Новый статус России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

16 декабря 2011 г. был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ. Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ с одной стороны и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех доходов консолидированного бюджета. Масштаб последствий поистине огромен.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические материалы и статистические данные, выяснить каким же именно является новый статус России в составе ВТО в настоящее время и каковы будущие перспективы присутствия РФ в данном интеграционном объединении.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа НОВЫЙ СТАТУС РОССИИ В СОСТАВЕ ВТО.docx

— 79.23 Кб (Скачать)
    1. Основные соглашения и основы регулирования международной торговли.

    Страны-члены ВТО  взаимодействуют в рамках недискриминационной  торговой системы, где каждая  страна получает гарантии справедливого  и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

      Основные  правила ВТО отражены в многосторонних  торговых соглашениях, которые  затрагивают торговлю товарами  и услугами, а также торговые  аспекты прав интеллектуальной  собственности, разрешение споров  и механизм обзора торговой  политики.

      ГАТТ в  новой редакции 1994 года сейчас  является основным сводом правил  ВТО по торговле товарами. Его  дополняют соглашения, касающиеся  специфических секторов, таких как  сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов  на различную продукцию, субсидий  и действий, предпринимаемых против  демпинга.

       Два фундаментальных соглашения ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

       Соглашение о недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

       Соглашение о доступе на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц. [2]

       Принципы  более свободного экспорта и  импорта услуг, независимо от  способа их поставки, будь то  трансграничная торговля, потребление  услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров. [1]

       Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

       Соглашение  о правилах и процедурах, регулирующих  разрешение споров, предусматривает  создание системы, в которой  страны могли бы урегулировать  свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они  могут следовать четко отлаженной  поэтапной процедуре, которая  предусматривает возможность решения  вопросов группой экспертов и  дает возможность подавать апелляцию  на данные решения с соответствующим  правовым обоснованием.      

 

 

 

 

Глава 2. Анализ преимуществ  торговой системы

2.1. Преимущества  присоединения России к ГАТТ/ВТО 

      Членство  какого-либо государства в ВТО  является в настоящее время  важнейшим условием его интеграции  в мировую экономику, создания  благоприятных возможностей для  наращивания своего экспорта.

       Не будет  преувеличением сказать, что установленные  ВТО нормы являются, по сути  дела, международным торговым законом.  Находясь вне общего правового  пространства, не будучи членом  этой организации, любое государство  обрекает себя на положение  аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются  общие правила. Это побуждает  присоединиться к ВТО, но одновременно  надо принимать и общие для  его членов обязанности.

      Для России  доступ к вышеназванным преимуществам  членства ВТО является насущной  необходимостью. Выигрыш от вступления  России в ВТО может не оправдать  ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится  сегодня в таком состоянии,  что не может без большого  ущерба для себя осуществлять  принципы свободной торговли  с другими странами. В условиях  падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других  отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья  и материалов, предприятия-производители  все больше ориентируются на  экспорт.

      Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит  возможность защититься от одностороннего  произвола в применении тех  или иных ограничительных мер,  в частности, от растущего количества  антидемпинговых расследований  по отношению к российским экспортным товарам.

      С другой  стороны, вступая в ВТО, Россия  принимает на себя и обязательство  соблюдать жесткие правила поведения.  Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.

      Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли. (Рис.2.2.1.)

 

Рис. 2.2.1. Структура экспорта России

 

       Между  тем существует мнение, что в  условиях экономического кризиса  следует устанавливать жесткие  ограничения для иностранной  продукции с тем, чтобы дать  собственным предприятиям возможность  модернизировать производство, наладить  выпуск конкурентоспособной продукции.  В этой связи задача заключается  в том, чтобы найти тот самый  правильный баланс, который с  одной стороны, обеспечивал бы  доступ на внутренний рынок  импортных товаров с тем, чтобы  поддерживалась нормальная конкуренция,  а с другой - чтобы она не превращалась в фактор разрушительного свойства для тех или иных отраслей хозяйства. [7]

 

2.2. Возможные отрицательные  последствия присоединения России  к ГАТТ/ВТО

      Многие  отечественные экономисты высказывают  опасения, что либерализация тарифно-таможенных  условий может пойти только  в одностороннем порядке - для  импорта в Россию.

      Действительно, мировой рынок уже давно поделен, и молодым российским компаниям просто не остается места на нем. К тому же в России после семи лет структурных реформ практически не осталось компаний, которые хоть в какой-то степени способны конкурировать даже на внутреннем рынке с мировыми монстрами. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”. Став полноправным участником ВТО, России придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности.

      Сегодня  в широком обращении находятся  оценки, согласно которым членство  России в ВТО связывается с  улучшением доступа на внешние  рынки для конкурентных видов  продукции на сумму 1-4 млрд. долл. ежегодно. Однако если брать во  внимание стоимостной объем российского экспорта, то получается, что расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально имеет значение, лишь для 5% нашего экспорта.

