Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:38, курсовая работа
16 декабря 2011 г. был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ. Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ с одной стороны и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех доходов консолидированного бюджета. Масштаб последствий поистине огромен.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические материалы и статистические данные, выяснить каким же именно является новый статус России в составе ВТО в настоящее время и каковы будущие перспективы присутствия РФ в данном интеграционном объединении.
Страны-члены ВТО
взаимодействуют в рамках
Основные
правила ВТО отражены в
ГАТТ в
новой редакции 1994 года сейчас
является основным сводом
Два фундаментальных соглашения ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.
Соглашение о недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.
Соглашение о доступе на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц. [2]
Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров. [1]
Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.
Соглашение
о правилах и процедурах, регулирующих
разрешение споров, предусматривает
создание системы, в которой
страны могли бы урегулировать
свои разногласия в ходе
Глава 2. Анализ преимуществ торговой системы
2.1. Преимущества
присоединения России к ГАТТ/
Членство
какого-либо государства в ВТО
является в настоящее время
важнейшим условием его
Не будет
преувеличением сказать, что
Для России
доступ к вышеназванным
Кроме того,
Россия, будучи членом ВТО, получит
возможность защититься от
С другой
стороны, вступая в ВТО,
Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли. (Рис.2.2.1.)
Рис. 2.2.1. Структура экспорта России
Между
тем существует мнение, что в
условиях экономического
2.2. Возможные отрицательные
последствия присоединения
Многие
отечественные экономисты
Действительно, мировой рынок уже давно поделен, и молодым российским компаниям просто не остается места на нем. К тому же в России после семи лет структурных реформ практически не осталось компаний, которые хоть в какой-то степени способны конкурировать даже на внутреннем рынке с мировыми монстрами. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”. Став полноправным участником ВТО, России придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности.
Сегодня в широком обращении находятся оценки, согласно которым членство России в ВТО связывается с улучшением доступа на внешние рынки для конкурентных видов продукции на сумму 1-4 млрд. долл. ежегодно. Однако если брать во внимание стоимостной объем российского экспорта, то получается, что расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально имеет значение, лишь для 5% нашего экспорта.
Основная же часть российского экспорта, представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, не испытывает каких-либо торгово-политических трудностей и в настоящее время, без вступления России в ВТО. Главные ограничители здесь - возможности по увеличению добычи и пропускная способность транспортных систем. Снижение же пошлин на эти категории товаров, многие из которых на внешних рынках облагаются невысокими импортными сборами или вообще свободны от них, даст минимальный эффект.
Особую
проблему представляет
Процедура
присоединения к ВТО
По отдельным группам товаров предусмотрено так называемое связывание пошлин - фиксирование их на определенном уровне с обязательством не превышать его в течение определенного времени. Помимо ставок таможенных пошлин “связыванию” подлежат также налоги и таможенные сборы. Очевидно, что подобные меры способны нанести серьезный удар не только по бюджету, но и по отечественному товаропроизводителю, который даже при нынешнем высоком уровне барьеров в ряде отраслей (автомобилестроение, легкая промышленность) с трудом противостоит более конкурентному импорту. Получение Россией выгод из присоединения к ВТО далеко не безусловно и по другой причине. Известная поправка “Джексона-Вэника”, принятая в 70-е годы в США к закону о торговле и запрещающая применять в отношении группы стран, включая Россию, недискриминационный торговый режим, сохраняет свое действие и поныне. И хотя в 1994 г. статус России был несколько изменен, в соответствии с этой поправкой, Россия не может рассчитывать на безоговорочное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Отменить ее может лишь конгресс США, который пока делать это не намерен.
По мнению
наиболее радикальных
2.3. Вступление России в ГАТТ/ВТО
В основополагающих документах Генерального соглашения по тарифам и торговле не содержится отказа во вступлении в эту организацию любой стране мирового сообщества.
Сама процедура вступления в ГАТТ/ВТО состоит из нескольких общих моментов:
- После получения заявления
на имя Генерального директора
ГАТТ/ВТО Совет представителей
образует рабочую группу для
изучения заявления на базе
основных документов, представленных
правительством страны-
- Правительство страны,
желающей стать участницей
- Рабочая группа, изучив
все вопросы, представляет в
Совет доклад с рекомендациями
и, возможно, проект протокола
о присоединении страны-
- Страны-члены ГАТТ/ВТО
обсуждают доклад или проект
протокола, на основании
По подобной схеме развивались взаимоотношения России с ГАТТ/ВТО. СССР в 1986 году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ/ВТО. В 1990 году СССР получает в ГАТТ/ВТО статус наблюдателя. Практика установила, что страны наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ/ВТО, а при определенных условиях - на заседаниях органов ГАТТ/ВТО. Они могут делать заявления и участвовать в дискуссии.