Новый статус России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

16 декабря 2011 г. был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ. Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ с одной стороны и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех доходов консолидированного бюджета. Масштаб последствий поистине огромен.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические материалы и статистические данные, выяснить каким же именно является новый статус России в составе ВТО в настоящее время и каковы будущие перспективы присутствия РФ в данном интеграционном объединении.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа НОВЫЙ СТАТУС РОССИИ В СОСТАВЕ ВТО.docx

— 79.23 Кб (Скачать)

     Правительства стран-наблюдателей на регулярной основе получают основные документы и материалы ГАТТ/ВТО. Положения Генерального соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюдатели, и они не несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами.

       Советский Союз получил статус наблюдателя для участия на регулярной основе в ежегодных сессиях договаривающихся сторон ГАТТ, в сессиях Совета ГАТТ и в сессиях других открытых органов ГАТТ. Россия, как правопреемница СССР, наряду с 16 государствами не членами ГАТТ и 28 международными организациями обладает этим статусом. Статус наблюдателя при Совете ГАТТ дает право участвовать в работе всех прочих незакрытых органов ГАТТ, исключая Комитеты по бюджету, финансовым и административным вопросам, а также комитеты и советы, созданные в итоге “токийского” раунда многосторонних торговых переговоров.

       В середине июня 1993г. Совет Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) рассмотрел заявление со стороны России о присоединении к этому соглашению. При полном согласии всех стран-членов Совета было решено принять заявление России и учредить рабочую группу Совета для разработки условий присоединения России к ГАТТ/ВТО. Меморандум о внешнеторговом режиме Российской Федерации, переданный в марте 1994 года, затрагивает традиционную проблематику ГАТТ по торговле промышленными товарами, а также вопросы повестки дня “уругвайского” раунда многосторонних торговых переговоров. Следовательно, России необходимо дополнить меморандум и предоставить членам ВТО отсутствующую в нем информацию в отношении торговых аспектов использования прав интеллектуальной собственности, связанных с Генеральным соглашением вопросов, касающихся торговли услугами и других “новых сфер”.

       В соответствии  с установившейся практикой в  ответ на этот меморандум члены  ВТО передали вопросы правительству  Российской Федерации. Всего их  насчитывалось около четырехсот.

       Вопросы  касались каждого элемента режима  внешней торговли, включая вопрос  эксклюзивной или общей юрисдикции  центральных или местных органов  власти в вопросах торговли, а  также роли различных министерств  и других государственных ведомств  в вопросах торговли.

      Что более  важно, вопросы касались намерений  правительства Российской Федерации  в области экономической реформы,  включая ситуацию с балансом  платежей и структуру внешнего  долга. Отдельные вопросы относились  к демонополизации экономики,  ограничениям на внешнеторговые  операции, приватизации государственных  предприятий и многому другому.

       Вопросы  о системе валютно-финансовых  отношений, мерах по достижению  конвертируемости рубля и о  бюджетных выкладках дают четкий  сигнал о том, что члены ВТО  хотели бы, чтобы процессы экономической  трансформации и реформы были  доведены до конца.

      Конечно  же, множество вопросов посвящено  тарифам, таможенному режиму и  намерениям правительства твердо  следовать процессам либерализации  торговли, включая ликвидацию нетарифных  мер применительно как к импорту,  так и экспорту товаров.

      Другие  вопросы касаются отношений Российской  Федерации с другими странами  СНГ, выполнения Россией положений  Соглашения по интеллектуальной  собственности, равно как и  политики в области сферы обслуживания.

      На первый  взгляд этот список может испугать, но лучше подойти к его рассмотрению  с ясным пониманием того, что  требуется для ответов на эти  вопросы. Кроме того, важно подчеркнуть, что ВТО и ее члены готовы помочь странам, подающим заявки, соответствовать необходимым требованиям. В рамках возможностей ВТО техническое содействие странам, подавшим заявки, имеет приоритетное значение.

       Это могут быть курсы обучения или семинары в данном государстве или предоставление экспертной помощи в области проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО. Программа подготовки дает возможность государственным служащим проходить в ВТО курс интенсивного обучения. Российские государственные служащие уже принимали участие в подобных курсах.

