Новый статус России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

16 декабря 2011 г. был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ. Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ с одной стороны и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех доходов консолидированного бюджета. Масштаб последствий поистине огромен.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические материалы и статистические данные, выяснить каким же именно является новый статус России в составе ВТО в настоящее время и каковы будущие перспективы присутствия РФ в данном интеграционном объединении.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа НОВЫЙ СТАТУС РОССИИ В СОСТАВЕ ВТО.docx

— 79.23 Кб (Скачать)

 

Введение

 

       Процесс  вступления Российской Федерации  в ВТО тянется 18 лет, начиная  от заявки на присоединение  к ГАТТ в 1993 г. Как известно, для вступления в ВТО необходимо  согласие всех 153 ее членов. И если  сначала, когда переговоры были  многосторонними, переговорный процесс  шел довольно-таки активно, то  в двусторонних переговорах выявилось  немало трудностей. Наиболее сложными  оказались переговоры с ЕС, Китаем  и США, а в последние годы  – и с Грузией.

 

       16 декабря  2011 г. был подписан протокол  о присоединении России к ВТО. Вступление в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ. Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ с одной стороны и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех доходов консолидированного бюджета. Масштаб последствий поистине огромен.

 

       Вместе с тем, до сих пор нет четкого и однозначного ответа на вопрос, какой социально-экономический эффект получит Россия от вступления в ВТО. В значительной степени это связано с тем, что детальные обязательства по изменению ставок и квот были опубликованы лишь после подписания протокола. Но даже предварительные оценки, подготовленные государственными и независимыми исследовательскими организациями, не позволяют с уверенностью утверждать, что общий эффект будет положительным.

 

      В ситуации, когда последствия плохо поддаются  оценке, необходимо четко понимать  риски экономического и социального  характера, с которыми сопряжено  выполнение Россией ряда обязательств, связанных со вступлением в  ВТО. Эти риски усугубляются  проблемами институционального  характера, существующими в российской  экономике, что сильно ограничивает  возможности государства по их  минимизации.

     

      Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические материалы и статистические данные, выяснить каким же именно является новый статус России в составе ВТО в настоящее время и каковы будущие перспективы присутствия РФ в данном интеграционном объединении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы функционирования ГАТТ/ВТО

    1. История и основные принципы ГАТТ/ВТО

        В  современном мире активно развиваются  процессы глобализации, характеризующиеся  массовым перемещением товаров,  услуг, капитала и быстрым распространением  достижений научно-технического  прогресса. В результате растёт  зависимость стран и регионов  друг от друга, складывается  целостная система мировой экономики.  С середины прошлого века возникла  и активно совершенствуется система  управления мировым хозяйством. Были созданы международные органы: ООН - политический аспект, ГАТТ/ВТО  - внешнеторговый, ЮНЕСКО - культурный, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) - валютно-финансовый  и другие многочисленные специализированные  организации. 

        Всемирная торговая организация была учреждена в 1994 г. как преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Разработка последнего началась в конце второй мировой войны и завершилась в 1947 г. подписанием 23 странами многостороннего межправительственного соглашения о режиме торговли и торговой политики, которое определяло правила международной торговли и процедуры разрешения торговых конфликтов.

        За время существования ГАТТ было проведено восемь раундов международных торговых переговоров. Последний, так называемый "Уругвайский раунд" (1986-1994 гг.), завершился разработкой пакета документов, ставших правовой базой современной международной торговли. На его основе ГАТТ было преобразовано во Всемирную торговую организацию, которая начала функционировать с 1995 г. Странами-учредителями стали все участники ГАТТ (128 государств) которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.

       Наряду с постоянными членами в ВТО присутствуют так называемые наблюдатели. Статусом наблюдателя обладают, как отдельные страны, так и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ, МБРР и др., региональные группировки, товарные ассоциации.

