Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:20, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть оценку целесообразности инвестиций в инновационный проекты как в теории, так и на примере ОАО «Новый Продукт Трейд». Для реализации намеченной цели выдвигаются сле-дующие задачи:
- рассмотреть общую методику оценки экономической эффективности ин-новаций;
- выявить основные аспекты эффективности затрат на инновационную деятельность;
- оценить целесообразность инвестиций в инновационный проект – «соз-дание и внедрение модуля автоматизированного сбора и цифровой обработки данных и формирования управляющих сигналов».
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты целесообразности инвестиций в инновационные проекты 4
1.1. Общая методика оценки экономической эффективности инноваций 4
1.2. Эффективность затрат на инновационную деятельность 9
II. Оценка целесообразности инвестиций в инновационный проект – «Создание и внедрение модуля автоматизированного сбора и цифровой обработки данных и формирования управляющих сигналов» в ОАО «Новый Продукт Трейд» 16
Заключение 25
Список литературы 26
- прикладные исследования;
- разработки.
По секторам деятельности:
- государственный;
- предпринимательский;
- сектор высшего образования;
- частный бесприбыльный сектор.
Для оценки эффективности затрат на инновационную деятельность не-обходимо решить проблему оценки ее результатов.
Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и покупателей.
В соответствии с Положением о составе затрат расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции серийного и массового произ-водства, а также технологических процессов не относятся на себестоимость продукции и возмещаются за счет внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции (внебюджетные фонды финансирования НИОКР).
Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых вне-бюджетных фондов НИОКР определяется соответствующими решениями Пра-вительства РФ. Внебюджетные фонды формируются за счет добровольных от-числений предприятий и организаций независимо от форм собственности в раз-мере 1,5% от себестоимости продукции. Средства внебюджетных фондов идут на финансирование научно-исследовательских и опытных конструкторских ра-бот по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, раз-работки новых и совершенствования применяемых технологий, работ по повы-шению технического уровня продукции, работ в области охраны труда и техни-ки безопасности, разработок нормативных и инструктивных материалов и др.
Затраты, связанные с изобретательством, включают:
- расходы на проведение опытно-экспериментальных работ;
- расходы на изготовление моделей и образцов;
- расходы на организацию выставок, конкурсов и других мероприятий по маркетингу;
- выплату авторских вознаграждений.
Затраты на создание новой техники зависят от срока начала и завершения соответствующих работ. Поэтому в год окончания НИОКР учитываются затра-ты этого года, включая затраты прошлых лет, общие затраты на создание новой техники.
Общие
затраты (З) на создание новой техники
можно представить как про-
Покажем некоторые приемы анализа влияния факторов на изменение общих затрат.
Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.
Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять, анализируя следующие показатели:
- затраты на освоение новшеств;
- общие затраты на производство и реализацию продукции;
- выручка от реализации продукции, произведенной с применением нов-шеств;
- прибыль от реализации продукции, произведенной с применением нов-шеств;
- выручка от реализации всей продукции;
- стоимость нематериальных активов (средняя за период);
- стоимость основных фондов (средняя за период);
- чистая прибыль;
- средняя списочная численность персонала.
Приведенные показатели позволяют построить систему взаимосвязанных факторов - сомножителей для проведения факторного индексного анализа:
- затрат на единицу объема реализации;
- прибыли от реализации продукции;
- чистой прибыли.
Введем следующие условные обозначения:
З – затраты на производство реализованной продукции;
ВР – выручка от реализации всей продукции;
ЗОН – затраты на освоение новшеств;
ВРН – выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
ПР – прибыль от реализации продукции;
ПРН – прибыль от реализации новой продукции;
НА – стоимость нематериальных активов;
– коэффициент соотношения
нематериальных активов и
– затраты на единицу объема реализации;
П – чистая прибыль.
Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:
- снижении себестоимости продукции;
- росте фондовооруженности труда;
- росте производительности труда;
- увеличении объема реализации продукции или объема продаж;
- повышении рентабельности продаж и других производственных и фи-нансовых показателей.
Для анализа влияния освоения новшеств на себестоимость продукции примем в качестве результативного показателя затраты на единицу объема реализации ( ). Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:
где
– | затраты по освоению новшеств на единицу объема реализации продукции, произведенной с их применением; |
– | коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, вклю-чаемых в себестоимость продукции; |
– | доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке от реализации. |
Для освоения новшеств необходимы знания, опыт и другие нематери-альные активы.
Отношение прибыли от реализации продукции, произведенной с приме-нением новой техники или технологии к средней годовой стоимости нематери-альных активов, характеризует рентабельность нематериальных активов:
где
– | рентабельность нематериальных активов при освоении новшеств. |
Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль от реализации продукции отражает модель:
где
– | потребность в нематериальных активах на единицу объема выручки от реализации продукции; |
– | коэффициент увеличения прибыли от реализации всей продукции |
Сопоставив
стоимость нематериальных активов
со средней списочной чис-
Взаимосвязь
показателей вооруженности
где
– | фондовооруженность (стоимость основных фондов на одного работника); |
– вооруженность работников нематериальными активами;
N – средняя
списочная численность
– | коэффициент соотношения основных фондов и нематериальных активов |
Показателем эффективности работы персонала является выручка от реали-зации на одного работающего ( ).
Модель (9) позволяет оценить влияние вооруженности нематериальными активами и основными фондами на эффективность работы персонала:
где
– выручка от реализации на единицу стоимости основных фондов.
Модель (10) отражает влияние факторов на изменение прибыли:
где
– рентабельность продукции или рентабельность продаж;
– коэффициент
– | коэффициент соотношения нематериальных активов и стоимости основных фондов; |
– | средняя годовая стоимость основных фондов. |
Для оценки влияния факторов на результативный показатель в приведен-ных выше моделях используются взаимосвязанные факторные индексы. Сущ-ность метода взаимосвязанных факторных индексов (в литературе по анализу хозяйственной деятельности их называют цепными подстановками) состоит в том, что влияние каждого отдельного фактора на результативный показатель рассматривается во взаимодействии с другими факторами. Например, имеем трехфакторную модель (в которой факторы обозначим условно «а», «б», «в»)
у = а * б * в.
Индекс результативного показателя (Iy):
Абсолютное
изменение результативного
Dу = а1 * б1 * в1 - а0 * б0 * в0.
Дальнейшие рассуждения следующие:
1.Оцениваем влияние фактора «а» на результативный показатель. Измене-ние фактора «а» происходит во взаимодействии с факторами «б» и «в», то есть
2.
При построении каждого
3. Следовательно
Взаимосвязь индексов
Общее
изменение результативного
Dy = Da + Dб + Dв.
Более подробно теория взаимосвязанных факторных индексов изложена в специальной литературе по индексному методу5.
Информация о работе Оценка целесообразности инвестиций в инновационные проекты