Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:38, курсовая работа
16 декабря 2011 г. был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ. Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ с одной стороны и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех доходов консолидированного бюджета. Масштаб последствий поистине огромен.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические материалы и статистические данные, выяснить каким же именно является новый статус России в составе ВТО в настоящее время и каковы будущие перспективы присутствия РФ в данном интеграционном объединении.
Правительства стран-наблюдателей на регулярной основе получают основные документы и материалы ГАТТ/ВТО. Положения Генерального соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюдатели, и они не несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами.
Советский Союз получил статус наблюдателя для участия на регулярной основе в ежегодных сессиях договаривающихся сторон ГАТТ, в сессиях Совета ГАТТ и в сессиях других открытых органов ГАТТ. Россия, как правопреемница СССР, наряду с 16 государствами не членами ГАТТ и 28 международными организациями обладает этим статусом. Статус наблюдателя при Совете ГАТТ дает право участвовать в работе всех прочих незакрытых органов ГАТТ, исключая Комитеты по бюджету, финансовым и административным вопросам, а также комитеты и советы, созданные в итоге “токийского” раунда многосторонних торговых переговоров.
В середине июня 1993г. Совет Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) рассмотрел заявление со стороны России о присоединении к этому соглашению. При полном согласии всех стран-членов Совета было решено принять заявление России и учредить рабочую группу Совета для разработки условий присоединения России к ГАТТ/ВТО. Меморандум о внешнеторговом режиме Российской Федерации, переданный в марте 1994 года, затрагивает традиционную проблематику ГАТТ по торговле промышленными товарами, а также вопросы повестки дня “уругвайского” раунда многосторонних торговых переговоров. Следовательно, России необходимо дополнить меморандум и предоставить членам ВТО отсутствующую в нем информацию в отношении торговых аспектов использования прав интеллектуальной собственности, связанных с Генеральным соглашением вопросов, касающихся торговли услугами и других “новых сфер”.
В соответствии
с установившейся практикой в
ответ на этот меморандум
Вопросы
касались каждого элемента
Что более
важно, вопросы касались
Вопросы
о системе валютно-финансовых
отношений, мерах по
Конечно
же, множество вопросов посвящено
тарифам, таможенному режиму и
намерениям правительства
Другие
вопросы касаются отношений
На первый
взгляд этот список может
Это могут быть курсы обучения или семинары в данном государстве или предоставление экспертной помощи в области проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО. Программа подготовки дает возможность государственным служащим проходить в ВТО курс интенсивного обучения. Российские государственные служащие уже принимали участие в подобных курсах.
Таким образом,
путь России в ГАТТ/ВТО был
связан с длительным и
Глава 3. Взаимодействие России и ГАТТ/ВТО
3.1. Сотрудничество
России и ГАТТ/ВТО на
Процесс
сотрудничества с ВТО оказался
закрытым для представителей
многих отраслей экономики.
Еще в 2002 г. крупный бизнес и государство обозначили три «проблемные» области: сельское хозяйство, авиационная и автомобильная промышленность. В дальнейшем подробно сообщалось о ходе переговоров именно по этим позициям. Кроме того, освещались специфические проблемы в противостоянии с США и ЕС: энергетическая политика России на европейском и внутреннем рынке, защита прав собственности, вводимые ограничения на импорт продовольствия и др. Остальная детальная информация была недоступна широкой общественности. В результате большинство представителей российской экономики не знают условий вступления в ВТО и не информированы о его последствиях. [5]
Даже металлурги, которые, по всем прогнозам, выигрывали от вступления в ВТО, признавали, что до 80% российских компаний слабо представляют нормы и правила ВТО. Российская экономика буквально «проспала» процесс вступления в ВТО, потеряв к нему интерес после первых раундов 2000-2003 гг.
Исследование мнений, бытующих в бизнес-среде, осуществленное в 2011 г. группой INSIDERS и компанией «АЭРгрупп», показало, что 37% опрошенных бизнесменов не имели четкой позиции относительно необходимости вступления в ВТО для России и последствий для национальной экономики. Оптимисты же, в основном, представлены малым и средним бизнесом (возможно – из-за поверхностных представлений по сути вопроса).
