Оценка кредитоспособности хозяйствующего субъекта на примере ОАО «Себряковцемент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение путей повышения кредитоспособности ОАО «Себряковцемент».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие «заемный капитал» и его виды;
Изучить понятие кредитоспособности и различные подходы к определению этого понятия;
Рассмотреть систему показателей, использующихся для анализа кредитоспособности;
Рассмотреть общее финансово-экономическое состояние и структуру ресурсов ОАО «Себряковцемент»;
Произвести анализ кредитоспособности ОАО «Себряковцемент»
Оценить кредитоспособность предприятия, используя методику конкретного банка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ………………………………………………….6
Понятие и виды заемного капитала……………………………..6
Понятие кредитоспособности ………………………………………..8
Методология оценки кредитоспособности в ведущих зарубежных странах и в российской практике……………………………………11
АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ»………………………………………….17
Общее финансово-экономическое состояния и ресурсы ОАО «Себряковцемент»……………………………………………………17
Анализ кредитоспособности ОАО «Себряковцемент»…….…….19
Анализ кредитоспособности ОАО «Себряковцемент» по методике «Сбербанка России» и пути повышения кредитоспособности …..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………28

Работа содержит 1 файл

kursovaya климанова.docx

— 1.67 Мб (Скачать)

     Чтобы управлять кредитоспособностью, необходимо ее оценивать с помощью специальных  методов. На Западе существуем множество  систем показателей, через которые  выражается кредитоспособность. Их условно  делят на четыре группы: показатели ликвидности, оборачиваемости, прибыльности, а также показатели долгосрочной платежеспособности и репутации  фирмы. 4  Например, американским ученым Э. Ридом были предложены следующие показатели для оценки кредитоспособности5:

    • Ликвидность,
    • Оборачиваемость,
    • Привлечение средств
    • Прибыльность.

     С помощью этой системы показателей  можно оценить общее финансовое состояние предприятия, прогнозировать своевременность будущих платежей, а также определять границы снижения прибыли, в которых возможна выплата заемных средств. Недостатком данной системы считается то, что в ней отсутствуют показатели долгосрочной финансовой устойчивости предприятия, следовательно, при выдаче долгосрочного кредита будет достаточно трудно судить о том, будет он возвращен или нет.

     Этого недостатка лишена следующая система  показателей, предложенная группой  американских ученых –Дж. Шимом, Дж. Сигелом, Б. Нидлзом, Г. Андерсоном и Д. Колдвелом. В этой модели рассматриваются коэффициенты, характеризующие:

    • Ликвидность,
    • Прибыльность,
    • Долгосрочную платежеспособность,
    • Основанные на рыночных критериях.

     К коэффициентам, основанным на рыночных критериях, относится отношение  цены акции к доходам, размер дивидендов и рыночный риск. Применение данной системы показателей является более  эффективным, чем применение предыдущей, так как здесь учитывается  долгосрочная платежеспособность предприятия. Но эта система также не лишена недостатков: расчет некоторых коэффициентов  достаточно сложен и требует применения специальных статистических методов.

     При определении кредитоспособности также  используют рейтинговый метод. При  его применении каждому заемщику присваивается определенный балл, который  характеризует его финансовое состояние, его кредитоспособность и риск, который  берт на себя банк.

     В России при анализе кредитоспособности банк опирается на такую систему  показателей, как:

    • Солидность клиента
    • Его способности
    • Доходность деятельности
    • Цели получения кредита
    • Сумма кредита
    • Условия погашения ссуды
    • Обеспеченность кредита6
 
 
    1. Методология оценки кредитоспособности в ведущих зарубежных странах и в российской практике

     К настоящему времени зарубежными  коммерческими банками были опробованы разные системы оценки кредитоспособности клиентов. Многие из них выдержали проверку временем и существуют по сей день в мировой практике. Системы отличаются друг от друга числом показателей, применяемых в качестве составных частей общего рейтинга заемщика, а также различными подходами к самим характеристикам и приоритетностью каждой из них. Часто для оценки суммарной кредитоспособности клиента используются рейтинговые методики.

