Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение путей повышения кредитоспособности ОАО «Себряковцемент».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие «заемный капитал» и его виды;
Изучить понятие кредитоспособности и различные подходы к определению этого понятия;
Рассмотреть систему показателей, использующихся для анализа кредитоспособности;
Рассмотреть общее финансово-экономическое состояние и структуру ресурсов ОАО «Себряковцемент»;
Произвести анализ кредитоспособности ОАО «Себряковцемент»
Оценить кредитоспособность предприятия, используя методику конкретного банка.
ВВЕДЕНИЕ
ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ………………………………………………….6
Понятие и виды заемного капитала……………………………..6
Понятие кредитоспособности ………………………………………..8
Методология оценки кредитоспособности в ведущих зарубежных странах и в российской практике……………………………………11
АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ»………………………………………….17
Общее финансово-экономическое состояния и ресурсы ОАО «Себряковцемент»……………………………………………………17
Анализ кредитоспособности ОАО «Себряковцемент»…….…….19
Анализ кредитоспособности ОАО «Себряковцемент» по методике «Сбербанка России» и пути повышения кредитоспособности …..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………28
Чтобы
управлять кредитоспособностью, необходимо
ее оценивать с помощью
С
помощью этой системы показателей
можно оценить общее финансовое
состояние предприятия, прогнозировать
своевременность будущих
Этого недостатка лишена следующая система показателей, предложенная группой американских ученых –Дж. Шимом, Дж. Сигелом, Б. Нидлзом, Г. Андерсоном и Д. Колдвелом. В этой модели рассматриваются коэффициенты, характеризующие:
К коэффициентам, основанным на рыночных критериях, относится отношение цены акции к доходам, размер дивидендов и рыночный риск. Применение данной системы показателей является более эффективным, чем применение предыдущей, так как здесь учитывается долгосрочная платежеспособность предприятия. Но эта система также не лишена недостатков: расчет некоторых коэффициентов достаточно сложен и требует применения специальных статистических методов.
При определении кредитоспособности также используют рейтинговый метод. При его применении каждому заемщику присваивается определенный балл, который характеризует его финансовое состояние, его кредитоспособность и риск, который берт на себя банк.
В России при анализе кредитоспособности банк опирается на такую систему показателей, как:
К настоящему времени зарубежными коммерческими банками были опробованы разные системы оценки кредитоспособности клиентов. Многие из них выдержали проверку временем и существуют по сей день в мировой практике. Системы отличаются друг от друга числом показателей, применяемых в качестве составных частей общего рейтинга заемщика, а также различными подходами к самим характеристикам и приоритетностью каждой из них. Часто для оценки суммарной кредитоспособности клиента используются рейтинговые методики.
За рубежом хорошей основой для определения математической вероятности дефолта служат международные кредитные рейтинги. «Standard and Poor's» как международное рейтинговое агентство уже на протяжении более 20 лет накапливает статистику дефолтов заемщиков разных рейтинговых категорий.
В практике американских банков применяется «правило пяти си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву «си»: character (характер, репутация заемщика); capacity (финансовые возможности, способность погасить ссуду); capital (капитал, владение активами); collateral (наличие обеспечения); conditions (экономическая конъюнктура и ее перспективы).
В Англии ключевым словом, в котором сосредоточены требования при выдаче ссуд заемщикам, является термин «PARTS»: purpose (назначение, цель); amount (сумма, размер); repayment (оплата, возврат долга и процентов); term (срок); security (обеспечение, залог).
В Японии, кроме общепринятых, применяют и коэффициенты собственности (отношение собственного капитала к итогу баланса, соотношение заемного и собственного капитала, отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу, отношение иммобилизованного капитала к сумме собственного капитала и долгосрочной задолженности и др.).
В последнее время в практике европейских, американских и некоторых российских коммерческих банков широкое распространение получила методика оценки кредитоспособности клиента банка под названием CAMPARI (совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множество факторов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкретной ссуды): character (характер, репутация заемщика); ability (способность к возврату ссуды); marge (маржа, доходность); purpose (целевое назначение ссуды); amount (размер ссуды); repayment (условия погашения кредита); insurance (обеспечение, страхование риска непогашения ссуды).
