Общественное благо. Проблема «безбилетника

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и
эффективный объем………………………………………………………….5
1.1 Специфика общественных благ ……………………………….5
1.2 Особенности спроса на общественные блага………………...10
1.3 Эффективный объем общественного блага…………………..11
2 Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства…………………………………………………………………..13
2.1 Государство как поставщик общественного блага…………...13
2.2 Проблема безбилетника………………………………………...21
2.3 Предоставление общественных благ посредством рынка…..25
2.4 Границы предоставления общественных благ………………..27
3 Перспективные тенденции в развитии общественных благ……………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 63.31 Кб (Скачать)

 Qs = q1 = q2 = … = qn

2) Поскольку все пользователи  получат выгоды одновременно, а  кривые их спроса представляют собою предельные полезности для каждого данного объема блага, то для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собою сумму всех предельных индивидуальных полезностей

MSB = MB1 + MB2 + . + MBn = ∑ Mbi

      Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены.

Отсюда следуют два  важных вывода.

Первый состоит в том, что объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены.

Второй – в том, что  при спросе на чистое общественное благо цены, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируется путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, представляясь в виде кривой общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага.

 

1.3 Эффективный объем общественного блага.

Предоставление чистого  общественного блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для всех, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей. Поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей.

Эффективным является тот  объем чистого общественного  блага, при котором предельные общественные выгоды от потребления блага равны предельным издержкам его производства. [1]

Следовательно, достижение эффективного объема производства чистого общественного блага требует кооперации потребителей. Так как чистое общественное благо предоставляется всем пользователям в одинаковом объеме, то, казалось бы, логичным взимать с потребителей одинаковую плату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.

2.1 Государство как поставщик общественных благ

Экономическая  деятельность  современного  государства  осуществляется  в  широких масштабах  и  фактически  трудно  составить  исчерпывающий  перечень  его экономических функций. Дж. Бьюкенен - представитель неоинституциональной теории – в своем труде «Границы  свободы»  выделяет  в  качестве  основных  следующие  экономические функции  государства – «государство защищающее» и «государство производящее».[6]

Первая функция представляет  государство  как  спецификатора прав  собственности  в  обществе, что упорядочивает  воспроизводственный процесс и  снижает неопределенность, вторая - как производителя общественных благ, участника процессов производства, обмена, распределения и потребления.  Раскрывая  данные  функции  можно  отметить,  что  на  практике  функция  «государство защищающее» реализуется через разработку и принятие государством законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность,  определение  прав  и  обязанностей  граждан,  т.е.  государство обеспечивает правовую базу и общественную атмосферу, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

А функция  «государство  производящее»  основывается на  совершенствовании и модификации функционирования рыночной системы: в этом плане можно выделить следующие три подфункции государства:

1.  Перераспределение   дохода  и  богатства:  государство   гарантирует минимум  заработной  платы, пенсии по  старости, инвалидности, пособие по  безработице,  различные  виды помощи малоимущим и т.д.

2.  Стабилизация  экономики:  правительство использует бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную  политику  для  преодоления  спадов  производства,  для  сглаживания  инфляции,  снижения  безработицы, поддержания  стабильного  уровня национальной  валюты,  а  также  стимулирование экономического роста.

3.  Корректирование   распределения  ресурсов:  государство  организует  производство  тех экономических благ, которым не занимается частный сектор, оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.

В некотором смысле все  вышеназванные функции государства сводятся к производству общественных благ (англ. public goods), т.е. благ, доступ к которым имеют все индивиды. Ведь,  скажем,  хорошо функционирующая правовая  система или макроэкономическая стабильность также может рассматриваться как общественные блага.                                                 

Более  строго  общественные  блага  обычно  определяются  как  блага,  которыми  коллективно  пользуются все члены общества, вне  зависимости от своего участия в их оплате.[17]

К общественным  благам  относятся:  оборона,  бесплатное  образование,  общедоступное  посещение парков, музеев и т.п.

Понятие «общественные блага»  введено  теорией  общественного  сектора. Под  общественными благами  в данной теории понимается товар, который поставляет государство взамен на деньги налогоплательщиков.