      Таким образом,  путь России в ГАТТ/ВТО был  связан с длительным и нелегким  процессом разработки условий  участия России в мировой торговле. Прежде всего, следует отметить, что система ГАТТ/ВТО создавалась  десятилетиями. Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой  отдельные страны приспосабливались  последовательно и постепенно. Перед  Россией же стоит задача внедрения  всей совокупности системы ГАТТ/ВТО  в течение короткого промежутка  в несколько лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Взаимодействие России и ГАТТ/ВТО

3.1.    Сотрудничество  России и ГАТТ/ВТО на современном  этапе 

       Процесс  сотрудничества с ВТО оказался  закрытым для представителей  многих отраслей экономики. Эта  закрытость имела двойственный  характер:

 

  • во-первых, не публиковалось сведений о конкретных условиях вступления и обязательствах России в разрезе отдельных отраслей (ставки, квоты и т. п.). В прессе широко освещались только ход и результаты переговоров, а не собственно их предмет;

 

  • во-вторых, не были учтены интересы некоторых ключевых секторов экономики. Одни лоббирующие группы достигли огромного успеха, так как переговорщики жестко отстояли их требования, другие оказались поставлены перед фактом неожиданных уступок.

 

       Еще в 2002 г. крупный бизнес и государство обозначили три «проблемные» области: сельское хозяйство, авиационная и автомобильная промышленность. В дальнейшем подробно сообщалось о ходе переговоров именно по этим позициям. Кроме того, освещались специфические проблемы в противостоянии с США и ЕС: энергетическая политика России на европейском и внутреннем рынке, защита прав собственности, вводимые ограничения на импорт продовольствия и др. Остальная детальная информация была недоступна широкой общественности. В результате большинство представителей российской экономики не знают условий вступления в ВТО и не информированы о его последствиях. [5]

 

       Даже  металлурги, которые, по всем прогнозам,  выигрывали от вступления в  ВТО, признавали, что до 80% российских  компаний слабо представляют  нормы и правила ВТО. Российская экономика буквально «проспала» процесс вступления в ВТО, потеряв к нему интерес после первых раундов 2000-2003 гг.

 

        Исследование  мнений, бытующих в бизнес-среде,  осуществленное в 2011 г. группой  INSIDERS и компанией «АЭРгрупп», показало, что 37% опрошенных бизнесменов  не имели четкой позиции относительно необходимости вступления в ВТО для России и последствий для национальной экономики. Оптимисты же, в основном, представлены малым и средним бизнесом (возможно – из-за поверхностных представлений по сути вопроса).

 

 

3.2.    Процесс  присоединения России к ГАТТ/ВТО 

      Процесс вступления Российской Федерации в ВТО тянется 18 лет, начиная от заявки на присоединение к ГАТТ в 1993 г. Как известно, для вступления в ВТО необходимо согласие всех 153 ее членов. И если сначала, когда переговоры были многосторонними, переговорный процесс шел довольно-таки активно, то в двусторонних переговорах выявилось немало трудностей. Наиболее сложными оказались переговоры с ЕС, Китаем и США, а в последние годы – и с Грузией.

 

      К началу 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и через Секретариат ВТО уведомила страны-члены ВТО о готовности приступить к переговорам о доступе на рынок. По соответствующим запросам стран-членов Рабочей группы тарифные предложения России были переданы примерно тридцати странам, включая ЕС, США, Канаду и Японию. Первый раунд обсуждения был завершен к 2000 г. Далее переговоры приняли полномасштабный характер, то есть стали охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО: тарифную политику, доступ на рынки товаров и услуг, сельское хозяйство. [6]

    

      К 2004 г., после подписания Россией Киотского протокола, удалось согласовать почти все вопросы, вызывавшие озабоченность ЕС. Российские политики с оптимизмом смотрели на ситуацию: ожидалось, что не позднее 2007 года все формальности будут завершены и Россия вступит в ВТО.

 

     Однако все последующие годы ушли на поиск компромиссов в двусторонних переговорах с США (по вопросам открытия рынков продовольствия, обеспечения в России защиты прав интеллектуальной собственности и открытия финансовых рынков) и Грузией (политические вопросы).

