Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа
Принятие рисков – основа банковского дела. Банки имеют успех только тогда, когда принимаемые риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Активы, в основном кредиты, должны быть достаточно ликвидны для того, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли.
Цель данной работы – изучить теорию по оценке кредитоспособности клиентов, а также рассмотреть на практике построение дерево решений.
Кредитоспособность заёмщика в обобщённом виде отражает степень доверия банка к обязательству клиента возвратить кредит. Это степень обуславливается рядом обстоятельств: уровнем управления у заёмщика (организация производства, снабжения и сбыта, постановка учёта и отчётности); финансовым его состоянием; перспективами развития кредитуемого объекта и др. Каждое из перечисленных обстоятельств имеет свою систему показателей, по которым и производиться оценка.
Характер кредитной сделки находит своё выражение в содержании объекта кредитования, сумме и сроке ссуды, порядке и выдачи и погашения ссуды, способе обеспечения её возвратности. Объект кредитования может быть связан с осуществлением либо единичной хозяйственной сделки (приобретение партии товаров, определённого вида сырья, конкретных ценных бумаг и др.), либо совокупности сделок. Степень охвата кредитом кругооборотов фондов предприятий различна при разных объектах. При более широком участии кредита в кругообороте фондов круг факторов кредитного риска увеличивается, поэтому степень риска кредитования совокупности сделок более высока, чем кредитования отдельной сделки. Кредитный риск увеличивается также по мере возрастания суммы кредита и удлинения его срока. Выдача и погашения кредита в несколько этапов (по мере возникновения потребности) снижает кредитный риск, а одноразовость выдачи и погашения ссуды его увеличивает. Наличие солидного залогового обеспечения и солидных гарантий повышает уверенность кредитора в возврате выданных ссуд.
В установленный договором (соглашением) день, являющийся датой погашения процентов или погашения основного долга, ответственный за ведение счета клиента-заёмщика работник бухгалтерии на основании платёжного поручения клиента (или платёжного требования банка-кредита) производит оформление бухгалтерскими проводками факта уплаты основного долга и процентов. Если же платёжное поручение не поступает или на счёте недостаточно средств, то задолженность по основному долгу и начисленным, но неуплаченным процентам переносится на соответствующие счета по учёту просроченной задолженности.
Степень кредитного риска зависит также от организации кредитного процесса банком. Наличие инструктивных и методологических документов, регулирующих кредитных операции банка, разработка чёткой процедуры рассмотрения и разрешения ссуды, определение требований к кредитной документации, создание системы эффективного контроля за обоснованностью выдачи ссуды и реальностью источников её погашения, хорошая постановка аналитической работы в банке и высокий уровень информации о клиента – всё это в значительной мере уменьшает риск кредитных сделок банка. Данный фактор имеет особо важное значение при недостаточном высокой квалификации и опытности кредитных работников большинства коммерческих банков России.
Анализ
совокупного риска ссуд, выданных
конкретным банком на основе учёта всех
вышеназванных факторов означает оценку
качества его кредитного портфеля.
2.3 Анализ кредитных историй
Возможность получения кредита, безусловно, зависит от платёжеспособности клиента. Хотя на решение, выдать заём или нет, влияют разнообразные факторы, которые банк и оценивает. Оценка кредитоспособности заёмщика состоит из множества этапов, начальник банка выделяет три основных. Первый – это анализ платёжеспособности заёмщика, то есть достаточность доходов для обслуживания кредита. Второй – анализ кредитной истории заёмщика, в том числе с использованием информации бюро кредитных историй. Третий – оценка кредитоспособности заёмщика на основании скоринговой системы.
Скоринг представляет собой автоматическую обработку банком определённой информации о потенциальном клиенте, на основании которой и будет принято решение о его платёжеспособности. “Есть определённый опросник с балльной системой, и если заёмщик набирает необходимое количество баллов, он проходит далее в анализ андеррайтерам (экспертам)”.
Заёмщику придётся ответить на вопросы, касающиеся семейного положения, наличия детей, образования, квалификации, сферы деятельности, стажа работы, среднемесячной зарплаты, а также наличия недвижимости в собственности и др.
Большинство банков первоначально полагаются именно на автоматическую проверку кредитоспособности. Тщательность последующей проверки определяется историей взаимоотношений клиента с банком. Если он знает клиента не первый год, например, клиент получает зарплату на счёт, открытый в банке; держит депозит или брал кредит, то в отношении его будет осуществляться облегчённая проверка и решение будет принято быстрее.
Результаты автоматической оценки ранжируют клиентов по уровню риска. Это даёт возможность предоставить параметры, наиболее выгодные и подходящие конкретно для каждого потенциального заёмщика. Система предлагает несколько разных продуктов, которые, с точки зрения банка, в наибольшей мере соответствуют запросу клиента.