Как  известно,  общественные  блага  в  противоположность  частным  благам  обладают двумя свойствами:

•  неконкурентностью (англ. nonrivalness) –  потребление  общественного  блага  одним индивидуумом не уменьшает его количества доступное другим;

•  неисключаемостью (англ. nonexcludability) – технически невозможно или запредельно дорого исключить кого-либо из пользования этим благом.

Неконкурентность (ее можно  также определить как нулевой уровень издержек предоставления  общественного  блага  дополнительному  потребителю,  т.е. МС  ≈ 0)  означает,  что  с точки  зрения  общественной  эффективности  возможен  доступ  к  этому  благу  даже  того  индивида, который не желает платить за пользование им такую же цену, как другие. В самом деле, положение  этого  индивида  в  данной  ситуации  улучшается.  А  благосостояние  остальных  не снижается.

С другой  стороны, неисключаемость (или неприсвояемость) предполагает, что поставщик общественного блага не  в  состоянии обособить  свои  экономические  взаимоотношения  с отдельным  потребителем  от  отношений  с  другими  потребителями.  Неисключаемость  может возникнуть  как  в  результате  невозможности физически исключить  кого-либо  из  пользования данным  благом,  так  и  вследствие  чрезвычайно  высоких  затрат  на  исключение  в  сравнении  с возможными  выгодами  продавца. Неисключаемость  из  потребления может  быть  полной  или неполной, вплоть до «нулевой».

В  научной  литературе  существуют  разные  позиции  по  отношению  к  определяющему фактору общественных благ: главное неконкурентность, главное неисключаемость. За приоритет неконкурентности в потреблении выступают: П. Самуэльсон, М. Кац и Х. Розен, Дж. Хир-шлейфер  и А.  Глейзер, Х.  Гравиль  и  Р.  Рис. Противоположенной позиции –определяющий признак – неисключаемость – придерживается У. Николсон. Дж. Стиглиц является сторонником «центристской» точки зрения: оба признака присущи общественному благу, степень же  их присутствия влияет на отношение общественного блага к «чистому» или «нечистому».[17]

В  зависимости от того, какой позиции придерживаться, можно  «смешанное» благо отнести  к  общественным  или  к  частным. Например,  кабельное  телевидение,  обладая  неконкурентностью и  исключаемостью в соответствии с  первой точкой зрения относится в  разряд частных благ, а в соответствии со второй и третьей – к «нечистым» и «присвояемым» общественным благам.

При анализе уклонения от налогов активно используются оба свойства общественных благ: неконкурентность в потреблении приводит к лояльному отношению общества к уклоняющимся от налогов, а неисключаемость вызывает столь высокие расходы государства по ограничению доступа к общественным благам уклоняющихся от налогов субъектов, что часто блокирует эти попытки.

Блага,  которым присущи  оба  свойства, называются  чистыми  общественными  благами.

Если действие свойств  ограничено, то это уже смешанные блага.

Типология частных и общественных благ

Свойства благ 

конкурентность 

неконкурентность 

исключаемость

частные блага: автомобили, одежда, продукты

смешанные блага: мосты, дороги, парки 

неисключаемость

смешанные блага: загрязнение  воды, воздушного пространства, рыболовство

чистые общественные блага: национальная оборона, научное открытие, уличное освещение


Источник: Фролова Н.Л. Общественные блага: сущность и проблема эффективного предоставления // Вестник московского университета. Сер. 6. Экономика. – 2001. – № 2. – С.21.

 Как  видно  из  таблицы,  примерами  чистых  общественных  благ  могут   служить  национальная оборона  или  законодательство. Так, увеличение  численности населения само по себе не  требует изменения масштабов  стратегических  ядерных  сил. В отличии, например,  от продуктов питания все элементы оборонной системы «потребляются» населением страны в целом.

Имеется в виду, что они  приносят выгоды каждому. Причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей. В то же время отдельный житель страны фактически не может быть выведен из-под «ядерного зонтика».

