бюджетных средств. На первую тройку крупнейших банков пришлось 53% от прироста обязательств кредитных организаций перед Банком России, а более 20% досталось мелким и средним банкам, тогда как на долю этих последних пришлось лишь менее 8% прироста бюджетных ресурсов.
Глобальный кризис принципиально изменил структуру денежного предложения в России. В период 2004–2007 гг. практически весь рост активов Банка России приходился на расширение международных резервов. Темпы роста денежного предложения зависели преимущественно от размеров бюджетных ресурсов, размещенных в ЦБР, – увеличение такой «стерилизации» сокращало объем денежной базы по сравнению с потенциально возможным (в случае направления всех эмитированных рублей в экономику). При этом заложенный в бюджет механизм формирования резервных фондов «съедал» весь эффект от повышения экспортных цен на энергоносители. В 2006–2007 гг. рост денежного предложения был обеспечен лишь притоком капитала в Россию.
В 2008 г., несмотря на изменение механизмов формирования резервных фондов, прежняя схема формирования денежного предложения уже не могла привести к его увеличению. За январь-август 2008 г. счет текущих операций платежного баланса достиг рекордных значений (85 млрд. долл. против 76 млрд. долл. за весь 2007 г.). Однако рост бюджетных остатков в Банке России (2.8 трлн. руб.) превысил объем эмиссии за счет увеличения международных резервных активов (2.6 трлн. руб.). Даже приток валюты по капитальным операциям (23 млрд. долл. за первые восемь месяцев года) и расширение операций по рефинансированию банков (на 123 млрд. руб. за январь-август) не смогли обеспечить положительный рост денежного предложения: объем денежной базы в широком определении сократился за январь- август текущего года на 2.8%.
С сентября 2008 г. условия формирования денежного предложения кардинально ухудшились. Сокращение международных резервов Банка России за сентябрь- ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб. Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем за предыдущие восемь – на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на 2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.
Осеннее развитие событий в монетарной сфере является аналогом ситуации, ожидаемой здесь в 2009 г.: динамика денежного предложения в следующем году будет определяться исключительно возможностями Банка России по рефинансированию кредитных организаций и правительства – по наращиванию госрасходов и предоставлению средств госкорпорациям. В 2009 г., при среднегодовом валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов на 90 млрд. долл. – это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России. В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13–15% потребует не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением расходной части бюджета и покупкой Центробанком государственных ценных бумаг.
В «Основных направлениях
единой государственной денежно-
Исходя из более реалистичного прогноза среднегодовой цены на нефть в 2009 г. (45 долл./барр.) необходимый объем кредитования банков для поддержания денежного предложения должен быть выше – по оценкам специалистов, 2.5 трлн. руб.
Заданные параметры денежного предложения в значительной степени определяют перспективы развития российской банковской системы в 2009 г. – в рамках обсуждаемого сценария банковский сектор получит не менее 3.0 трлн. руб. от правительства РФ и Банка России. Таким образом, государство будет основным источником финансовых ресурсов, привлекаемых банковской системой. По нашим оценкам, доля государственных средств (Банк России и бюджеты всех уровней) в совокупных банковских пассивах возрастет с 1.8% на начало 2008 г. до 16.5% на 01.01.2010.
Отдельно можно отметить,
что изменение принципов
Процессы консолидации в
банковском секторе уже начинают
набирать обороты. Их реализация происходит
различными путями – это и поглощения
крупными банками более мелких, и
переток клиентской базы в процессе
санации разоряющихся банков к тем
кредитным организациям, при участии
которых осуществляется такое оздоровление.
Наиболее ярким примером последнего
времени здесь может служить
объявленное объединение МДМ-
Укрупнение банков является
единственным для банковского сектора
способом пережить период низких темпов
денежного предложения и
2.3 Тенденции развития банковской системы России
Ускоренный рост банковской системы России в последние годы (активы банковской системы возросли в 2006 и 2007 гг. на 44% при росте номинального ВВП на 24.3 и 22.7% соответственно) происходил за счет увеличения внешних заимствований и скрывал накапливающиеся структурные диспропорции банковской системы:
Нынешний кризис российских
на финансовых рынках характеризуется
как «кризис доверия» и «рыночная
истерика». Несмотря на то, что ФСФР
ввела запреты по ряду сделок (в
частности, участникам рынка на время
было запрещено проводить
Однако очевидно, что для
подобного поведения должны существовать
и фундаментальные причины. Основа
для кризисных проявлений формировалась
в течение последних 12 месяцев (периода
начала мирового кризиса), а основными
тенденциями выступали
1. Фактическое закрытие
мировых рынков для
2. Высокая инфляция, приведшая
к сокращению сбережений
3. Ужесточение денежной политики в 2008 г., результатами которого явились рост процентных ставок, снижение денежного предложения, падение уровня ликвидности. Доля наиболее ликвидных активов (денежных средств в кассах банков, счетов в Банке России и вложений в ОБР) составила на 01.09.2008 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени (по состоянию на 1 ноября 2008 г.) составлял 4.9%, летом 2004 г. (локальный банковский кризис) этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь пятерка крупнейших банков.
4. Низкий уровень управления
рисками и рискованные
Представляется, что меры,
предпринимаемые сегодня
Далее, одновременно с финансовой помощью кредитным институтам необходимы ревизия их качества, обеспечение прозрачных условий вывода с рынка наименее эффективных игроков, проведение по всем правилам процедур банкротств неплатежеспособных банков и корпораций с тщательным контролем за их осуществлением в целях недопущения вывода активов.
Наконец, принципиально важным направлением финансовой политики в будущем должно стать поддержание уровня ликвидности, необходимое для текущей структуры банковской системы, либо принятие мер для ее укрупнения и капитализации с выходом на более низкий уровень ликвидности. Иными словами, «плату» за мелкие и средние банки можно оценить по меньшей мере в 20% от ее совокупного объема, или в 200–250 млрд. руб.; в то же время на средние и мелкие банки приходится свыше трети ликвидных активов и лишь 14% совокупных активов банковского сектора.
Заключение
Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. В российской экономике на банковскую систему ложится еще большая ответственность, ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.
Информация о работе Оценка состояния и перспектив развития банковской системы РФ