Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа
Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и
эффективный объем………………………………………………………….5
1.1 Специфика общественных благ ……………………………….5
1.2 Особенности спроса на общественные блага………………...10
1.3 Эффективный объем общественного блага…………………..11
2 Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства…………………………………………………………………..13
2.1 Государство как поставщик общественного блага…………...13
2.2 Проблема безбилетника………………………………………...21
2.3 Предоставление общественных благ посредством рынка…..25
2.4 Границы предоставления общественных благ………………..27
3 Перспективные тенденции в развитии общественных благ……………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………31
Существует ряд подходов к классификации общественных благ. Наиболее удачным нам представляется выделение российским экономистом Л.Ю. Спицыной следующих основных видов производимых государством общественных благ[11]:
1. Институциональные общественные блага - формальные и неформальные институты, нормы и правила, обязательные для исполнения всеми гражданами национального государства, включая закрепленный механизм защиты от нарушения.
2. Управленческие
3. Защитные организационно-
трансакций, реализацией механизма защиты от нарушения норм и правил, закрепленных в обществе.
Данные виды общественных
благ можно сопоставить с
Общественные блага можно подразделить также на потребляемые по выбору и без выбора. Потребляемые по выбору – это блага, которые могут потребляться в любом количестве в пределах произведенного выпуска, в том числе и в нулевом, например, радио, телевидение, мосты, дороги, потребляемые без выбора – это блага, которые вне зависимости от желания потребителя используются в количестве, равном произведенному выпуску, например, национальная оборона.
Также различаются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные (локальные) общественные блага. Различие определяется разницей в территориальном охвате полезным действием того или иного блага. При этом границы общества, пользующегося благом, могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо.
Международные общественные блага доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность) или предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К международным общественным благам относят меры длины и веса, языки, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.
Примерами общенациональных общественных благ являются национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей. Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.
2.2 Проблема «безбилетника»
Средства от налогообложения государство использует на производство общественных благ, которыми пользуются все. Получается, что фирмы, не уплачивающие налоги, пользуются услугами общественного сектора бесплатно, то есть возникает так называемая проблема «безбилетника» (англ. free-rider problem).
Причина возникновения
этого явления кроется в
Причины возникновения проблемы «безбилетника» можно разделить на субъективные: непорядочность граждан и объективные, которые в свою очередь делятся на связанные преимущественно с налогоплательщиком (индивидом) (I), и связанные с государством (II), т.е. с каждым из двух субъектов отношений: общественные блага – налоги.
Субъективные причины: сокрытие налогоплательщиками истинных предпочтений в общественных благах. Участникам финансирования общественного блага выгодно занижать свою объявленную потребность в общественном благе, чтобы меньше платить за него. Если число потребителей мало, то ситуация стимулирует последних к честному выражению своих предпочтений, т.к. ложная информация может привести к недопроизводству блага. И наоборот, рост числа потребителей приводит к росту количества «зайцев», надеющихся, что общественное благо будет предоставлено вне зависимости от их взноса.
Объективные причины (I): отсутствие у граждан полной информации, наличие высоких затрат на сбор платы за информацию о каждом отдельном общественном благе в сравнении с унифицированным налогообложением и ряда других причин, вызывающих высокие трансакционные издержки. Например, индивид, не интересующийся геологией может и не знать, сколько стоит добыча урана, который идет на производство ядерной бомбы. Поэтому он может несознательно искажать свои представления о затратах на оборону страны.
Российский экономист Л.И. Якобсон, занимающийся изучением общественного сектора считает, что информация об общественном благе сама может являться общественным благом[16]. Если государство не занимается предоставлением данной информации, то сам индивид предпочитает оставаться в рациональном неведении, т.е. принимает решение на основе неполной информации. Для индивида, делающего выбор, существует оптимальный уровень инвестиций в поиск и анализ фактов.
Налогоплательщик чаще всего довольствуется информацией, которую предоставляет государство в лице активных участников политической жизни: политиков, чиновников, журналистов, общественных деятелей. Часто последние убеждают индивидов в необходимости такого финансирования общественных благ, когда предельные издержки его производства (т.е. налогообложение) превышают предельные выгоды, получаемые потребителями. Такой феномен, когда налогоплательщик недооценивает альтернативные издержки производства общественных благ, в экономической литературе называется фискальной иллюзией. Фискальная иллюзия – «ситуация, при которой преимущества от конкретных государственных расходов ясно видны их получателям, но этого нельзя сказать о связанных с ними издержках, которые распределены во времени и приходятся на большое число людей».[10]
Фискальной иллюзии часто
способствуют производители общественных
благ. Так, по мнению ряда экономистов
(в основном либерального толка) в России
«баланс власти перекошен в пользу производителей
публичных благ за счет налогоплательщиков-
Объективные причины (II): «ошибки» государства при определении оптимального объема производства общественных благ, который, как мы знаем из предыдущего параграфа, находится на пересечении спроса и предложения на общественные блага.
Обычно спрос на общественные блага бывает завышенным. Это происходит по нескольким причинам[19]:
Особенности предложения общественных благ:
Можно увидеть, что объективные причины (I) и (II) пересекаются, т.к. в отсутствии информации часто виновато государство.
Финансирование общественных благ происходит на основе коллективных решений. Но коллективный характер решения обуславливают меньшую по сравнению с частным выбором заинтересованность в том, чтобы решение было максимально эффективным. Этому способствуют два момента: во-первых, позиция отдельного индивида при коллективном принятии решения не имеет большого значения (иногда приходится согласовывать свои решения с решениями других людей с несхожими предпочтениями, что приводит к дополнительным трансакционным издержкам), во-вторых, на него приходится малая часть выгод и издержек, которые формируются в процессе реализации решения. Чем больше членов в коллективе, тем нагляднее данное положение.
2.3 Предоставление общественных благ посредством рынка.
Возможности рынка в предоставлении общественных благ – это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения.[2]
1. Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага.
Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления.
Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия – наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ. Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ. Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества. Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.
2. Взаимообусловленное финансирование.
Один из методов такого финансирования – увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться
путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.[18]
3. Субсидирование. Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды – общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.
Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.
2.4 Границы предоставления общественных благ
Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребует данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.
Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность. Последнее десятилетие отмечено бурным развитием интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими. Совершенствуются и изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы принятия решений, в том числе касающиеся предоставления общеевропейских общественных благ, решаются вопросы об изменении компетенции национальных правительств и институтов сообщества. Все эти процессы представляют особый интерес для России с точки зрения взаимодействия федеральных и региональных властей, а также роли, которую играет Россия в СНГ.
Информация о работе Общественное благо. Проблема «безбилетника