Чистые общественные блага  – это, как правило, не обычные  материальные продукты, а относительно  сложные  институциональные  конструкты,  зачастую  увязывающие  воедино  целый ряд видов деятельности, материальных и нематериальных элементов. Например, книги, аудио- и  видеоаппаратура  сами по  себе не  обладают  свойствами общественных благ: неисключаемостью  и неконкурентностью, но  эти материальные  вещи могут  выступать  в  качестве  составляющих элементов такого общественного блага, как научное открытие.

Чистое общественное благо, так же как и его противоположность - чистое частное благо, является экстремальным случаем.

Дело в том, что несоперничество  в потреблении чистого общественного блага связано с его неделимостью, причина неисключаемости кроется  во  внешних  эффектах (англ. externality), плохо поддающихся интернализации. Но и неделимость потребления и объем внешних эффектов  не  являются  постоянными. Для смешанных общественных  благ  чаще  всего характерно,  что размеры «пучка» услуг,  которые фактически  могут быть  реализованы за  плату, меньше  потенциального  количества  услуг,  которое  в  принципе  способно  обеспечить  данное благо. Для примера, возьмем, дорогу, которая будет являться смешанным благом, т.к. за проезд по ней можно взимать плату. Смешанные блага теоретически можно разделить на перегружаемые (переполняемые) и неперегружаемые.  Дело  в  том,  что  свойство  неконкурентности  в  потреблении  выполняется только  до  определенного момента. Условие  неисключаемости  также  варьируется  по  степени своего проявления. В целом на практике же существует огромное множество вариаций свойств неконкурентности и неисключаемости. [18]

Чистые общественные блага  должны полностью финансироваться  за  счет  государства, т.к. в них  не заинтересован частный инвестор (выплата пенсий военнослужащим или  работникам правоохранительных органов, социальная помощь инвалидам) или само государство не заинтересовано  в  частном  финансировании (органы  внутренних дел,  уголовно-исполнительная система и т.д. – все, что связано с обеспечением порядка в обществе, т.к. частная тюрьма или частный пограничный пост будет действовать в интересах частного лица). Производство  смешанных  благ может перелагаться на  частных инвесторов. И  чем  богаче государство, а значит и граждане, тем больше своих потребностей общество может удовлетворить  самостоятельно.[13]

 Например,  в США   и  развитых  странах Европы  финансирование части автомобильных  дорог осуществляется частными  инвесторами, которые окупают  вложения за счет взимания  платы за проезд. В России были  попытки создания платного автодорожного объекта еще в 1993 г., но проект окупался только на 30%. По данным экспертов, на сегодняшний день только 2-3% [14] российских автодорог могут заинтересовать частных инвесторов.

Низкий процент  объясняется  слабой  загруженностью  трасс, наличием  высоких политических рисков, слабой законодательной базой.

Характеризуя общественные блага также важно отметить следующее[13]:

1. Общественные блага  возникают как результат усилий  по осуществлению контроля за  «побочными  внешними  эффектами»  или «эффектом  безбилетника».  Это  такие  блага  или услуги, полезность от которых получают не только те, кто их произвел или заплатил за них, но и множество других людей, причем практически невозможно (т. е. сопряжено с огромными издержками) предотвратить потребление со стороны таких «безбилетников».

2.  Общественные блага  обеспечиваются общим образом, потому что они не могут быть «расфасованы»  по  отдельным  потребителям.  Примером  может служить законодательство.  В отличии, например, от сырья или машин все элементы законодательства «потребляются» предприятиями страны в целом. Имеется в виду, что они приносят выгоды каждому. Причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей. В то же время отдельное предприятие страны фактически не может быть выведено из-под действия национального законодательства. Даже наоборот, законодательство было бы бесполезно для отдельного индивида, если бы не было одновременно обращено ко всем другим членам общества.

3. Общественные блага  имеют своей целью поддержание предпочтительного состояния дел в обществе. Например, профилактическая прививка представляет собой услугу, которая  оказывается  конкретному индивиду. Вместе  с  тем, она уменьшает  вероятность не  только заболевания его самого, но и, в конечном счете, вероятность возникновения эпидемии. 

Информация о работе Общественное благо. Проблема «безбилетника