     За  рубежом хорошей основой для  определения математической вероятности  дефолта служат международные кредитные рейтинги. «Standard and Poor's» как международное рейтинговое агентство уже на протяжении более 20 лет накапливает статистику дефолтов заемщиков разных рейтинговых категорий.

     В практике американских банков применяется  «правило пяти си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися  на букву «си»: character (характер, репутация заемщика); capacity (финансовые возможности, способность погасить ссуду); capital (капитал, владение активами); collateral (наличие обеспечения); conditions (экономическая конъюнктура и ее перспективы).

     В Англии ключевым словом, в котором  сосредоточены требования при выдаче ссуд заемщикам, является термин «PARTS»: purpose (назначение, цель); amount (сумма, размер); repayment (оплата, возврат долга и процентов); term (срок); security (обеспечение, залог).

     В Японии, кроме общепринятых, применяют  и коэффициенты собственности (отношение  собственного капитала к итогу баланса, соотношение заемного и собственного капитала, отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу, отношение иммобилизованного капитала к сумме собственного капитала и долгосрочной задолженности и др.).

     В последнее время в практике европейских, американских и некоторых российских коммерческих банков широкое распространение получила методика оценки кредитоспособности клиента банка под названием CAMPARI (совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множество факторов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкретной ссуды): character (характер, репутация заемщика); ability (способность к возврату ссуды); marge (маржа, доходность); purpose (целевое назначение ссуды); amount (размер ссуды); repayment (условия погашения кредита); insurance (обеспечение, страхование риска непогашения ссуды).

     В российской практике при анализе  кредитоспособности используют ряд  показателей, наиболее значимыми из которых считаются норма прибыли  на вложенный капитал и ликвидность.

     В зависимости от вида выдаваемого  кредита и цели исследования выделяют общую и оперативную кредитоспособность. Общая оценка проводится на основе анализа динамики нормы прибыли  на вложенный капитал (рентабельности):

     R=å

     Где R – норма прибыли, П – сумма прибыли за отчетный период (квартал, год), руб., åК – общая сумма пассива, руб.

     Изменение рентабельности дает возможность выявить  тенденции изменения во времени  прибыльности и кредитоспособности заемщика. Но недостаточно использовать только показатель рентабельности. Для  более точной оценки кредитоспособности необходимо провести количественный анализ коэффициентов. Это делается в несколько  этапов.

     Этап 1. Определение коэффициентов кредитоспособности и класса заемщика.

     Коэффициент абсолютной ликвидности – показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств клиента. Этот показатель характеризует возможность заемщика мобилизовать денежные средства для покрытия краткосрочной задолженности. Соответственно, чем он выше, тем заемщик надежнее. Существует определенная шкала, в соответствии с которой определяется надежность заемщика по показателю абсолютной ликвидности:

       от 1 до 1,5 – заемщик  ограниченно кредитоспособен

      < 1,0 – заемщик некредитоспособен

      > 1,5 – заемщик  кредитоспособен

     При расчете данного коэффициента используется следующая формула:

      =

      Высоколиквидные текущие активы предприятия:

      • Наличные деньги в кассе и на расчетных счетах в банках.
      • Краткосрочные финансовые вложения.

         Текущие пассивы

        • ссуды ближайших сроков погашения (в пределах года).
        • неоплаченные требования (поставщиков, бюджета и т.д.),
        • прочие текущие обязательства.

     Коэффициент покрытия текущей  ликвидности – указывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Рассчитывается по формуле:7

      =

     Промежуточный коэффициент покрытия критической ликвидности характеризует часть краткосрочных обязательств предприятия, которая может быть погашена в короткий срок за счет средств наиболее ликвидных активов.

     Коэффициент маневренности функционирующего капитала показывает, какая часть функционирующего капитала «заморожена» в производственных запасах.

