Оценка конкурентоспособности отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Разработка стратегии - работа, основанная на анализе, и в этой области менеджер не может добиться успеха только настойчивостью и творческим подходом. Решение о том, какую стратегию выбрать, должно приниматься на основании оценки внутренней и внешней среды компании, полученной в результате исследования. В противном случае разработанная стратегия может оказаться нежизнеспособной. Исследование проводится по двум основным направлениям: изучаются ситуация в отрасли и условия конкуренции в ней и ситуация внутри самой компании, и ее собственная конкурентоспособность.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Экономике отрасли.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

2. Конкурентоспособность  в отрасли

2.1 Конкурентные рынки  и конкуренция

 

     Конкуренция - важная составляющей поступательного развития рыночной экономики. Обращая на нее внимание, задаются двумя вопросами:

      1. каков ее уровень?
      2. как она влияет на эффективность экономики?

     Только  выход на рынок с конкурентоспособным  товаром дает возможность предприятию  выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель. О конкуренции и конкурентоспособности товаров, как это было показано в предыдущих параграфах, написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения. В литературе, посвященной данной проблеме, в принципе присутствует три подхода к определению конкуренции.

     Первый  определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Второй подход рассматривает  конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка3.

     Первый  подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества  за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Вот наиболее типичные определения4:

  • состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
  • состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
  • состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника. Конкуренция - есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которых при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
  • соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
  • соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции;
  • соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

     В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается  как неотъемлемый элемент рыночного  механизма. А. Смит трактовал конкуренцию  как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая невидимая рука рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.

     В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

     Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует.

     Степень взаимозаменяемости товара детерминируется  перекрестной ценовой эластичностью  спроса: если эластичность меньше единицы, то можно говорить о завершении рынка. В основу классификации рынков могут быть положены различные критерии. Наиболее распространенный критерий - число участников рынка. Следует отметить, что конкурентность рынка определяется не только количеством фирм на нем. Иногда важна не столько конкуренция внутри рынка, сколько конкуренция за рынок. Даже одна фирма на рынке может действовать как в соревновательных условиях, если барьеры входа невелики и есть потенциальная угроза возникновения конкурентов.

     Для классификации рынков используют два  критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями  и взаимозависимость этих предприятий. Первый критерий может быть представлен  коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Второй - коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности5.

     В целом модель совершенной конкуренции  характеризуется пятью признаками:

  • Наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;
  • Однородность продаваемой продукции;
  • Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену;
  • Свободный вход на рынок и выход с него;
  • Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

     Первые  три признака характеризуют чистую конкуренцию. К понятию чистой конкуренции  близко понятие работающей конкуренции, которое может быть определено следующими признаками:

  • крупнейшая фирма производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка;
  • высокая степень мобильности ресурсов между рынками;
  • отсутствие или незначительная величина постоянных издержек производства;
  • наличие потенциальных конкурентов.

     Несовершенная конкуренция определяется следующим  образом:

  • рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
  • характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
  • рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

     Выделяют  различные виды рынков с несовершенной  конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая  конкуренция, олигополия, монополия.

     Монополистическую конкуренцию определяют следующим образом:

  • продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов;
  • тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара.

     Олигополию  определяют следующим образом: тип  отраслевого рынка, который характеризуется  наличием нескольких очень крупных  фирм, контролирующих значительную часть  производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения. Можно сказать, что олигополия характеризуется следующим набором признаков: небольшое число продавцов (покупателей) товара; продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами; существуют значительные барьеры входа и выхода; прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля; продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным6.

     Существуют  следующие определения монополии: тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль.

     Кроме количественных критериев могут  быть предложены и другие критерии анализа конкуренции. В литературе можно встретить различные отдельные  виды конкуренции: добросовестная - недобросовестная; ценовая - неценовая; внутриотраслевая - межотраслевая; эффективная; действенная7.

     Недобросовестная  конкуренция определяется как действия хозяйствующих субъектов по дискредитации  конкурентов. Они включают в себя: распространение ложных или неточных сведений о конкуренте; введение в  заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества; незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки; реклама товара, не отвечающего требованиям качества; искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара; некорректное сравнение товаров; самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и иной информации; методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции (демпинг, экономический шпионаж и др.).

     Ценовая конкуренция: стремление добиться успеха в конкуренции за счет снижения цен. Для достижения этой цели предприятие  должно снизить издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли.

     Неценовая конкуренция: конкуренция, которая  основана на продаже товаров более  высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта.

     Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

     Редко встречаются попытки рассмотреть  конкурентоспособность товара исходя из свойств его потенциальных потребителей. А для выбора эффективной конкурентной стратегии этот аспект является важнейшим.

2.2. Исследование конкурентов

 

     Важнейшей составляющей информации для принятия решений в области конкурентоспособности  является информация о поведении конкурентов, об их конкурентных позициях. Наибольший интерес при этом представляет возможность выделения наиболее характерных составляющих той информации, которая окажется полезной при создании информационной системы управления конкурентоспособностью. В этой связи в научной литературе предлагается, во-первых, получить данные об интенсивности конкуренции на выделенном рынке, во-вторых, построить карту конкурентности рынка, в-третьих, тщательно изучить технико-экономические и финансово-экономические возможности конкурентов.

     Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется рядом факторов, важнейшими из которых  являются три составляющие8:

  • характер распределения рыночных долей;
  • темпы роста рынка;
  • рентабельность рынка.

     Для определения уровня интенсивности конкуренции на конкретном рынке предлагается ряд оценок этого уровня. Так, отмечая, что чем более одинаковыми являются рыночные доли среди конкурентов на рынке, тем острее происходит конкурентная борьба, предлагается оценить степень именно этой одинаковости, вернее степень разброса долей конкурентов на рынке. В качестве мерила этого разброса можно предложить к использованию показатель дисперсии долей конкурентов на рынке. Для вычисления дисперсии долей, следует, прежде всего, рассчитать сами доли. Если объем реализованной на рынке продукции i-м предприятием обозначить через Qi, а общий объем продаж на рынке обозначить через Q, то рыночная доля этого предприятия определяется достаточно легко: 

     

     (1) 

     Далее необходимо рассчитать среднюю долю для всего рынка. Легко убедиться в том, что в данном случае средняя доля будет равна обратной величине участников рынка n: 

     

     (2) 

     С учетом этого дисперсия долей  данного рынка будет определена как: 

Информация о работе Оценка конкурентоспособности отрасли