«Новый курс» в США. Концепция «экономики спроса»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Содержание

Введение
«Новый курс» в США. Концепция «экономики спроса»
Государственное регулирование в США после Второй мировой войны. Концепция «экономики предложения»
Государственное регулирование во Франции. Народный фронт.
Государственное регулирование во Франции после Второй мировой войны. Политика «дирижизма»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 49.62 Кб (Скачать)

Концепции «экономики спроса»  и «экономики предложения» при их кажущейся несовместимости были на деле двумя взаимодополняющими стратегиями государственного воздействия на экономику. Стратегия «экономики предложения» выступала как средство экономического роста, сопровождаемого углублением социального неравенства, а стратегия «экономики спроса» зарекомендовала себя

как средство перераспределения  национального дохода в целях  расширения

покупательной способности  основной массы населения. Оборотной  стороной

государственной стратегии  «экономики спроса» являлось углубление бюджетного дефицита и снижение возможностей частнокапиталистического накопления, в результате чего ей в определенный момент вновь предпочитают «экономику предложения».

 

            Государственное регулирование  во Франции. Народный фронт.           

Экономика Франции, как и других промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако степень

свободы ценообразования  задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием.

Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство  во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции. Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрасли-монополисты (газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (национальный и коммерческие банки, страховые компании и т.д.). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. Во втором случае государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры деятельности этих

отраслей, побуждая их к конкуренции  с частным сектором. Эта специфика

экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми  и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования. Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.

Впервые опыт прямого вмешательства  государства в функционирование экономики был применен по Франции для преодоления последствий экономического кризиса начала 1930-х гг. До 1936 г. французское правительство предпочитало дефляционную политику политике девальвации. При дефляционной политике снижаются производственные расходы, стимулируется вывоз товаров и тормозится ввоз. Однако во времена конъюнктурного спада, как в 1930-е гг., дефляционная политика обречена на неудачу, поскольку проблема затрагивает весь объем мировой торговли, а не долю каждой отдельной страны на мировом рынке. В этом случае дефляция оказывается малоэффективной. Курс на девальвацию означал обесценение валюты, то есть отход от золотого стандарта и установление обменного курса валютными учреждениями. До 1936 г. французское правительство

придерживалось ранее  установленного курса валюты, то есть отказывалось

проводить политику девальвации, вследствие чего внутренний уровень  цен во Франции был снижен настолько, что преимущество Великобритании и США с их более дешевыми валютами было сведено на нет. Однако за это пришлось дорого заплатить: безработица продолжала расти, а объем промышленного производства упал ниже трех четвертей докризисного уровня. Как в платежном балансе, так и в бюджете существовал дефицит. Сопротивление дефляции нарастало, особенно среди крестьянства. Это проложило дорогу правительству Народного фронта во главе с Леоном Блюмом, лидером Французской социалистической партии. В 1936-1937 гг. правительство Народного фронта последовательно начало проводить курс экономических реформ. Были сняты ограничения с роста заработной платы в промышленности, что привело к обесценению французского франка. Политика цен предусматривала поддержку аграрного сектора путем

введения гарантированных  минимальных цен на сельскохозяйственные продукты. Были предприняты меры по подготовке национализации ряда промышленных предприятий, а также Банка Франции. Правительство активно участвовало в заключении соглашений между руководством промышленных предприятий и бастующими рабочими. В 1936 г. были приняты декреты о сокращении рабочего дня, об организации общественных работ и гарантированном уровне минимальной заработной платы. Однако все эти меры привели к увеличению дефицита бюджета,

и в 1937 г. правительство Народного  фронта было вынуждено прекратить реформы и отойти от власти. Однако Франция вернулась к практике государственного регулирования после Второй мировой войны.

Государственное регулирование  во Франции после Второй миро-

вой войны. Политика «дирижизма».

Во Франции на протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное

регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма"

(государственного регулирования  экономики). Начало французской системы

регулирования цен было положено законами от 39 июня 1945 года, которые

провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года.

Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое

снижение покупательной  способности французского франка обусловили

необходимость принятия решительных  мер по контролю за ценами. В январе- феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров.

В конце 1947 года , с учетом некоторого повышения темпов восстановления

экономики, была заимствована политика "контролируемого роста  цен", в

соответствии с которой предприниматели получили право повышать цены,

предупредив об этом государственные  органы, которые могли отменить эти

изменения. Однако уже в  начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установления. В течение восьми

последующих лет правительством Франции были приняты 6 законов о  блокировке цен, которые привели к постоянному ужесточению ценового контроля. В 1960-1962 гг. была проведена почти полная либерализация цен а промышленные товары. Однако уже с середины 1963 г. правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на уровне 31 августа 1963 года в связи с новой экономической политикой("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на

некоторые продукты питания  и услуги.

В период с 1965 по 1972 государственное  регулирование цен осуществлялось

через "контракты стабильности" (1965г.), "программные контракты" (1966г.) и "контракты против повышения цен" (1971г.).