      =

     Коэффициент обеспеченности говорит о том, в какой степени оборотные средства или имущество организации в целом сформированы за счет собственных источников.

     Формула для расчета данного коэффициента:

      = ,

     где IIIП – итог раздела III пассива баланса -«Капитал и резервы»,

     IA – итог раздела I актива баланса – «Внеоборотные активы»,

     IIA – итог раздела II актива баланса «Оборотные активы»8

     Данные  коэффициенты рассчитываются на начало и конец периода.

     Также в процессе расчета могут понадобиться такие коэффициенты, как:

    • Чистые активы организации = активы – обязательства (краткосрочные и долгосрочные)
    • Чистые ликвидные активы = ликвидные активы – краткосрочные обязательства

     Этап 2. Факторный анализ показателей кредитоспособности

     Предполагается  достижение следующих целей:

    • Выявление воздействия на показатели кредитоспособности отдельных факторов
    • Выявление фактора, наиболее сильно воздействующего на показатели кредитоспособности

     Этап 3. Структурный анализ состоит в оценке:

    • Состояния и тенденций изменения элементов ликвидных активов
    • Кредиторской задолженности, задолженности перед банком и другими кредиторами

     При проведении структурного анализа не рекомендуется улучшать класс заемщика или оговаривать условия его  кредитования по данному классу при:

    • Улучшении коэффициента ликвидности только за счет роста кредиторской задолженности или остатков готовой продукции
    • Повышении коэффициента покрытия за счет роста остатков готовой продукции, не обеспеченной договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства
    • Ухудшения структуры ликвидных средств
    • Фактическом наличии собственных оборотных средств в размере менее минимальной потребности в них
    • Росте показателя обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью предприятия
    • Улучшении показателя производственной деятельности за счет заключения договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками
    • Сокращении долговых обязательств банку в связи с непоставками кредитуемого сырья.

     Этап 4. Определение рейтинга заемщика. Рейтинг  заемщика – комплексная оценка кредитоспособности клиента банка, полученная на основании  первых трех этапов. При этом за достижение определенных значений исследуемых  показателей начисляются баллы, которые затем складываются, и  окончательный балл является базой  для определения условий кредитной  сделки. 

 

    Глава2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЕБРЯКОВЦЕМЕНТ»

    1. Общее финансово-экономическое состояния и ресурсы ОАО «Себряковцемент».

     Открытое  акционерное общество "Себряковцемент" создано в декабре 1992 г. на базе Себряковского  цементного завода, основанного в 1953 г. В настоящее время оно является современным предприятием с высоким  уровнем культуры производства и  передовой технологией. Основной вид  деятельности предприятия - производство цемента и сухих смесей. Численность  работников - 2143 человека. Предприятие  является градообразующим в г. Михайловке Волгоградской области.

     Около 50% платежей в бюджет города составляют налоговые поступления ОАО "Себряковцемент".

     Сегодня ОАО "Себряковцемент" занимает достойное  место на российском строительном рынке  и выпускает около 5,6 % российского  цемента. Завод осваивает новые  виды продукции, внедряет передовые  технологии. Годовой выпуск цемента  увеличился в 2004 г. с момента перехода на рыночные условия работы в 2,8 раза и составил 2538 тыс. т, что на 11,8% - 268 тыс. т - больше, чем в предыдущем году. Высокое качество стройматериалов  и их низкая цена обеспечивают конкурентоспособность  продукции "Себряковцемент" и  гарантируют стабильный спрос на нее. Производство самого дешевого цемента  в России является результатом внедрения  экономически выгодных крупных решений  по снижению энергозатрат производства, оснащенности его современным оборудованием, внедрения энергосберегающей технологии производства цемента, совершенствования  менеджмента и улучшения экологии.

Информация о работе Оценка кредитоспособности хозяйствующего субъекта на примере ОАО «Себряковцемент»