Оценка кредитоспособности клиента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Принятие рисков – основа банковского дела. Банки имеют успех только тогда, когда принимаемые риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Активы, в основном кредиты, должны быть достаточно ликвидны для того, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли.

Цель данной работы – изучить теорию по оценке кредитоспособности клиентов, а также рассмотреть на практике построение дерево решений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1.06 Мб (Скачать)
 

             Введение

     Банки – центральные звенья в системе  рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального  создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.

     Длительное  время банки были государственными органами и выступали одной из “несущих конструкций” административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику мы вынуждены в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.

     Коммерциализации  отечественной банковской системы, обострение конкуренции между финансовыми  институтами влекут за собой необходимость познания и применения на практике позитивного опыта, который накоплен банками в развитых странах.

     За  последнее время произошли значительные сдвиги в становлении банковской системы России. Определились банки-лидеры, сформировались основные направления банковской специализации, завершился раздел клиентской базы между финансовыми институтами.

     Современная банковская система это важнейшая  сфера национального хозяйства  любого развитого государства. В  последние годы она претерпела значительные изменения. Модифицируются все компоненты банковской системы.

     Вступление  России в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Главная задача реформы максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному их движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли кредита в системе экономических отношений

     Переход России к рыночной экономике, повышение  эффективности её функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.

     Кредит  стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства  на основе достижений научно-технического прогресса.

     Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление хозяйств, предприятий, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.

     Управление  рисками является основным в банковском деле. Хотя первоначально банки только принимали депозиты, они быстро созрели, став посредниками при передаче средств, тем самым приняв на себя другие риски, например кредитный. Кредит стал основой банковского дела и базисом по которому судили о качестве и о работе банка. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитным риском, потому что от его качества зависит успех работы банка. Исследования банкротств банков всего мира свидетельствуют о том, что основной причиной явилось низкое качество активов.

     Ключевыми элементами эффективного управления являются хорошо развитые кредитная политика и процедуры: хорошее управление портфелем; эффективный контроль за кредитами; и, что наиболее важно, хорошо подготовленный для работы в этой системе персонал.

     Принятие  рисков – основа банковского дела. Банки имеют успех только тогда, когда принимаемые риски разумны, контролируемы и находятся в  пределах их финансовых возможностей и компетенции. Активы, в основном кредиты, должны быть достаточно ликвидны для того, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли.

     Цель  данной работы – изучить теорию по оценке кредитоспособности клиентов, а также рассмотреть на практике построение дерево решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1 Оценка кредитоспособности  клиента

1.1 Оценка кредитоспособности и платёжеспособности клиента

     Одним из самых важных этапов в организации  процесса кредитования является оценка кредитоспособности и платёжеспособности клиента. От правильной оценки часто зависит жизнеспособность банка. Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и в конечном счёте привести к банкротству кредитной организации. Поэтому банки придают огромное значение разработке современной методологической базы оценки кредитоспособности, тестированию квалификации кредитных работников, а также совершенствованию системы контроля и оценки кредитных рисков.

     Отметим различие в понятиях “платёжеспособность” и “кредитоспособность”.

     Платёжеспособность  клиента – это его возможность  и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.

     Кредитоспособность  же характеризует лишь возможность  предприятия погасить ссудную задолженность.

     В банковской практике при рассмотрении заявки на кредит оба эти понятия существую в тесной взаимосвязи. Ведь без анализа платёжеспособности существует опасность проявления в будущем факторов, которые прямо повлияют на кредитоспособность клиента. В то же время кредитоспособность клиента может быть гораздо выше его платёжеспособности, так как погашение кредита возможно из средств, полученных от реализации заложенного имущества, а также за счёт средств гаранта (поручителя).

     Итогом  оценки кредитной заявки должно быть:

  • Формулирование выводов о кредитоспособности заёмщика;
  • Определение вида и характеристик кредитного продукта, которые в наибольшей степени соответствуют общему направлению развития бизнеса банка с данным клиентом и особенностям данного клиента.

     Оценка  кредитных заявок обычно основывается на применении комплексной рейтинговой системы оценки кредитных заявок, которая проводится в соответствии с действующими методиками определения группы кредитного риска, кредитных продуктов(т.е. путём начисления баллов по заранее принятым критериям). При этом заполняется краткое досье клиента по установленной форме.