В
российской практике при анализе
кредитоспособности используют ряд
показателей, наиболее значимыми из
которых считаются норма
В
зависимости от вида выдаваемого
кредита и цели исследования выделяют
общую и оперативную
R=å
Где R – норма прибыли, П – сумма прибыли за отчетный период (квартал, год), руб., åК – общая сумма пассива, руб.
Изменение рентабельности дает возможность выявить тенденции изменения во времени прибыльности и кредитоспособности заемщика. Но недостаточно использовать только показатель рентабельности. Для более точной оценки кредитоспособности необходимо провести количественный анализ коэффициентов. Это делается в несколько этапов.
Этап 1. Определение коэффициентов кредитоспособности и класса заемщика.
Коэффициент абсолютной ликвидности – показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств клиента. Этот показатель характеризует возможность заемщика мобилизовать денежные средства для покрытия краткосрочной задолженности. Соответственно, чем он выше, тем заемщик надежнее. Существует определенная шкала, в соответствии с которой определяется надежность заемщика по показателю абсолютной ликвидности:
от 1 до 1,5 – заемщик ограниченно кредитоспособен
< 1,0 – заемщик некредитоспособен
> 1,5 – заемщик кредитоспособен
При расчете данного коэффициента используется следующая формула:
=
Высоколиквидные текущие активы предприятия:
Текущие пассивы
Коэффициент покрытия текущей ликвидности – указывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Рассчитывается по формуле:7
=
Промежуточный коэффициент покрытия критической ликвидности характеризует часть краткосрочных обязательств предприятия, которая может быть погашена в короткий срок за счет средств наиболее ликвидных активов.
Коэффициент маневренности функционирующего капитала показывает, какая часть функционирующего капитала «заморожена» в производственных запасах.
=
Коэффициент обеспеченности говорит о том, в какой степени оборотные средства или имущество организации в целом сформированы за счет собственных источников.
Формула
для расчета данного
= ,
где IIIП – итог раздела III пассива баланса -«Капитал и резервы»,
IA – итог раздела I актива баланса – «Внеоборотные активы»,
IIA – итог раздела II актива баланса «Оборотные активы»8
Данные коэффициенты рассчитываются на начало и конец периода.
Также в процессе расчета могут понадобиться такие коэффициенты, как:
Этап 2. Факторный анализ показателей кредитоспособности
Предполагается достижение следующих целей:
Этап 3. Структурный анализ состоит в оценке:
При проведении структурного анализа не рекомендуется улучшать класс заемщика или оговаривать условия его кредитования по данному классу при:
Этап
4. Определение рейтинга заемщика. Рейтинг
заемщика – комплексная оценка кредитоспособности
клиента банка, полученная на основании
первых трех этапов. При этом за достижение
определенных значений исследуемых
показателей начисляются баллы,
которые затем складываются, и
окончательный балл является базой
для определения условий
Глава2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ»
Открытое акционерное общество "Себряковцемент" создано в декабре 1992 г. на базе Себряковского цементного завода, основанного в 1953 г. В настоящее время оно является современным предприятием с высоким уровнем культуры производства и передовой технологией. Основной вид деятельности предприятия - производство цемента и сухих смесей. Численность работников - 2143 человека. Предприятие является градообразующим в г. Михайловке Волгоградской области.
Около 50% платежей в бюджет города составляют налоговые поступления ОАО "Себряковцемент".
Сегодня
ОАО "Себряковцемент" занимает достойное
место на российском строительном рынке
и выпускает около 5,6 % российского
цемента. Завод осваивает новые
виды продукции, внедряет передовые
технологии. Годовой выпуск цемента
увеличился в 2004 г. с момента перехода
на рыночные условия работы в 2,8 раза
и составил 2538 тыс. т, что на 11,8% - 268
тыс. т - больше, чем в предыдущем
году. Высокое качество стройматериалов
и их низкая цена обеспечивают конкурентоспособность
продукции "Себряковцемент" и
гарантируют стабильный спрос на
нее. Производство самого дешевого цемента
в России является результатом внедрения
экономически выгодных крупных решений
по снижению энергозатрат производства,
оснащенности его современным оборудованием,
внедрения энергосберегающей