      Основная же часть российского экспорта, представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, не испытывает каких-либо торгово-политических трудностей и в настоящее время, без вступления России в ВТО. Главные ограничители здесь - возможности по увеличению добычи и пропускная способность транспортных систем. Снижение же пошлин на эти категории товаров, многие из которых на внешних рынках облагаются невысокими импортными сборами или вообще свободны от них, даст минимальный эффект.

      Особую  проблему представляет приведение  российского законодательства в  соответствие с нормами ВТО  и обязательствами России в  связи с ее присоединением. Более  половины действующих сегодня  федеральных экономических законов  не соответствуют нормам ВТО.  Предстоят кардинальные изменения  ряда федеральных законов, прежде  всего о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных  актов, формирование новых правовых  норм. Наиболее сложной и чувствительной  сферой российского законодательства, связанной с присоединением к  ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время  отсутствуют законодательные акты  о разделении компетенций и  ответственности между Федерацией  и регионами в сфере внешней  торговли.

      Процедура  присоединения к ВТО предусматривает  обязательное закрепление на  многие группы товаров принятого  этой организацией уровня таможенных  ставок, которые зачастую существенно  ниже (в среднем почти в три  раза) действующих в России.

      По отдельным группам товаров предусмотрено так называемое связывание пошлин - фиксирование их на определенном уровне с обязательством не превышать его в течение определенного времени. Помимо ставок таможенных пошлин “связыванию” подлежат также налоги и таможенные сборы. Очевидно, что подобные меры способны нанести серьезный удар не только по бюджету, но и по отечественному товаропроизводителю, который даже при нынешнем высоком уровне барьеров в ряде отраслей (автомобилестроение, легкая промышленность) с трудом противостоит более конкурентному импорту.         Получение Россией выгод из присоединения к ВТО далеко не безусловно и по другой причине. Известная поправка “Джексона-Вэника”, принятая в 70-е годы в США к закону о торговле и запрещающая применять в отношении группы стран, включая Россию, недискриминационный торговый режим, сохраняет свое действие и поныне. И хотя в 1994 г. статус России был несколько изменен, в соответствии с этой поправкой, Россия не может рассчитывать на безоговорочное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Отменить ее может лишь конгресс США, который пока делать это не намерен.

      По мнению  наиболее радикальных протекционистов,  если российская внешнеторговая  политика будет ориентирована  на выполнение требований ВТО,  то это необратимо направит  страну по характерному для  большинства государств “третьего  мира” зависимому пути развития  в роли сырьевого придатка, приведет  к консервации ее технологической  “второсортности” и общей стагнации.  В целом критики, призывающие  не спешить со вступлением  в ВТО, в качестве аргумента  выдвигают довод о том, что  выгоды от присоединения к  этой организации проявятся лишь  через несколько лет, в то  время как платить за этот  шаг придется уже сейчас. [3]

 

2.3. Вступление  России в ГАТТ/ВТО

       В основополагающих документах Генерального соглашения по тарифам и торговле не содержится отказа во вступлении в эту организацию любой стране мирового сообщества.

       Сама процедура вступления в ГАТТ/ВТО состоит из нескольких общих моментов:

- После получения заявления  на имя Генерального директора  ГАТТ/ВТО Совет представителей  образует рабочую группу для  изучения заявления на базе  основных документов, представленных  правительством страны-заявительницы,  включая, в частности, описание  режима внешней торговли, доказательства  соответствия внешнеторговой политики и законодательства страны принципам и нормам Генерального соглашения: “Меморандум о внешнеторговом режиме”.

-   Правительство страны, желающей стать участницей ГАТТ/ВТО,  отвечает на полученные от  государств-членов вопросы, касающиеся  не только внешнеторгового режима, но и большинства аспектов  экономической жизни - макроэкономической  политики, финансовой и кредитной  систем, механизма налогообложения.

-   Рабочая группа, изучив  все вопросы, представляет в  Совет доклад с рекомендациями  и, возможно, проект протокола  о присоединении страны-заявительницы.

- Страны-члены ГАТТ/ВТО  обсуждают доклад или проект  протокола, на основании которого  на своей очередной сессии  выносят решение. В правовом  плане протокол о присоединении  может рассматриваться как своеобразное  соглашение между вступающей  страной и государствами-участниками  Соглашения.

      По подобной схеме развивались взаимоотношения России с ГАТТ/ВТО. СССР в 1986 году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ/ВТО. В 1990 году СССР получает в ГАТТ/ВТО статус наблюдателя. Практика установила, что страны наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ/ВТО, а при определенных условиях - на заседаниях органов ГАТТ/ВТО. Они могут делать заявления и участвовать в дискуссии.

Информация о работе Новый статус России в ВТО