Оценка бизнеса различными методами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от того, каковы его перспективы. При определении рыночной стоимости бизнеса учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. При этом очень важно, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы и с каким риском это сопряжено. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтированных денежных потоков (далее - метод ДДП).

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 59.92 Кб (Скачать)

1 Оценка бизнеса методом дисконтированных

денежных потоков

Рыночная  оценка бизнеса во многом зависит  от того, каковы его перспективы. При  определении рыночной стоимости  бизнеса учитывается только та часть  его капитала, которая может приносить  доходы в той или иной форме  в будущем. При этом очень важно, на каком этапе развития бизнеса  собственник начнет получать данные доходы и с каким риском это сопряжено. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтированных денежных потоков (далее - метод ДДП). 

Определение стоимости бизнеса методом ДДП  основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем  текущая стоимость будущих доходов  от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей  стоимости прогнозируемых будущих  доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о  рыночной цене, равной текущей стоимости  будущих доходов.

Данный  метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее  предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных  ценностей и т.д., а поток будущих  доходов, позволяющий ему окупить  вложенные средства, получить прибыль  и повысить свое благосостояние. С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они ни принадлежали, производят всего один вид товарной продукции - деньги. Метод ДДП может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее, существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат рыночной стоимости предприятия. Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений). Следует соблюдать разумную осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса.

Основные  этапы оценки предприятия методом  дисконтированных денежных потоков (ДП):

1) Выбор  модели денежного потока.

2) Определение  длительности прогнозного периода.

3) Ретроспективный  анализ и прогноз валовой выручки  от реализации.

4) Анализ  и прогноз расходов.

5) Анализ  и прогноз инвестиций.

6) Расчет  величины денежного потока для  каждого года прогнозного периода.

7) Определение  ставки дисконта.

8) Расчет  величины стоимости в постпрогнозный период.

9) Расчет  текущих стоимостей будущих денежных  потоков и стоимости в постпрогнозный период.

10) Внесение  итоговых поправок.

 

    1. Выбор модели денежного потока

При оценке бизнеса мы можем применять одну из двух моделей  денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала. В таблице 1 показано, как рассчитывается денежный поток для собственного капитала. Применяя эту модель, рассчитывается рыночная стоимость собственного (акционерного) капитала предприятия. В данной курсовой работе предполагается использование именной этой модели денежного потока.

Таблица 1 – Модель формирования чистого  денежного потока

 

Чистая прибыль после уплаты налогов

плюс

амортизационные отчисления

плюс (минус)

уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала

плюс (минус)

уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства

плюс (минус)

прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности

итого равно

денежный поток


По данным курсовой работы данная модель  упрощается до расчета денежного  потока как суммы чистой прибыли  после уплаты налогов и амортизационных  отчислений.

1.2 Определение длительности  прогнозного периода

Согласно методу ДДП стоимость  предприятия основывается на будущих, а не на прошлых денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является выработка прогноза денежного потока (на основе прогнозных отчетов о  движении денежных средств) на какой-то будущий временной период, начиная  с текущего года. В качестве прогнозного  берется период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается, что  в постпрогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечный поток доходов).

Определение адекватной продолжительности  прогнозного периода -непростая задача. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем больше число наблюдений и тем более обоснованным с математической: точки зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С другой стороны, чем длительнее прогнозный период, тем сложнее прогнозировать конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков денежных средств. По сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой практике прогнозный период для оценки предприятия может составлять в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации от 5 до 10 лет. В странах с переходной экономикой, в условиях нестабильности, где адекватные долгосрочные прогнозы особенно затруднительны, на наш взгляд, допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет. Для точности результата следует осуществлять дробление прогнозного периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. В данной курсовой работе предлагается выбрать прогнозный период – 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Ретроспективный анализ  и прогноз валовой выручки  от реализации

Анализ валовой выручки и  ее прогноз требуют детального рассмотрения и учета целого ряда факторов, среди  которых:

    • номенклатура выпускаемой продукции;
    • объемы производства и цены на продукцию;
    • ретроспективные темпы роста предприятия;
    • спрос на продукцию;
    • темпы инфляции;
    • имеющиеся производственные мощности;
    • перспективы и возможные последствия капитальных вложений;
    • общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса;
    • ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня конкуренции;
    • доля оцениваемого предприятия на рынке;
    • долгосрочные темпы роста в послепрогнозный период;
    • планы менеджеров данного предприятия.