        ВТО, в отличие от ГАТТ, имеет статус юридического лица. Существенно расширилась сфера ее деятельности: новые соглашения касаются торговли услугами и торговых аспектов интеллектуальной собственности. ВТО имеет более отлаженный механизм принятия решений и контроля за их выполнением. Были внесены изменения и во взаимоотношения с развивающимися странами. При вступлении в ВТО им предоставляются относительно более мягкие условия и более продолжительный период реализации их обязательств. Кроме того, они могут повышать таможенные тарифы для защиты своей экономики, а развитые страны обязуются снижать свои тарифы на товары из развивающихся стран.

        Новые правила определили более жёсткие условия для стран-членов ВТО. По новым правилам необходимо привести национальное законодательство, нормативные акты и административные правила в соответствие с соглашениями, составляющими правовую основу ВТО. Пакет документов, на основе которого строится деятельность BTO, включает более 50 "Международных торговых соглашений". Кроме того, в систему соглашений входят секторальные соглашения (тарифные инициативы): по гармонизации торговли химическими товарами, по информационным технологиям и др.

        Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер, возможно, в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО.

       Основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах:

  • принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников;
  • принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг;
  • принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО.

       Осуществляя государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, каждая страна-член ВТО должна соблюдать принятые правила игры и обязательства, которые не всегда соответствуют её интересам и проводимой торговой политике.

       Так, принципы режима наибольшего благоприятствования и национального режима содержат ряд исключений, которые касаются интеграционных объединений (таможенные союзы и зоны свободной торговли). Обязательства по предоставлению национального режима, например по услугам, должны быть зафиксированы в Перечне специальных обязательств. При этом особо должны быть оговорены изъятия из национального режима. В противном случае член ВТО обязан будет такую услугу предоставить.

        Принцип отказа от количественных ограничений (квоты, импортные или экспортные лицензии и др.) имеет исключения, если возникает необходимость ликвидировать нехватку продовольствия или других основных товаров на внутреннем рынке или обеспечить платежный баланс (в случае его серьезного дефицита). [9]

 

    1. Структура и институциональная основа ГАТТ/ВТО

        ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

        Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

        Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. [4]

       Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Она проводится не реже одного раза в два года на уровне, как правило, министров торговли или министров иностранных дел стран-членов ВТО. Принимаются решения по наиболее важным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

       Генеральный совет отвечает за проведение обзоров торговой политики, разбирает торговые споры между членами ВТО, а также контролирует деятельность подчиненных ему органов - советов, которые осуществляют наблюдение за реализацией Генеральных соглашений по торговле товарами, услугами.

       В состав ВТО входят также десятки специализированных комитетов, рабочих и экспертных групп, которые занимаются такими вопросами, как проработка торговых аспектов окружающей среды, инвестиции, правила конкуренции, действия региональных торговых соглашений, развитие электронной торговли, а также прием новых членов.

      Исполнительным органом ВТО является секретариат. В его подразделениях занято 500 штатных сотрудников. Он оказывает техническую поддержку различным советам и комитетам, техническое содействие развивающимся странам в анализе мировой торговли; консультирует правительства стран, желающих вступить ВТО, и т. д

       Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специализированные органы.

       Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято 500 человек. Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

      Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения (Рис.1.1.2.)

Рис.1.1.2. Институциональная основа ГАТТ/ВТО

 

       Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

       В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).

      Обращает на себя внимание процедура принятия решений. В международных организациях, например в МВФ, число голосов у той или иной страны зависит от её веса в мировой экономике и от взносов в эти организации. Так, США имеют в МВФ 17% голосов, а Камбоджа - 0,05%. Иначе обстоит дело во Всемирной торговой организации. Все соглашения и договоренности являются результатом переговоров между членами организации и, как правило, принимаются на основе консенсуса, хотя предусмотрено и голосование.

      Толкование положений соглашений по товарам, услугам и по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, а также освобождение от принятых обязательств - принимаются при 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов. Добиться согласия сторон очень не просто, особенно когда участников переговорного процесса - почти полторы сотни. Поэтому механизмам согласования в ВТО всегда уделялось самое серьезное внимание.

Информация о работе Новый статус России в ВТО