Оценка целесообразности инвестиций в инновационные проекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть оценку целесообразности инвестиций в инновационный проекты как в теории, так и на примере ОАО «Новый Продукт Трейд». Для реализации намеченной цели выдвигаются сле-дующие задачи:
- рассмотреть общую методику оценки экономической эффективности ин-новаций;

- выявить основные аспекты эффективности затрат на инновационную деятельность;

- оценить целесообразность инвестиций в инновационный проект – «соз-дание и внедрение модуля автоматизированного сбора и цифровой обработки данных и формирования управляющих сигналов».

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты целесообразности инвестиций в инновационные проекты 4

1.1. Общая методика оценки экономической эффективности инноваций 4
1.2. Эффективность затрат на инновационную деятельность 9

II. Оценка целесообразности инвестиций в инновационный проект – «Создание и внедрение модуля автоматизированного сбора и цифровой обработки данных и формирования управляющих сигналов» в ОАО «Новый Продукт Трейд» 16

Заключение 25

Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

    - прикладные исследования;

    - разработки.

    По  секторам деятельности:

    - государственный;

    - предпринимательский;

    - сектор высшего образования;

    - частный бесприбыльный сектор.

    Для оценки эффективности затрат на инновационную деятельность не-обходимо решить проблему оценки ее результатов.

    Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у  производителей (продавцов) и покупателей.

    В соответствии с Положением о составе  затрат расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции серийного и массового произ-водства, а также технологических процессов не относятся на себестоимость продукции и возмещаются за счет внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции (внебюджетные фонды финансирования НИОКР).

    Порядок образования и использования  отраслевых и межотраслевых вне-бюджетных фондов НИОКР определяется соответствующими решениями Пра-вительства РФ. Внебюджетные фонды формируются за счет добровольных от-числений предприятий и организаций независимо от форм собственности в раз-мере 1,5% от себестоимости продукции. Средства внебюджетных фондов идут на финансирование научно-исследовательских и опытных конструкторских ра-бот по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, раз-работки новых и совершенствования применяемых технологий, работ по повы-шению технического уровня продукции, работ в области охраны труда и техни-ки безопасности, разработок нормативных и инструктивных материалов и др.

    Затраты, связанные с изобретательством, включают:

    - расходы на проведение опытно-экспериментальных работ;

    - расходы на изготовление моделей и образцов;

    - расходы на организацию выставок, конкурсов и других мероприятий по маркетингу;

    - выплату авторских вознаграждений.

    Затраты на создание новой техники зависят от срока начала и завершения соответствующих работ. Поэтому в год окончания НИОКР учитываются затра-ты этого года, включая затраты прошлых лет, общие затраты на создание новой техники.

    Общие затраты (З) на создание новой техники  можно представить как про-изведение средних затрат в расчете на один образец (Зi) и количество создан-ных образцов:

    

.                         (4)

    Покажем некоторые приемы анализа влияния  факторов на изменение общих затрат.

    Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.

    Эффективностью  затрат на использование новшеств можно  управлять, анализируя следующие показатели:

    - затраты на освоение новшеств;

    - общие затраты на производство и реализацию продукции;

    - выручка от реализации продукции, произведенной с применением нов-шеств;

    - прибыль от реализации продукции, произведенной с применением нов-шеств;

    - выручка от реализации всей продукции;

    - стоимость нематериальных активов (средняя за период);

    - стоимость основных фондов (средняя за период);

    - чистая прибыль;

    - средняя списочная численность персонала.

    Приведенные показатели позволяют построить  систему взаимосвязанных факторов - сомножителей для проведения факторного индексного анализа:

    - затрат на единицу объема реализации;

    - прибыли от реализации продукции;

    - чистой прибыли.

    Введем  следующие условные обозначения:

    З – затраты на производство реализованной  продукции;

    ВР  – выручка от реализации всей продукции;

    ЗОН – затраты на освоение новшеств;

    ВРН – выручка от реализации продукции, произведенной с применением  новшеств;

    ПР  – прибыль от реализации продукции;

    ПРН – прибыль от реализации новой  продукции;

    НА  – стоимость нематериальных активов;

      – коэффициент соотношения  нематериальных активов и основных  фондов;

      – затраты на единицу объема  реализации;

    П – чистая прибыль.

    Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:

    - снижении себестоимости продукции;

    - росте фондовооруженности труда;

    - росте производительности труда;

    - увеличении объема реализации продукции или объема продаж;

    - повышении рентабельности продаж и других производственных и фи-нансовых показателей.

    Для анализа влияния освоения новшеств на себестоимость продукции примем в качестве результативного показателя затраты на единицу объема реализации ( ). Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:

    

,                                    (5)

где

     – затраты по освоению новшеств на единицу объема реализации продукции, произведенной с их применением;
     – коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, вклю-чаемых в себестоимость продукции;
     – доля выручки  от реализации новой продукции в  общей выручке от реализации.

      Для освоения новшеств необходимы знания, опыт и другие нематери-альные активы.

      Отношение прибыли от реализации продукции, произведенной  с приме-нением новой техники или технологии к средней годовой стоимости нематери-альных активов, характеризует рентабельность нематериальных активов:

                    (6)

где

     – рентабельность  нематериальных активов при освоении новшеств.
 

Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль  от реализации продукции отражает модель:

,      (7)

где

     – потребность в  нематериальных активах на единицу  объема выручки от реализации продукции;
     – коэффициент увеличения прибыли от реализации всей продукции
 

   Сопоставив  стоимость нематериальных активов  со средней списочной чис-ленностью персонала, получим показатель «вооруженность нематериальными активами». Отношение стоимости основных фондов к численности персонала является традиционным показателем фондовооруженности.

   Взаимосвязь показателей вооруженности нематериальными  активами и ос-новными фондами отражает модель:

,            (8)

где

     – фондовооруженность (стоимость основных фондов на одного работника);

 – вооруженность работников  нематериальными активами;

N – средняя  списочная численность персонала;

     – коэффициент соотношения  основных фондов и нематериальных активов
 

    Показателем эффективности работы персонала является выручка от реали-зации на одного работающего ( ).

    Модель (9) позволяет оценить влияние вооруженности нематериальными активами и основными фондами на эффективность работы персонала:

,         (9)

    где

      – выручка от реализации  на единицу стоимости основных  фондов.

    Модель (10) отражает влияние факторов на изменение прибыли:

    

,     (10)

    где

      – рентабельность продукции или рентабельность продаж;

      – коэффициент оборачиваемости  нематериальных активов;

     – коэффициент соотношения  нематериальных активов и стоимости  основных фондов;
     – средняя годовая стоимость основных фондов.

    Для оценки влияния факторов на результативный показатель в приведен-ных выше моделях используются взаимосвязанные факторные индексы. Сущ-ность метода взаимосвязанных факторных индексов (в литературе по анализу хозяйственной деятельности их называют цепными подстановками) состоит в том, что влияние каждого отдельного фактора на результативный показатель рассматривается во взаимодействии с другими факторами. Например, имеем трехфакторную модель (в которой факторы обозначим условно «а», «б», «в»)

у = а * б * в.

   Индекс  результативного показателя (Iy):

   

.

   Абсолютное  изменение результативного показателя равно разности числи-теля и знаменателя:

   Dу = а1 * б1 * в1 - а0 * б0 * в0.

   Дальнейшие  рассуждения следующие:

   1.Оцениваем влияние фактора «а» на результативный показатель. Измене-ние фактора «а» происходит во взаимодействии с факторами «б» и «в», то есть

   

,             Dа = (а1 - a0) * б1 * в1.

   2. При построении каждого следующего  факторного индекса от уже изучен-ного фактора абстрагируются. Так, при построении индекса фактора «б» имеем

   

,             Dб = a0 * (б1 - б0) * в1.

   3. Следовательно

   

,             Dв = a0 * б0 * (в1 - в0).

   Взаимосвязь индексов

   

.

   Общее изменение результативного показателя с учетом влияния факторов:

   Dy = Da + Dб + Dв.

   Более подробно теория взаимосвязанных факторных  индексов изложена в специальной  литературе по индексному методу5.

 

     II. Оценка целесообразности инвестиций в инновационный проект – «Создание и внедрение модуля  автоматизированного сбора и цифровой обработки данных и формирования управляющих сигналов» в ОАО «Новый Продукт Трейд»

Информация о работе Оценка целесообразности инвестиций в инновационные проекты