     Вместе  с тем оценки качества заявки не должен сводиться исключительно  к её анализу по указанной рейтинговой  системе классификации (т.е. к расчёту  группы риска), поскольку такая классификация не может учесть все факторы, влияющие на итоговую оценку конкретной кредитной заявки. Кроме того, ориентация на чисто количественный метод анализа часто приводи к слишком общим выводам, в которых игнорируются особенности, присущие конкретному клиенту или продукту, а также не принимаются во внимание факторы, влияющие на группу риска. Например, при одинаковом уровне риска заёмщиков обороты по их счетам, показатели их финансового состояния и их доходность для банка (т.е. факторы, которые необходимо принимать во внимание при решении вопроса о предоставлении кредита) могут сильно различаться.

     Оценка  кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих  критериев:

  1. качество управления компанией (уровень менеджмента);
  2. характер кредитуемой сделки;
  3. опыт работы банка с данным конкретным клиентом (кредитная история);
  4. состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение конкретного клиента в указанной отрасли;
  5. финансовое положение клиента;
  6. возможность предоставления клиентом имущества для использования в качестве иного обеспечения.

     Руководство должно обладать достаточно высокой  компетенцией и опытом, чтобы ставить  реалистичные финансовые цели и задачи.

     Опыт  работы банка с клиентом (характер взаимоотношений с клиентом). Прежде всего, кредитный инспектор должен оценить прочность взаимоотношений банка с клиентом и его историю. К факторам, которые нужно проанализировать при оценке характера взаимоотношений банка с клиентом, относятся:

  • длительность взаимоотношений заёмщика с банком по кредитованию, предоставлению банком клиенту других продуктов, имеющих кредитные риски по расчётно-кассовому обслуживанию и по другим видам банковских услуг (продуктов);
  • количественные параметры операций банка с данным клиентом по всем видам продуктов (суммы и сроки кредитов, гарантий и др. суммы оборотов по счетам, суммы депозитов и др.);
  • кредитная история.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Оценка кредитоспособность  заёмщика

     Кредитоспособность  заёмщика означает его способность  полностью и в срок рассчитываться по своим долговым обязательствам.

      Способность к возврату долга зависит от моральных  качеств клиента, его рода занятий, степени вложения капитала в недвижимое имущество, возможности найти средства для погашения ссуды. Кредитоспособность прогнозирует платёжеспособность клиента на ближайшую перспективу. Она оценивается на основе системы финансовых показателей по данным баланса и отчёта о доходах.

      Единой  методики оценки кредитоспособности заёмщика не существует. Банк имеет право  ориентироваться на международный или отечественный опыт, либо разработать собственный подход.

      В последнее время российские банки  проявляют интерес к опыту  банков США.

      В практике американских банков для анализа  кредитоспособности применяется правило  пяти си, т.к. все критерии отбора клиентов начинаются на букву си.

  “Правила 5-СИ (пяти “СИ”)” – характер заёмщика, финансовые возможности, капитал, обеспечение, общие экономические условия.

Более конкретное рассмотрение показателей  правил пяти “СИ” представлено

 
 
1. Характер заёмщика
Репутация менеджеров, степень ответственности клиента (юридического или частного лица) за погашение долга, отношение партнёров  к данному клиенту, кредитная  история заёмщика, общение с клиентом для подтверждения его устойчивости, моральных качеств, сбор информацией о клиентах.
 
    2. Финансовые 

     возможности

Анализ доходов  и расходов клиента, движение потоков  наличности, наличие возможности  погасить кредит, данные о текущих  кассовых поступлениях, товарных запасов  и их продажи, заимствование.
 
 
 
3. Капитал
Определение достаточности  собственного капитала, соотношение  его с другими статьями активов  и пассивов, определение степени  вложения собственного капитала в кредитную  операцию.
 
 
4. Обеспечение
Наличие соотношения  стоимости активов заёмщика и  долговых обязательств для погашения ссуды банка, наличие конкретного вторичного источника погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), если недостаточны денежные потоки у клиента банка.
 
     5. Общие

экономические условия

Учёт текущей  или прогнозной ситуации в стране, регионе, отрасли, политические факторы, деловой климат, наличие конкуренции со стороны других предприятий, состояние налогов, цены на сырьё и т.д.
 

      В оценке кредитоспособности заёмщика в  любом случае принципиальное значение имеет финансовый анализ. Он проводится разными способами:

  • на основе системы финансовых коэффициентов (показателей);
  • на основе анализа денежных истоков, т.е. сопоставления притока и оттока денежных средств на предприятие – заёмщика. Повышение притока средств над их оттоком свидетельствует о его хорошем финансовом положении и наоборот.

Информация о работе Оценка кредитоспособности клиента