В соответствии с "контрактами  стабильности" государство заключило  с

предприятиями соглашения, по которым эти предприятия имели  право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие. Основная цель заключалась в поддержании стабильности общего уровня цен. В соответствии с "программными контрактами" государство способствовало такой эволюции цен, которая отвечала бы условиям международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с "контрактами стабильности" ранее подвергались контролю. В соответствии с " программными контрактами" предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе

выхода на внешние рынки, а также информацию, связанную  с формированием цен, технико-экономическую характеристику товаров, показатели производительности труда, методы финансового управления и т.д. "Контракты против повышения цен" имели целью обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста инфляционного развития экономики. При принятии предприятиями этих контрактов правительство принимало на себя обязанность не принимать меры, ведущие к росту издержек производства.

В 70-х годах правительство  Франции стало применять систему  мер по блокировке и регулированию цен. Со второй половины 1975 года были временно заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного секторов, а с апреля по декабрь 1976г. цены в госсекторе могли повышаться на определенное количество процентов. При этом между государством и предприятиями были заключены контракты, по которым последние обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию.

В первой половине 70-х годов  правительство проводило жесткую  политику

ограничения доходов во всех секторах экономики. В соответствии с этой

политикой в государственном  секторе не возобновлялись контракты,

предусматривающие увеличение зарплаты, а в частном секторе  зарплата служащих не должна превышать зарплату государственных служащих.

С середины 70-х годов экономическое  положение Франции резко ухудшилось в связи с 4-кратным повышением мировых цен на нефть, в результате чего темпы роста значительно сократились, а темпы роста цен возросли. Резкое повышение внутренних цен привело к росту забастовочного движения. В свою очередь, предприниматели для сохранения прибыли и обеспечения возможности самофинансирования неоднократно повышали цены, раскручивая этим спираль "заработная плата - цены".

В этот период стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с

использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает рынок негибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг.

Предприятия, которые в  связи с блокировкой цен не могли их повысить на

контролируемых рынках, терпели  убытки и не имели достаточно средств  на

возобновление производства и увеличение инвестиций. Как считают  французские экономисты, основным недостатком блокировки цен является затруднение инвестирования и рост бюрократизации. Следует также обратить внимание на низкую эффективность контроля за ценами в борьбе против инфляции, так как ее темпы в середине 70-х (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где регулирование проводилось не административными, а косвенными экономическими методами.

Контроль за ценами привел также к таким негативным последствиям, как рост импорта, так как стало выгоднее покупать некоторые товары за границей, чем производить их во Франции. Другой чертой стало ослабление позиций французских предприятий в конкурентной борьбе с филиалами ТНК, которые часто продавали свои товары дешевле для завоевания рынка.

В 1973 г. правительство Франции  либерализовало цены на промышленную

продукции. Однако программа  либерализации осуществлялась достаточно

осторожно. На первом этапе  были отобраны отрасли, где имелась  сильная

международная конкуренция (часовая и шарикоподшипниковая промышленности); отрасли, где в силу специфики не наблюдались резкие скачки цен (пищевая промышленность); отрасли, которые из-за социального обеспечения имели стабильный рынок (фармацевтическая промышленность).

Безусловно, жесткий контроль за ценами в течение почти 30 лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства. В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе "дирижисткого" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках.

В течение первой половины 80-х гг., особенно после поражения  социалистов,

процесс либерализации цен  продолжался и, к 1986г. было освобождено  около 90% цен.

Постановление Совета Министров  Франции от 1 декабря 1986г., отменившее

постановление от 30 июня 1945 г., ввело практически полную свободу  цен на

товары и услуги. Оно  отменило право правительства в  любой момент вмешиваться в процесс ценообразования. Это означало свободное формирование цен в процессе конкуренции.

Исключение из свободного ценообразования составляют отрасли, где

регламентация необходима (здравоохранение, общественный транспорт).

Вмешательство администрации  в процесс формирование цен допускается  при кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для исправления положения. Срок, в течение которого общественные власти в лице Государственного совета Франции правомочны вмешиваться, ограничен шестью месяцами. При этом временная регламентация цен вводится лишь после консультации с Советом по конкуренции и Национальным советом по потреблению.

В стране законодательно определены общие принципы свободного ценообразования и основные условия, при которых они могут реально осуществляться. Первым и важнейшим условием является наличие свободы выбора товара или услуги и продавца. Должна быть обеспечена и достоверная информация о продаваемых товарах.

Либерализация цен не означает полного невмешательства государства  в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства на микроуровне к системе глобального регулирования для экономики Франции означает лишь изменение формы вмешательства (переход от жесткого "дирижизма" к методам косвенного воздействия на рынок и цены). Поэтому не случайно, что одновременно было принято постановление о ценовой конкуренции в промышленности, в соответствии с которым запрещалось создание любых союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Запрещались также заключения любых соглашений о "минимальных ценах", либо о "рекомендуемых ценах" на товары.

Либерализация цен привела  к необходимости изменения структуры  государственных регулирующих органов. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а после 1986 г. он был преобразован в Совет по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. На Совет возложена обязанность оценивать правильность экономических поступков предприятий, определять их соответствие нормам

Информация о работе «Новый курс» в США. Концепция «экономики спроса»