3.2. Процесс
присоединения России к ГАТТ/
Процесс вступления Российской Федерации в ВТО тянется 18 лет, начиная от заявки на присоединение к ГАТТ в 1993 г. Как известно, для вступления в ВТО необходимо согласие всех 153 ее членов. И если сначала, когда переговоры были многосторонними, переговорный процесс шел довольно-таки активно, то в двусторонних переговорах выявилось немало трудностей. Наиболее сложными оказались переговоры с ЕС, Китаем и США, а в последние годы – и с Грузией.
К началу 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и через Секретариат ВТО уведомила страны-члены ВТО о готовности приступить к переговорам о доступе на рынок. По соответствующим запросам стран-членов Рабочей группы тарифные предложения России были переданы примерно тридцати странам, включая ЕС, США, Канаду и Японию. Первый раунд обсуждения был завершен к 2000 г. Далее переговоры приняли полномасштабный характер, то есть стали охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО: тарифную политику, доступ на рынки товаров и услуг, сельское хозяйство. [6]
К 2004 г., после подписания Россией Киотского протокола, удалось согласовать почти все вопросы, вызывавшие озабоченность ЕС. Российские политики с оптимизмом смотрели на ситуацию: ожидалось, что не позднее 2007 года все формальности будут завершены и Россия вступит в ВТО.
Однако все последующие годы ушли на поиск компромиссов в двусторонних переговорах с США (по вопросам открытия рынков продовольствия, обеспечения в России защиты прав интеллектуальной собственности и открытия финансовых рынков) и Грузией (политические вопросы).
Только в ноябре 2006 г. США согласились на вступление России в ВТО. Впрочем, сейчас, когда все необходимые условия российской стороной выполнены, Россия и США договорились «не применять положения ВТО в двусторонней торговле», так что ранее достигнутое соглашение было всего лишь формальностью.
Грузия после прихода к власти М. Саакашвили резко ужесточила свои позиции в переговорном процессе и привязала согласие на вступление к решению политических проблем, связанных с Южной Осетией и Абхазией. После конфликта августа 2008 г. И запретов России на импорт грузинской минеральной воды и вина, Грузия объявила о прекращении любых переговоров и блокировании вступления России в ВТО.
С мертвой точки процесс удалось сдвинуть только после громких заявлений США и посредничества Швейцарии. Таким образом, 16 декабря 2011 г. Россия была официально принята во Всемирную торговую организацию. Теперь дело за малым - ратификацией соглашения законодательной властью РФ.
3.3. Социально-экономические последствия присоединения России к ГАТТ/ВТО
16 декабря 2011 г. был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ.
Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ с одной стороны и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех доходов консолидированного бюджета. Масштаб последствий поистине огромен.
Вместе с тем, до сих пор нет четкого и однозначного ответа на вопрос, какой социально-экономический эффект получит Россия от вступления в ВТО. В значительной степени это связано с тем, что детальные обязательства по изменению ставок и квот были опубликованы лишь после подписания протокола. Но даже предварительные оценки, подготовленные государственными и независимыми исследовательскими организациями, непозволяют с уверенностью утверждать, что общий эффект будет положительным.
Дополнительным направлением поддержки в рамках ВТО может стать малый и средний бизнес. ВТО не ограничивает поддержку малых сельхозпроизводителей и отдельных хозяйств. Тем не менее, российская государственная политика пока не в полной мере защищает интересы данной группы предпринимателей: несмотря на наблюдавшийся в последние годы рост рентабельности агрохолдингов, рентабельность малых и средних предприятий в большинстве случаев оставалась отрицательной.
Социальная
напряженность, которая может
возникнуть в случае разорения
большого количества малых и
средних сельхозпроизводителей,
напрямую с ВТО, но дополнительное увеличение объемов импортного продовольствия, которое на равных будет конкурировать с продукцией крупных отечественных производителей, может подталкивать к разорению. [8]
В ситуации, когда последствия плохо поддаются оценке, необходимо четко понимать риски экономического и социального характера, с которыми сопряжено выполнение Россией ряда обязательств, связанных со вступлением в ВТО. Эти риски усугубляются проблемами институционального характера, существующими в российской экономике, что сильно ограничивает возможности государства по их минимизации. В настоящей работе представлен анализ рисков, связанных со вступлением России в ВТО, и дана количественная оценка потерь для различных секторов экономики в предположении, что государство не осуществляет последовательную политику по защите отечественного производителя.
Заключение
Итак, основываясь
на всем вышесказанном, можно
сделать следующие выводы. Присоединение
России к ВТО позволит создать
предсказуемые условия для
В
этой связи хотелось бы