      

      Только в ноябре 2006 г. США согласились на вступление России в ВТО. Впрочем, сейчас, когда все необходимые условия российской стороной выполнены, Россия и США договорились «не применять положения ВТО в двусторонней торговле», так что ранее достигнутое соглашение было всего лишь формальностью.

     

       Грузия после прихода к власти М. Саакашвили резко ужесточила свои позиции в переговорном процессе и привязала согласие на вступление к решению политических проблем, связанных с Южной Осетией и Абхазией. После конфликта августа 2008 г. И запретов России на импорт грузинской минеральной воды и вина, Грузия объявила о прекращении любых переговоров и блокировании вступления России в ВТО.

      

     С мертвой точки процесс удалось сдвинуть только после громких заявлений США и посредничества Швейцарии. Таким образом, 16 декабря 2011 г. Россия была официально принята во Всемирную торговую организацию. Теперь дело за малым - ратификацией соглашения законодательной властью РФ.

3.3.    Социально-экономические последствия присоединения России к                              ГАТТ/ВТО

     16 декабря 2011 г. был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ.

 

      Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ с одной стороны и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех доходов консолидированного бюджета. Масштаб последствий поистине огромен.

 

      Вместе с тем, до сих пор нет четкого и однозначного ответа на вопрос, какой социально-экономический эффект получит Россия от вступления в ВТО. В значительной степени это связано с тем, что детальные обязательства по изменению ставок и квот были опубликованы лишь после подписания протокола. Но даже предварительные оценки, подготовленные государственными и независимыми исследовательскими организациями,        непозволяют с уверенностью утверждать, что общий эффект будет положительным.

        Дополнительным направлением поддержки в рамках ВТО может стать малый и средний бизнес. ВТО не ограничивает поддержку малых сельхозпроизводителей и отдельных хозяйств. Тем не менее, российская государственная политика пока не в полной мере защищает интересы данной группы предпринимателей: несмотря на наблюдавшийся в последние годы рост рентабельности агрохолдингов, рентабельность малых и средних предприятий в большинстве случаев оставалась отрицательной.

 

       Социальная  напряженность, которая может  возникнуть в случае разорения  большого количества малых и  средних сельхозпроизводителей,  представляет собой огромный  риск для сельскохозяйственных  регионов. Сама эта проблема не  связана

напрямую с ВТО, но дополнительное увеличение объемов импортного продовольствия, которое на равных будет конкурировать  с продукцией крупных отечественных  производителей, может подталкивать к разорению. [8]

 

       В ситуации, когда последствия плохо поддаются оценке, необходимо четко понимать риски экономического и социального характера, с которыми сопряжено выполнение Россией ряда обязательств, связанных со вступлением в ВТО. Эти риски усугубляются проблемами институционального характера, существующими в российской экономике, что сильно ограничивает возможности государства по их минимизации. В настоящей работе представлен анализ рисков, связанных со вступлением России в ВТО, и дана количественная оценка потерь для различных секторов экономики в предположении, что государство не осуществляет последовательную политику по защите отечественного производителя.

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Итак, основываясь  на всем вышесказанном, можно  сделать следующие выводы. Присоединение  России к ВТО позволит создать  предсказуемые условия для деятельности  как российских, так и иностранных  экономических операторов. Будут  созданы более благоприятные  условия для доступа отечественных  товаров и услуг на мировой  рынок. Однако за все это  Россия будет вынуждена заплатить  открытием своего внутреннего  рынка. В этих условиях чрезвычайно  важным является выработка комплекса  мер, направленных на защиту  отечественного производителя. При  этом, однако, должны быть сохранены  нормальные условия для развития  конкуренции.

        В  этой связи хотелось бы отметить, что в отношении вопроса о  вступления России в ВТО нельзя  однозначно становиться на сторону  либо активных сторонников этого  шага, либо на сторону протекционистов.  Здесь необходим определенный  баланс интересов, который в  данном случае и является, по  моему мнению, наиболее рациональным  решением этого нелегкой проблемы.

Информация о работе Новый статус России в ВТО