Следует придерживаться общего правила, гласящего, что прогноз валовой  выручки должен быть логически совместим  с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом. Оценки, основанные на прогнозах, которые  заметно расходятся с историческими  тенденциями, представляются неточными. В курсовой работе проведение ретроспективного анализа выручки  сведено к  выявлению основных тенденций развития бизнеса в исходных данных   к курсовой работе (темпы роста  производственных мощностей, цен на продукцию, потенциала спроса и др). Прогноз выручки на прогнозный период рекомендуется свести в таблицу2.

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Анализ и прогноз расходов

На данном этапе оценщик должен:

    • учесть ретроспективные взаимозависимости и тенденции;
    • изучить структуру расходов, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек;
    • оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек;
    • изучить единовременные и чрезвычайные статьи расходов, которые могут фигурировать в финансовой отчетности за прошлые годы, но в будущем не встретятся;
    • определить амортизационные отчисления исходя из нынешнего наличия активов и из будущего их прироста и выбытия;
    • рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозируемых уровней задолженности;
    • сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателями для предприятий-конкурентов или с аналогичными среднеотраслевыми показателями.

Главным в отношении производственных издержек является разумная экономия. Если она  систематически достигается без  ущерба для качества, продукция предприятия  остается конкурентоспособной. Для  правильной оценки этого обстоятельства необходимо, прежде всего, четко выявлять и контролировать причины возникновения  категорий затрат.

Эффективное и постоянное управление издержками неразрывно связано с обеспечением адекватной и качественной информации о себестоимости отдельных видов  выпускаемой продукции и их относительной  конкурентоспособности. Умение постоянно "держать руку на пульсе" текущих  издержек позволяет корректировать номенклатуру производимой продукции  в пользу наиболее конкурентоспособных  позиций, строить разумную ценовую  политику фирмы, реально оценивать  отдельные структурные подразделения  с точки зрения их вклада и эффективности. Прогноз расходов отдельно по видам  продукции  сводится в таблицы 3 и 4.

 

Таблица 2 – Прогноз выручки предприятия  от реализации продукции

Показатель

Последний год анализируемого периода

Прогнозный период

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1 Мощность фирмы

- по продукту А, т

- по продукту В, шт

 

95167

73205

98973,68

75401,15

102932,63

77663,185

107049,93

79993,08

111331,93

82392,872

115785,21

84864,659

2 Суммарный рынок продуктов

- по продукту А, т

- по продукту В, шт

 

 

805255

97741

 

 

845517,75

102628,05

 

 

887793,64

107759,45

 

 

932183,32

113147,43

 

 

978792,49

118804,8

 

 

1027732,1

124745,04

3 Доля рынка компании

- по продукту А, т

- по продукту В, шт

 

112735,7

7819,28

 

118372,49

8210,24

 

124291,11

8620,76

 

130505,66

9051,79

 

137030,95

9504,384

 

143882,49

9979,6

4 Цена продукции, д.е

- по продукту А д.е/т

- по продукту В, д.е/шт.

 

140

70

       

178,679

85,17

5 Производство фирмы

- по продукту А, т

- по продукту В, шт

 

95167

7819,28

       

115785,21

9979,6

6 Выручка д.е, всего, в том числе

- по продукту А

- по продукту В

 

 

13323380

547349,6

       

 

20688386

849919,89


 

 

 

Таблица 3 – Прогноз расходов  фирмы  по продукции А

Показатель

Анализ. период

Прогнозный период

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1. Объем продаж, т

           

2  Переменные затраты, д.е/т

           

2.1 Сырье

           

2.2 Заработная плата

           

2.3 Электроэнергия

           

2.4 Итого затрат на 1 тонну

           

3 Общие  переменные затраты

           

4 Амортизация

           

5 Накладные расходы

           

Итого затрат

           

 

 

Таблица 4 – Прогноз расходов  фирмы  по продукции В

Показатель

Анализ. период

Прогнозный период

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1. Объем продаж, т

           

2  Переменные затраты, д.е/т

           

2.1 Сырье

           

2.2 Заработная плата

           

2.3 Электроэнергия

           

2.4 Итого затрат на 1 тонну

           

3 Общие  переменные затраты

           

4 Амортизация

           

5 Накладные расходы

           

Итого затрат

           

Информация о работе Оценка бизнеса различными методами