Таким образом, если банк признаёт профиль конкретного заёмщика более рисковым , то предложит ему продукт с параметрами, отвечающими соответствующему уровню риска. Причём далеко не всегда это означает повышение процентной ставки – возможны и другие методы нейтрализации риска.
Оценка заёмщика, в первую очередь, основывается на анализе стандартного комплекта документов. Как правило, банки для получения кредита требуют от клиентов документы в зависимости от типа обеспечения. Исключение составляют сотрудники компаний, имеющие зарплатный проект в банке.
Новым клиентам также доступны мгновенные кредиты. Так, банк “Хоум Кредит” предлагает кредит “Простое решение ”, который выдаётся всего по двум документам (паспорт и документ из списка на выбор). А “Райффайзенбанк “ предоставляет возможность кредитования по так называемым суррогатным подтверждениям дохода, которые могут оказаться у клиента под рукой в момент обращения в банк. Скажем свидетельство о регистрации автомобиля. Однако надо учитывать, что из-за повышенного риска условия кредита будут отличаться от стандартного продукта по полному комплекту документов. Поэтому размер кредита будет довольно невысок, а ставка, напротив, значительно выше.
Если
говорить об ипотечном кредите, то здесь
банк не ограничится лишь автоматической
проверкой. Решение будет приниматься
на кредитных комитетах. Если у заёмщика
были просрочки по ранее выданным кредитам,
то по скоринговой системе, скорее всего,
буде отказ. Но при решении вопросов на
кредитном комитете андеррайтеры будут
более подробно изучать, в связи с чем
были просрочки, не технические ли они
и т.д. Во втором случае вероятность получения
кредита гораздо больше.
2.4 Анализ платёжеспособности предприятия по
бухгалтерской отчётности
Практически все пользователи финансовых отчётов предприятий используют результаты финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники
анализируют финансовые отчёты для
повышения доходности капитала, обеспечения
стабильности предприятия. Кредиторы
и инвесторы анализируют
Введение нового плана счетов бухгалтерского учёта, приведение форм бухгалтерской отчётности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнёра, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.
Основным источником информации о финансовой деятельности делового партнёра является бухгалтерская отчётность, которая стала публичной. Отчётность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учёта и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнёрами – пользователями информации о деятельности предприятия.
Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы(банки), поставщики, клиенты(покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов. Только руководство предприятия может углубить анализ отчётности, используя данные производственного учёта в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
Вторая группа пользователей финансовой отчётности – это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчётности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, ассоциации.
Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (Форма №1 годовой и квартальной отчётности). Источником данных для анализа финансовых результатов является отчёт о финансовых результатах и их использовании (Форма № 2 годовой и квартальной отчётности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (Форма № 5 годовой отчётности).
Эти источники информации удобны тем что
В первую очередь тем, что можно не подготавливая данные для анализа уже на основании баланса предприятия (Форма №1) и (Форма №2) сделать сравнительный экспресс анализ показателей отчётности предприятия за предыдущие периоды.
Во-вторых: с появлением специальных автоматизированных бухгалтерских программ для анализа финансового состояния предприятия, удобно сразу после составления форм отчётности не выходя из программы произвести на основании готовых форм бухгалтерской отчётности с помощью встроенного блока финансового анализа простейший экспресс анализ предприятия.
Расчёт и анализ основных финансовых коэффициентов платёжеспособности
Для выявления показателей, характеризующих платёжеспособность предприятия, и определения расчётных формул показателей платёжеспособности обратимся к основной формуле бухгалтерского баланса, которая устанавливает сбалансированность показателей актива и пассива баланса, характеризующуюся равенством сумм величин статей актива и пассива баланса:
где
итог раздела I актива бухгалтерского баланса (внеоборотные активы)
итог раздела II актива баланса (оборотные активы), состоящие из производственных запасов и денежных средств в наличной, безналичной форме дебиторской задолженности (ДСР).
итог раздела III пассива баланса (капитал и резервы предприятия)
итог раздела IV пассива баланса (долгосрочные обязательства, в том числе кредиты и займы, взятые предприятием)
итог раздела V пассива баланса (краткосрочные обязательства предприятия), состоящие из краткосрочных займов и кредитов, взятых предприятием (ЗиК), кредиторской задолженности предприятия (КЗ) и прочие краткосрочных пассивов (ПрКСП).
Исходя из определения платёжеспособности предприятия выделим в активе предприятия основные и оборотные производственные фонды, а в пассиве – нормальные источники формирования основных и оборотных производственных фондов.
Для
этого заменим в
Сгруппировав активы по их участию в процессе производства, а пассивы – по участию в формировании оборотного капитала предприятия, получим:
где
- основные и оборотные
- оборотные средства в обращении
- собственный капитал
- долгосрочные кредиты и займы, как правило, используемые для покупки основных и других внеоборотных средств предприятия